bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

БОЛЬШИЕ ЮБИЛЕИ В ТОМСКЕ
грановский.jpg

В Томскую филармонию с 9 марта 2021 года начали поступать новые музыкальные инструменты в рамках юбилейных мероприятий к 75-летию основания филармонии и симфонического оркестра.

В мае филармония и оркестр отмечают 75-летие со дня своего образования. И чтобы концерты старейшего в Сибири оркестра проходили на достойном уровне, решено существенно обновить парк музыкальных инструментов. Их приобретение значится первым пунктом в программе юбилейных мероприятий, которую утвердил губернатор Томской области Сергей Жвачкин.

- Практически все 75 лет вопрос обеспечения главного творческого коллектива Томской области качественными инструментами всегда стоял очень остро, но закупка инструментов на сумму в 25 миллионов рублей – самое крупное за последние годы финансовое вливание со стороны областной администрации, – комментирует событие начальник департамента культуры Томской области Павел Волк. Юбилей филармонии, по его словам, это самое значимое событие в культурной жизни региона. Большая концертная арфа известной американской фирмы стоимостью около 4,5 млн. рублей стала первым дорогим и весомым подарком к предстоящим торжествам. Первым, но не единственным. до начала нового сезона оркестр получит еще 17 новых инструментов, в том числе пять валторн и четыре контрабаса.

- «Соглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета» предусмотрено и обновление одежды сцены Большого концертного зала, создание галереи «История Томской филармонии» на Набережной реки Ушайки и выпуск подарочного альбома «Томской филармонии - 75». Кроме того, в этом году и томский орган отпразднует свое 40-летие. В целом из областного бюджета на нужды филармонии выделено 50 миллионов рублей, – уточняет директор филармонии Наталия Чабовская. - Впереди у творческих коллективов гастроли по области, выступления перед жителями села. И, конечно, томичей ждут юбилейные концерты, которые пройдут как в залах филармонии, так и на открытой площадке.-

Сегодня в состав Томской областной государственной филармонии, помимо Томского АСО, входят следующие коллективы: ансамбль народных инструментов «Сибирские узоры», струнный квартет «Фаэтон», фортепианный дуэт «Ad Libitum», концертно-камерный отдел (солисты-вокалисты, органисты и пианисты).

Оркестр-юбиляр под руководством художественного руководителя и главного дирижера Михаила Грановского уже готовится и к дальним гастролям. В октябре он планирует принять участие в VI Симфоническом Форуме России, который пройдет в Екатеринбурге, а в декабре в Москве, в новом концертном зале «Зарядье».

В историю старейшего оркестра в Сибири, созданного в 1946-м году потомственным дирижером, выпускником Варшавской консерватории Моисеем Малометом, вписаны не только города и сцены, где он выступал (например, первым из всех симфонических оркестров страны в 1963 гастролировал в Заполярье), но и имена выдающихся и известных дирижеров, которые сотрудничали с ним – Карла Элиасберга, Абрама Стасевича, Лео Гинзбурга, Эмина Хачатуряна, Арнольда Каца, Саулюса Сондецкиса, Вероники Дударовой, Илмара Лапиньша, Александра Сладковского, Сесара Альвареса, Владимира Понькина и др.

Если обнародовать полный список солистов, с которыми выступал Томский оркестр за 75 лет, то он займет значительно больше места, и там будут имена мирового звучания, от Святослава Рихтера и Мстислава Ростроповича до Дениса Мацуева и Вадима Репина.

В этом году исполняется и 50 лет со дня рождения маэстро Михаила Грановского. За три года, что он возглавляет оркестр, качество его звучания значительно улучшилось, приближаясь к модели современного оркестра.

- Современный оркестр, на мой взгляд, отличает, прежде всего, гибкость и мобильность, - поясняет Михаил Грановский. – Он должен качественно работать не только с главным дирижером, но и с любым приглашенным. Это оркестр, в репертуаре которого есть произведения классицизма, романтизма, импрессионизма, симфонии Малера, большой пласт русской музыки и сочинения авторов ХХ и XXI веков, то есть, который может уверенно исполнять Моцарта, Брамса, Рихарда Штрауса, Дебюсси, Чайковского, Шостаковича, Денисова и Тарнопольского, например. В моем понимании современный оркестр – тот коллектив, который в состоянии сыграть любую мировую премьеру современных композиторов, обладающий полным составом музыкантов и имеющий в своем арсенале все современные музыкальные инструменты.

С приходом в Томский академический симфонический оркестр Михаила Грановского, ученика выдающегося дирижера современности Геннадия Рождественского, репертуар коллектива значительно расширился, прежде всего, за счет произведений отечественных и западных композиторов XX и XXI вв., а также редко исполняемых сочинений XIX века. Под его руководством состоялись мировые и российские премьеры сочинений Андрея Тихомирова, Дмитрия Смирнова, Владимира Тарнопольского, Константина Лакина и победителя всероссийского конкурса «Другое пространство» Алексея Чернакова. Многие из них прозвучали в рамках масштабного фестиваля «Классическое лето им. Эдисона Денисова», где крупным событием в культурной жизни не только Томска, но и России стала постановка юношеской оперы уроженца Томска Э. Денисова «Иван-солдат» силами Томского оркестра, солистов Томской и Новосибирской филармонии и Томского музыкального колледжа.

Благодаря новому абонементу оркестра «Музыка мира» томичи открыли для себя много интересных авторов, познакомились с национальной культурой Великобритании, Франции, Германии, скандинавских стран. А в концерте «Музыка Чехии» в феврале 2021 г. состоялись две российские премьеры: Концерт для 2-х фортепиано с оркестром Богуслава Мартину и «Медитация на старочешский «Святой Вацлав» Йозефа Сука. В цикле абонементных концертов «Венский час», запущенном два года назад, участвовали как начинающие музыканты (пианистка Ева Медведко), так и известные дирижеры-солисты – Александр Рудин, Михаил Аркадьев, Костантин Маслюк, Петр Белякин.

За последние три сезона вместе с Томским академическим симфоническим оркестром выступили такие выдающиеся мастера музыкальной сцены, как Денис Мацуев, Вадим Репин, Борис Березовский, Виктория Постникова, Сергей Догадин, Алена Баева, Клод Делангль (Франция), Александр Рамм, Айлен Притчин, Ирина Стачинская, Денис Шаповалов, Сергей Поспелов, Гайк Казазян, Екатерина Мечетина, Алексей Набиулин, Евгений Михайлов, Гарри Агаджанян, Борис Андрианов, Джемал Алиев и другие. Нельзя не вспомнить успешные гастроли симфонического оркестра в Великом Новгороде и Казани, где коллектив филармонии представлял культуру Томской области. А в 2020 г. оркестр с большим успехом выступил в Концертном Зале им. Чайковского в Москве.

В дни пандемии Томская филармония одной из первых филармоний страны перешла на онлайн-трансляцию симфонических, камерных и органных концертов. Трудный, но уникальный опыт работы творческих коллективов в залах без слушателей показал, что вся филармония подошла к своему юбилею в хорошей творческой форме. К тому же, за счет вещания через свой YouTube-канал коллективы филармонии расширили аудиторию своих постоянных слушателей до границ Европы, Азии и Америки.

Сегодня цифровизация – одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений деятельности филармонии, которая живет в согласии с законами времени.



Текст: Татьяна ВЕСНИНА