bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

До последней минуты он сочинял музыку

lakin_04.jpg

Музыку он писал всю жизнь. С детства и до самого последнего дня. В день своего ухода готовился дописывать Квартет, который начал сочинять недавно. С мыслью о новой музыке Константин Михайлович Лакин, член Союза композиторов России, и умер на 82-м году жизни.

- Он еще утром 2 июня пел песни. А накануне вечером надрывал мне душу песней «Падает снег», которую написал на мои стихи, - рассказывает жена композитора Жанна Рыбакова. – Сидел и наигрывал на фортепиано. А я рассказывала, как мы в ансамбле скрипачей ТГУ работали с его Серенадой, которую он недавно написал специально для ансамбля.

Снег в символике романтиков, к котором относил себя Константин Михайлович, означает смерть и в то же время чистоту, свет и обещание новой жизни.

Рожденный в предвоенный 40-й год, Константин Лакин унаследовал от родителей веру в людей, светлое будущее. И что бы с ним ни случалось, он был настроен только на жизнь, только на любовь. Этот оптимистический настрой на свет и добро ощутим даже в его минорных сочинениях. Кажется, любая его музыкальная фраза так и лучится его доброй улыбкой.

Сын художников с первых самостоятельных шагов проявил интерес к музыке, пытаясь самостоятельно освоить игру сначала на губной гармошке, потом на фортепиано. И тогда же стал сочинять мелодии. В восемь лет, по его словам, он уже развлекал своими песенками команду теплохода, на котором с мамой и бабушкой перебирался из Тобольска в Томск. Все школьные спектакли оформлял своей музыкой. А первое сочинение крупной формы – комическую оперу «Любовь теоретика» - написал, еще будучи студентом Томского музыкального училища.

Искусству композиции он учился у Евгения Николаевича Корчинского, а игре на фортепиано – у Ольги Абрамовны Котляревской. Ольга Абрамовна любила Костеньку, как она называла студента Лакина, но его маме, художнице Галине Бакалдиной, говорила, что пианиста из ее сына не выйдет, потому что он «все играет по-своему» и «из него получится композитор». Неудивительно, что в Казанской консерватории Константин Лакин учился по классу композиции у профессора Альберта Лемана.

В 1962 году состоялась встреча начинающего композитора с музыкальным гением ХХ века Дмитрием Шостаковичем, которая подтвердила правильность выбранного пути. Автор всемирно известной Седьмой симфонии приехал в Казань на съезд композиторов Татарской АССР. В консерваторию заглянул к своему другу – Альберту Семеновичу Леману. А тот стал хвастаться своими учениками. Константин Лакин показал Дмитрию Шостаковичу Квартет Соль мажор. «Студент Лакин весьма талантлив, и в жизни, возможно, напишет много хорошей музыки, если будет работать», - заявил во всеуслышание один из признанных корифеев композиторского искусства. Во время исполнения он делал пометки в своем блокноте, и потом на обсуждении подробно разобрал произведение молодого коллеги. Но все замечания делал в доброжелательном тоне.

А в 1976 году свои работы композитор Лакин показывал своему земляку, о котором был много наслышан от Котляревской - Эдисону Денисову. Тот благожелательно отнесся к лакинскому Виолончельному концерту и дал совет – дерзить в музыке.

Константин Лакин прислушался к совету. В 1986 году, когда его Первый концерт для скрипки с оркестром Томский симфонический оркестр играл в Москве (солировал концертмейстер оркестра Сергей Зеленкин), Денисов присутствовал на концерте и одобрил технически сложный опус. Скрипичный концерт был новаторским и по форме, и по духу. Последняя встреча Лакина и Денисова произошла в 1990-м году в родном городе композиторов, когда музыкальный Томск решил удивить знаменитого земляка произведениями Лакина. В тот раз оркестр под управлением Илмара Лапиньша исполнил Вторую симфонию Константина Михайловича. Она пришлась по душе Эдисону Денисову. «Вас надо играть и здесь, и там, - сказал он после концерта. – Но меня и самого не играют на родине».

Лакину повезло значительно больше, чем Денисову. Практически все его сочинения, а это около ста опусов, прозвучали в Томске в исполнении музыкантов Томской филармонии или ансамбля скрипачей ТГУ. Некоторые были написаны специально для музыкантов симфонического оркестра – Сергея Зеленкина, Ольги Пивоваровой, Светланы Шевкопляс, Алексея Шелеста. И, конечно, композитор Лакин сочинял музыку для своего сына, скрипача Александра Лакина.

