bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Именинный торт и рождение оркестра
malomet_04.jpg

5 мая исполняется 150 лет со дня рождения М.И. Маломета, первого дирижера симфонического оркестра Томской филармонии.

На день рождения Моисея Маломета всегда пекли «Наполеон». Этот обычай завела еще до войны его жена, Анна Константиновна, красивая женщина с красивым сопрано. Но чего стоило ее сестре, Дарье Кондратьевне, которая после смерти Анны Константиновны в 1937-м, вела хозяйство в доме дирижера Маломета, вернуться к семейной традиции в послевоенную весну 1946-го года!

По карточкам ни молока, ни масла, ни муки, ни сахара много не получишь, даже если у тебя на руках карточки директора Горсада плюс специальный паек преподавателя музучилища. Покупать на базаре у частного сектора – весь месячный доход семьи истратить. А семья большая. На попечении главы семьи было несколько человек.

Но и без «Наполеона» нельзя. Во-первых, юбилей – 5 мая исполнялось 75 лет почетному гражданину Томска, потомственному дирижеру Моисею Исаевичу Маломету. Во-вторых, назначение. Приказа еще не было, но слухи о том, что именно он возглавит симфонический оркестр, уже носились в воздухе. Да разве можно было назвать слухами ежедневные репетиции, которые шли в музыкальном училище и у него дома?!

Репетиция будущего

…Долгожданное «завтра» рождалось под пение птиц во дворе и активные хлопоты Дарьи Кондратьевны на кухне. В отличие от своей сестры она не стала менять неблагозвучное отчество – не певица, а обычной домохозяйке и Кондратьевна подходит.

Семья Моисея Маломета жила в двухэтажном деревянном доме № 46 по проспекту Фрунзе – на бывшей Нечаевской улице. Здесь хранилась самая большая на тот момент нотная библиотека в Сибири – 10 тысяч оркестровых, оперных партитур и клавиров.

«Нотной библиотекой Моисея Исаевича беспрепятственно пользовались все педагоги всех специальностей, - вспоминал Сергей Королев, заслуженный работник культуры РСФСР. – Музыканты создаваемых музыкальных театров Сибири (из Новосибирского оперного, Кемеровской и Красноярской оперетты) постоянно наведывались в Томск к Маломету за партитурами и оркестровыми партиями различных опер и оперетт.

Работа над созданием оркестра уже началась: на 10 мая был назначен первый концерт оркестра при Томской филармонии. Ее тоже еще не было. Ни на бумаге, ни физически (первое здание учреждение получит только в 1947-м году). Но со дня на день из Москвы ожидали положительного решения вопроса.

Симфония послевоенной весны

Уж сколько сил приложил он, опытный дирижер и организатор пяти тысяч концертов во время войны, чтобы в его родном и любимом Томске была создана филармония и снова, как и прежде, играл симфонический оркестр! Письма-ходатайства об организации филармонии получили все партийные органы Томска и Новосибирска, да, пожалуй, и Москвы. Первое письмо общественности, подписанное музыкантами Ленинградской консерватории во главе с внуком Николая Римского-Корсакова, было написано еще в 1942-м, когда Маломет был еще представителем Новосибирской краевой филармонии.

Решения из Москвы он ждал с нетерпением. Но без дела не сидел. Надо было заново собирать оркестр. Созданный им в 1920 году Томский симфонический оркестр еще 1938-м году оказался в составе краевой филармонии с центром в Новосибирске. Многие музыканты туда и перебрались. Он же остался в Томске, до 1940 года работал в должности уполномоченного Новосибирской краевой филармонии, а в годы войны стал директором Горсада, не оставлял и преподавание хорового дирижирования в училище. Здесь он и познакомился со многими эвакуированными музыкантами и сотрудниками Комитета по делам искусств СССР. Вместе с ними организовывал концерты в госпиталях и воинских частях.

После отъезда Комитета в 1944-м году в Москву, опытный музыкант и активный общественный деятель возглавил концертно-эстрадное бюро (прообраз будущей филармонии), а как уполномоченный Всесоюзного гастрольно-концертного объединения продолжал организовывать концерты симфонической музыки. И все эти годы Моисей Исаевич не переставал мечтать о симфоническом оркестре. Необходимость для молодой области своего оркестра он понимал, как никто другой.

В Томске уже работал один оркестр – при Томском драматическом театре имени Валерия Чкалова. Всех музыкантов, которые там играли Моисей Исаевич знал прекрасно, с некоторыми работал еще до войны, с другими познакомился в училище. На этих проверенных временем и дружбой музыкантов он и опирался, когда ему поручили создать симфонический оркестр будущей Томской филармонии.

Первыми музыкантами в создаваемом им оркестре и стали оркестранты драматического театра, в том числе скрипач Самуил Львоич Зиссер, виолончелист Николай Константинович Александриди, скрипач Семен Дмитиревич Пичугин, Дмитрий Иванович Валенюк, Георгий Сергеевич Вихарев, Мефодий Сергеевич Галов, Семен Васильевич Коробченко, Карл Иванович Ленгард, Регина Ренгольдовна Пумпурс, Елена Александровна Садникова, Герберт Израилевич Цуккер. У многих была прекрасная европейская школа – Рижская, Одесская, Московская, Ленинградская Харьковская консерватории. Кроме того, он опирался на силы музыкального училища, где работал и где дирижировал оркестром.

malomet_02.jpg   malomet_01.jpg

Наставник музыки

Сам Моисей Исаевич окончил Варшавскую консерваторию еще в конце XIX века. К моменту открытия филармонии его дирижерский стаж насчитывал уже 55 лет, а музыкантский – 65.

