bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Самый молодой органист
Александр Новосёлов, один из самых молодых органистов России:

Я начал заниматься игрой на фортепиано с 7 лет. Сейчас трудно сказать с чего именно началось увлечение музыкой, скорее всего было просто интересно пойти в музыкальную школу. Пойти в музыкальную школу было моё собственное желание, но тогда я ещё не осознавал, что буду в дальнейшем буду серьёзно заниматься музыкой.

Увлечение органом относится к периоду моей учёбы в Кировском колледже искусств. В г.Кирове есть очень хороший органный зал - Александровский костёл с великолепной акустикой и органом немецкой фирмы «Майер». Однажды я попал на концерт и был очарован величественным звучанием этого инструмента. Тогда я понял, что очень хочу научиться играть на органе.
К сожалению, в колледже искусств не было возможности заниматься на органе, так как не было органного класса и преподавателя. Я начал заниматься игрой на этом инструменте уже в Нижегородской консерватории имени М.И. Глинки в классе заслуженной артистки РФ, профессора З.А. Скульской, продолжая при этом занятия в классе фортепиано.

Я учился в Кирове, Нижнем Новгороде, потом в магистратуре Санкт-Петербургского государственного университета на кафедре органа, клавесина и карильона.


Учителей по органу у меня было пока только двое - З.А. Скульская из Нижнего Новгорода и Д.Ф. Зарецкий, у которого я продолжаю сейчас заниматься в аспирантуре Санкт-Петербургской консерватории. Сейчас, конечно приходиться больше работать самостоятельно. Трудно сказать есть ли у меня любимые произведения. Наверное их много. Очень люблю Баха, его можно было бы назвать патриархом органной музыки и вообще невозможно представить обучение на органе без его сочинений, а также люблю Мендельсона, Франка. Стараюсь исполнять музыку разных стилей и эпох.

Так получилось, что я попал в Кондопогу совершенно случайно. Мой профессор по органу, заслуженный артист России Даниэль Феликсович Зарецкий сказал мне, что органистка из Кондопоги уехала обратно в Москву и место вакантно. Я приехал посмотреть и мне очень понравился Дворец искусств, два органа и я согласился работать здесь. Так как для музыканта главное - возможность заниматься, а в Петербурге очень ограниченное время для репетиций, здесь же у меня в распоряжении практически целый день два инструмента. И в России совсем не много мест для работы органистов.

В России органная музыка пользуется популярностью, можно даже сказать, что мы переживаем сейчас своеобразный "органный бум". Строится очень много новых инструментов в разных городах, а также реставрируются старые. В Петербурге только за последние два года появилось 4 новых концертных органа. Ведь орган для России инструмент экзотический, необычный.

Техника органной игры, конечно сильно отличается от техники игры на рояле, прежде всего тем, что у органа есть ещё кроме клавиатур для рук-мануалов ещё и клавиатура для игры ногами - педаль и требуются значительные усилия для хорошей координации. А также звук органа не становиться громче или тише от силы нажатия на клавишу, как у рояля и музыкант должен владеть другими средствами выразительности-артикуляцией, умением хорошо регистровать сочинение, т.е. «раскрасить» его разными тембрами.
Регист - это тембр органа, количество регистров тоже бывает различным, от этого зависит размер органа.

Музыка, безусловно, помогает мне. Особенно большой заряд энергии дарят концертные выступления. Когда чувствуешь, что публике нравиться то, что ты исполняешь, то это окрыляет. Ведь главная задача исполнителя - чтобы концерт принёс радость людям и они захотели прийти ещё раз.

Источник

Концерт Александра НОВОСЁЛОВА состоится 13 марта в МКЗ | органный зал Томской филармонии