bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ДЕСЯТЬ ФАКТОВ О СИМФОНИИ МУЖЕСТВА
shost_web.jpg

ДЕСЯТЬ ФАКТОВ О СИМФОНИИ МУЖЕСТВА:

1. Когда началась война, Дмитрий Шостакович пришел на призывной пункт записываться в добровольцы, ему отказали по причине плохого зрения. Тогда он записался в пожарную бригаду Ленинградской консерватории. Фотография композитора в пожарной каске обошла весь мир. Журнал «Time» в июле 1942 года поместил ее на обложку со словами: «Среди взрывов и бомб в Ленинграде он слышит аккорды победы».

2. Работу на Седьмой симфонией Шостакович начал в июле 1941-го. Он хотел в почти стенографической манере записать все переживания военного времени. С партитурой он не расставался – брал ее даже на крышу консерватории, когда выполнял обязанности пожарного. «Знаете, - говорил композитор после войны, - иногда можешь все-таки оторваться, а тогда не мог. <…> Это была моя самая вдохновенная работа. Симфония была написана всего за 5 месяцев.

3. В сентябре 1941 года Дмитрий Шостакович, выступая по радио, сообщил ленинградцам, что уже написаны две части симфонии. «Помните, нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку!», - таким призывом закончил он свое выступлением. В октябре композитора против его воли все-таки эвакуировали в Куйбышев (ныне Самара). И там, в марте 1942 года, состоялась премьера «Ленинградской» симфонии.

4. Седьмую симфонию называют симфонией мужества. В память о первых исполнителях в блокадном Ленинграде. Когда музыканты оркестра Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга узнали о волжской премьере Седьмой симфонии, они заговорили о том, что эту музыку надо исполнять в Ленинграде. «Симфония наша, ленинградская. Ведь и начиналась она в Ленинграде, и Шостакович говорил о ней у нас». Эта фантастическая идея придала силы изможденным голодом музыкантом. Но когда самолетом в блокадный Ленинград доставили партитуру, Карл Элиасберг сказал, что симфонию невозможно исполнить. Она написана на 80 человек, в его оркестре было только 15.

5. Руководители Радиокомитета понимали, какое огромное общественно-политическое значение будет иметь исполнение Седьмой симфонии в блокированном Ленинграде. И тогда дирижер обратился в Комитет по делам искусств, в Политуправление Ленинградского фронта. Музыкантов-духовиков откомандировывали с фронта в распоряжение Радиокомитета. На валторне играл зенитчик, на тромбоне — пулеметчик. Ударнику Жаудата Айдарова Элиасберг спас жизнь, заметив, что его пальцы еще шевелятся. Музыкантам выдали дополнительные пайки, чтобы они смогли приступить к репетициям.

6. В перерывах между репетициями Симфонии № 7 Шостаковича, музыканты возвращались к своим обязанностям: дежурили на крышах домов, готовили братские могилы для жертв блокады. Три оркестранта умерли от голода до премьеры. Люди, привыкшие ходить в ватных телогрейках, постепенно возвращались к довоенным привычкам. Пример подавал Элиасберг – он приходил на репетиции в белом воротничке, чисто выбритый.

7. 355-й день блокады ознаменовался концертом. Премьеру Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича назначили на 9 августа 1942-го. Немцы, узнав о готовящейся премьере, попытались ее сорвать. Но командующий Ленинградским фронтом Леонид Говоров начал операцию «Шквал» - артиллеристы вели массированный огонь по вражеским батареям в течение всего концерта. «Фашистские снаряды не должны помешать ленинградцам слушать музыку», - заявил будущий маршал. Военная биография Говорова началась в Томске – в годы Гражданской войны он служил в Томском гарнизоне прапорщиком.

8. На премьеру пришли командующий фронтом, генералы и руководящие партийные работники. Слушали музыку, утверждающую непреклонную волю к победе. Эту музыку, разносившуюся из репродукторов и рупоров уличных громкоговорителей, слышал в тот августовский вечер весь Ленинград. Ленинградцы и их защитники собрались не на митинг — на концерт.

9. Уже после войны Карл Элиасберг встретился с участниками войны, находившимися по другую сторону баррикад. Один из них признался, что именно тогда понял, что борьба проиграна. В начале 60-х Карл Ильич Элиасберг приехал в Томск. Как приглашенный дирижер. Музыканты, по воспоминаниям виолончелиста Михаила Погодаева, встретили его горячо, как первого исполнителя Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.

10. После премьеры «Ленинградской» в Куйбышеве, партитура симфонии была снята на микрофильмы и отправилась по всему миру в жестяных коробках. Сначала в Тегеран, затем в Каир, самолетом в Южную Америку, оттуда – в Нью-Йорк. За право дирижировать Ленинградской симфонией боролись 3 крупнейших дирижера – Тосканини, Кусевицкий и Стоковский. Победил Тосканини. Премьера на Западе состоялась 19 июля 1942 года.

Томский академический симфонический оркестр исполнит Симфонию мужества Шостаковича 19 мая 2021. В БКЗ Филармонии. Будьте с нами!