Ему было десять, когда он впервые сел в отцовский оркестр за последний пульт первых скрипок. Шла весна 1881 года. В том же году сын дирижера и владельца оркестра, который работал в театре Евграфа Королёва, поступил в реальное училище. Музыкальное образование по классу скрипки и фортепиано будущий первый главный дирижер Томского симфонического оркестра получал у отца, Исайи Семеновича Маломета. Кстати, фамилия Маломет – искаженное с иврита «меламед», что означает учитель в хедере, наставник. Первый дирижерский опыт Маломет-второй, как стали называть в Томске, Моисея Исаевича, получил также в камерном оркестре отца.

Но домашнего образования для работы с оркестром оказалось недостаточно, и Моисей Маломет сначала год учится у превосходного скрипача Якова Медлина (1894-1895), основам композиторского мастерства и вокалу у вокального педагога В.А. Розанова, поступив в музыкальные классы Томского отделения Императорского Русского музыкального общества. В возрасте 25 лет, заработав деньги в оркестре и при благотворительной поддержке томских купцов, уезжает в Варшаву, где поступает в Варшавскую консерваторию, учится по классу фагота и фортепиано.

Вернувшись в 1898 году в родной Томск со званием дирижера-капельмейстера, он вновь встает за пульт оркестра при театре Евграфа Королева. С 1901 года работает капельмейстером в Томском общественном собрании, где выступали и драматическая актриса Вера Комиссаржевская, и исполнительница романсов Анастасия Вяльцева. В 1903 – 1904 годах добровольцем в составе 8-го Томского Сибирского пехотного полка участвовал в Русско-японской войне, участвовал в боях. А в 1907 году уже успешно выступал в городах Сибири и Дальнего Востока. А в 1913-м году журнал «Вокруг света» называл Моисея Маломета «известным в Сибири дирижером».

Маломет Второй никогда не вступал ни в какие партии. Февральскую и Октябрьскую революции принял как неизбежность. Тем более новая власть тоже нуждалась в музыке. И в 1917-м году он стал одним из организаторов Союза оркестрантов. Это был первый профсоюз работников культуры в Томске.

Но если раньше Маломет, сын Маломета, дирижировал опереттой, то в годы Гражданской войны востребованы стали марши и песни. Моисей Исаевич стал организатором военно-шефской комиссии по обслуживанию военного гарнизона. И до конца своей жизни он состоял в этой комиссии. Не раз выезжал с концертами в военные части. И рабоче-крестьянская армия всегда выражала искреннюю благодарность маэстро за приобщение к классической музыке.

Моисей Исаевич обладал и педагогическим даром. Даже для него самого это стало неожиданным открытием, когда в 30-е годы он пришел в музыкальное училище вести класс оркестрового дирижирования. И даже возглавив симфонический оркестр филармонии, Маломет не прекращал педагогической деятельности.

«В тяжелые послевоенные годы в старом нашем училище (на Ленина, 99) зимой было холодно. С разрешения дирекции студенты в особенно холодные дни сидели на занятиях в верхней одежде. Холод донимал всех. Но только не Моисея Исаевича! …Стройный, подтянутый, в неизменной костюмной тройке, с ухоженной бородой и усами, с пышной, вьющейся шевелюрой, он часто подтрунивал над нами, зябнувшими студентами. «И это называется молодежь?!» – таким его запомнил будущий дирижер, композитор, заведующий музыкальной частью Томского драматического театра Сергей Королев.

Для всего музыкального Томска Моисей Исаевич Маломет был олицетворением русского интеллигента. Авторитет его был невообразимо высок, его приглашали в жюри различных конкурсов и смотров.

malomet_03.jpg

Оркестр родился!

В первую послевоенную весну звуки симфонической музыки возвестили Томску о рождении нового творческого коллектива – симфонического оркестра Томской филармонии. И о рождении самой филармонии, первой за Уралом.

В мае 1946 года Комитет по делам искусств СССР издал приказ о создании в Томске филармонии. 22 мая - дату подписания документа, принято считать днем рождения Томской областной государственной филармонии. Моисей Исаевич расценил этот документ как самый дорогой подарок к своему 75-летию.

В честь образования Томской филармонии и оркестра был дан концерт. Почетный гражданин Томска, потомственный дирижер Моисей Маломет встал за пульт созданного им оркестра. Он же составлял программу, которая включала золотые страницы симфонической музыки: Увертюру к опере «Руслана и Людмилы» М. Глинки, сюиту «Комедианты» Д. Кабалевского, «Итальянское каприччио» П.И. Чайковского и сюиту из музыки к драме «Пер Гюнт» Э. Грига.

Численность первого состава оркестра, в который Маломет пригласил недавних фронтовиков, составляла чуть более 40 человек. И главный дирижер продолжал укомплектовывать оркестр кадрами. Один из первых приказов филармонии гласит, что М.И. Маломета выезжает в командировку в Алма-Ату, Ташкент и на Урал – набирать музыкантов в оркестр. Уже осенью 1946 года оркестр выехал на свои первые гастроли в районы области.

Всего год Моисей Исаевич был главным дирижером Томского симфонического оркестра, затем передал руководство оркестром его первой скрипке – молодому талантливому музыканту, Соломону Зиссеру.

Умер М.И. Маломет на 90-м году жизни в 1960-м году. По воспоминаниям старожилов, на похоронах почетного гражданина Томска играли музыканты трех оркестров. Свою нотную библиотеку он завещал Томскому симфоническому оркестру и Томскому музыкальному училищу.


Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: из архива филармонии.