- В его музыке звучит Россия, история и будущее нашего Томска, - говорит скрипачка симфонического оркестра Ольга Пивоварова. - Его творчество, его дружба с нами, его светлая музыка, улыбка, юмор, мягкая и красивая игра на фортепиано... Всё останется в нашей душе...

  lakin_07.jpg      lakin_06.jpg

lakin_01.jpg

lakin_02.jpg

lakin_03.jpg

lakin_05.jpg

Лакин любил Томск, воспевал его и в симфонических произведениях, и в песнях. Его Гимн Томску симфонический оркестр исполняет на всех гастролях в российских городах. До начала XXI века Константин Лакин был единственным членом Союза композиторов СССР (ныне РФ) в Томске. Своим творчеством он делился не только со слушателями, но и с учениками – студентами Томского музыкального колледжа, где преподавал композицию. Своим мягким и нетребовательным голосом он мог убедить студента в своей правоте и побудить к сочинению музыки.

- Я благодарна судьбе, что моим педагогом по гармонии и композиции был Константин Михайлович, и все годы, что я училась в музыкальном училище, а потом работала там, восхищалась его интеллигентностью, его знанием предмета, - признается Наталия Чабовская, директор Томской филармонии. – Уход Константина Михайловича воспринимаю как личное горе, как будто родственника потеряла. Вместе с родными и близкими скорблю. Но это скорбь светлая. Потому что в моей жизни было такое счастье – знать, общаться с таким светлым человеком, с такой творческой личностью! Частичка света его души останется в моем сердце.

В кругу профессиональных музыкантов Константин Лакин всегда пользовался уважением и признанием. Его ценили за глубину и красоту музыки, за его постоянную работу над формой. Он шлифовал свою мысль, оттачивая каждую фразу… Известие о его кончине вызвало горькую реакцию.

«Сибирская организация Союза композиторов Российской Федерации скорбит в связи со смертью своего старейшего члена Константина Михайловича Лакина. Выражаем соболезнования семье и близким покойного, музыкальной общественности Томска», - написал музыковед Новосибирской филармонии Владимир Калужский.

Творчество К.М. Лакина было отмечено и государственными наградами – в 1995 году ему присвоили почетной звание «Заслуженный работник культуры РФ», а в 2011 вручили орден Дружбы. Его имя занесено в «Книгу Почёта Сибири» — «За творческий и педагогический вклад в современное музыкальное искусство».

Круг его настоящих друзей был не столь огромным, как могло показаться. Но особенно дорожил Константин Михайлович дружбой с Томским академическим симфоническим оркестром и всегда доверял ему первое исполнение своих творений. Оркестр был горд такой честью, играл его музыку не только в Томске, но и в других городах, в том числе и в Казани, городе студенческой юности композитора. Только за минувший пандемический год оркестр под управлением Михаила Грановского исполнил семь лакинских произведений, из них пять - премьерных. На его юбилейный концерт в январе 2020 года в Органном зале Филармонии случился переаншлаг – многие стояли все два часа, пока звучала его музыка. В декабре 2020 года после мировой премьеры его Симфонии, посвященной Сезару Франку, Константин Михайлович признавался, что мечтает услышать в исполнении оркестра Третью симфонию и уверял, что у него готова и Четвертая симфония.

- Да, он ждал Третью симфонию, - подтверждает Михаил Грановский. - Её необходимо исполнить! Возможно, мы это сделаем уже в июне. Как большой Художник, Константин Михайлович жил надеждой исполнения своей музыки. Звонил мне периодически. Очень доступный в общении, жизнерадостный, добрый человек. Скорблю, соболезную супруге и сыну, это потеря не только для Томска, но и для всей России.

Еще одно свежее сочинение Лакина ждет своей премьеры. Недавно он закончил «Элегию», посвященную памяти Виталия Васильевича Максимова. Она написана для фортепианного трио, которое создал при ансамбле скрипачей Виталий Максимов.

Музыка Константина Лакина – это лучший автопортрет композитора. Несмотря на сложность письма, она была романтической по характеру.

- Он всегда мечтал о легкой смерти, - говорит жена композитора Жанна Рыбакова. – И умер в одну секунду. Только вздохнул... Хотел, видимо, что-то сказать сыну. И умер у него на руках. Саша, пока был жив отец, не брался за сочинительство. Теперь надо будет приводить его рукописи в порядок.

Сотрудники Филармонии выражают соболезнования семье Константина Михайловича и скрипачу оркестра, сыну композитора, Александру Лакину.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

P.S. Прощание с Константином Михайловичем Лакиным состоится 4 июня в полдень в храме Александра Невского (Томск, ул. Герцена, 3)