bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Томский симфонический оркестр привез в Белый Яр «Классическое лето»
byar_12.jpg

АМИКАН УСЛЫШАЛ ЧАЙКОВСКОГО
Томский симфонический оркестр привез в Белый Яр «Классическое лето»

Верхнекетский район – край медвежий, о чем недвусмысленно напоминает обилие скульптурных медведей в районном центре Белый Яр. Как минимум три мишки обитают около поселкового Дома культуры. И еще один – большой амикан («дедушка»), как называет медведя коренной народ этих мест – эвенки, стоит в красивейшей пойме Кети.

Именно тотемные животные первыми встретили артистов Томского академического симфонического оркестра, которые 14 июня приехали с концертом «Классическое лето» к жителям Белого Яра. Мишки заставили улыбнуться и на время забыть о тяготах долгого пути. Триста километров по меркам Томской области, может быть, и не самое большое расстояние, но качество дороги растянуло путевые впечатления на семь часов (в один конец).

В «кругосветное путешествие по области», как говаривал герой Михаила Зощенко, симфонический оркестр отправился 11 июня. Большой гастрольный тур, посвященный 75-летию Томской филармонии и симфонического оркестра, предусматривает 18 «остановок». Белый Яр оказался третьей остановкой на этом пути. Позади были Асино и с. Первомайское.

Гастроли действительно большие по времени и протяженности – они продлятся до декабря 2021 года и охватят все муниципалитеты региона, включая и город Кедровый, где оркестр не выступал очень давно. Такое масштабное путешествие стало возможным только благодаря финансовой поддержке администрации Томской области. Кстати сказать, за последние семь лет это уже третьи гастроли симфонического оркестра по области.


ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ РОССИЯ

Симфоническая музыка – искусство элитарное, но благодаря гастролям оркестра оно становится ближе жителям даже отдаленных поселков Томской области. Тем более, музыканты привезли белоярцам «Классическое лето» – программу популярной симфонической музыки. Что ни номер – то шедевр. А какие имена – Чайковский, Лядов, Бизе, Штраус, Прокофьев, Оффенбах!

Открыли концерт полонезом из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Музыка напомнила о традициях пушкинской России: ведь именно полонезом принято было начинать балы во времена Александра Сергеевича. Имя поэта прозвучало и в устах ведущего концерта Евгения Шевелева. Так как другой полонез – полонез Анатолия Лядова, посвященный памяти Пушкина, оркестр-юбиляр подарил району-юбиляру, который готовится отметить 90-летие.

В том, что и сегодня профильным направлением района остается лесная промышленность, музыканты убедились на подъезде к районному центру. Даже в выходной день, навстречу шли огромные КАМАЗы, груженые лесом. Музыканты обратили внимание и на то, какие ровные поленницы двор сложены в каждом дворе. Сразу видно, к дереву здесь относятся с любовью. И не только к дереву. К коренным промыслам тоже. Например, к охоте на медведя. Ведь неслучайно именно здесь в Белом Яре возник необычный фестиваль «Большой Амикан» - фестиваль охотников.

Автор этого проекта Оксана Майкова, директор МАУ «Культура», одной из первых пришла на концерт Томского академического симфонического оркестра.

– Вы нам действительно привезли лето, – призналась она. – Сегодня первый день солнечно и тепло. И программа такая же – солнечная, теплая. К счастью, опасения, что из-за праздничных выходных будет мало зрителей, не оправдались. Наш зал рассчитан на 200 человек, и отрадно, что он почти полностью был заполнен. Люди пришли послушать хорошую музыку, которая поднимает настроение. Спасибо, что симфонический оркестр снова приехал к нам. Район наш хороший. Очень люблю его, люблю людей, культуру нашу. Как хорошо, что есть наше Верхнекетье! Россия начинается здесь!!!


СИМФОНИЯ С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ

Обслуживать население области, обеспечивая доступ к культурным ценностям – такая задача стояла перед творческими коллективами филармонии с первых дней ее существования. Созданный летом 1946 года, симфонический оркестр осенью того же года уже отправился с концертами в районы области.

«Вспоминаются лошадь, телега, грохочущая по мостовой, а в ней бережно уложенные хрупкие контрабасы. Позже был выделен автобус, и границы концертной деятельности сразу расширились: Асино, Турунтаево, Кожевниково, Шегарка…» - писал в своих воспоминаниях Виктор Цыбенко, бывший сотрудник Томской филармонии. Его слова, процитированные ведущим, вызвали оживление не только в зале, но и на сцене.

Ведь для каждого музыканта его инструмент – это не просто близкий друг, это его продолжение. Ни один скрипач, флейтист и даже виолончелист не доверит кому-либо свой инструмент. Другое дело крупногабаритные «участники» концерта – арфа, литавры, виброфон, контрабасы, туба – для их транспортировки требуется отдельный автомобиль. И выезжают они заранее, в сопровождении группы ответственных оркестрантов.

Поэтому к моменту, когда прибыл основной состав оркестра (на гастроли самый большой коллектив выезжает, как правило, в камерном составе – 38 человек), на сцене уже были расставлены пюпитры, инструменты. И музыканты сразу после вкусного обеда, которым угостила принимающая сторона, приступили к репетиции под управлением маэстро Дениса Немировича-Данченко.

С Томским академическим симфоническим оркестром выпускник Новосибирской консерватории работает с 2014 года. Это был его третий концерт в Белом Яре с оркестром.

Пока музыканты репетировали, в фойе Дома культуры собирались слушатели. Первыми пришли ветераны педагогического труда, учитель литературы Мариета Петровна Вялова («Я не Мариэтта Шагинян, а просто Мариэта, через одну букву «т») даже цветы принесла. Она мечтала вновь увидеть и услышать народного артиста России Сергея Зеленкина, которого хорошо знает ещё с 60-х годов, когда он приезжал со струнным квартетом и оркестром. Но на этот раз музыкант остался в Томске.

- Сергей Александрович, как и Виктор Сергеевич Королев и Виталий Васильевич Максимов были приятелями моего мужа, Клавдия Клавдиевича Вялова, - поясняет Мариета Петровна. – Подружились с первого концерта струнного квартета в Белом Яре. И дружили все эти годы. Клавдий Клавидиевич и в Томск ездил на концерты. Когда четыре года назад оркестр приезжал к нам, меня разыскал Зеленкин, и мы с ним обнялись, как родные.

Сибирячкой Мариета Вялова стала поневоле, в 40-х ее семью сослали в Томскую область, когда разрешили вернуться в родную Эстонию, она была уже замужем, к тому же, как молодой специалист должна была отработать положенные 3 года. «Иначе бы отобрали диплом». Вместе с мужем они окончили Колпашевский педагогический институт (ускоренные двухгодичные курсы, так как на селе требовались специалисты), и их распределили в Максимкин Яр, где когда-то жил в ссылке Яков Свердлов. В Белый Яр перебрались уже в начале 60-х, работали в школе – она учителем русского языка и литературы, он преподавал физику, астрономию и черчение. Оба любили музыку, занимались в художественной самодеятельности. Поэтому став пенсионерами, оба перешли в музыкальную школу, где не хватало педагогов. Клавдий Клавдиевич вел оркестр и класс балалайки и домры, а Мариета Петровна работала аккомпаниатором.


БУКЕТ ДЛЯ «АНЮТЫ»

Букет цветов Мариета Вялова подарила народной артистке России Людмиле Травкиной, когда та, исполняя Песню Анюты И. Дунаевского из фильма «Веселые ребята», шла по зрительскому проходу. Публика восторженно аплодировала певице и после «Заздравной» И. Дунаевского из фильма «Весна». «Чертово колесо» и «Благодарю тебя» А. Бабаджаняна в исполнении Евгения Штейнмиллера и вовсе вызвали в зале шквал аплодисментов.

Солировали на этом концерте не только певцы, но и артисты симфонического оркестра. Соло на виолончели в Ноктюрне П.И. Чайковского исполнил стипендиат Правительства РФ Антон Юрченко. Образец тончайшей лирики Чайковского в его интерпретации прозвучал действительно образцово. Ностальгическая задушевность, естественность чувств музыки великого композитора покорили публику.

Дети, которые пришли с родителями и бабушками, впервые оказались слушателями симфонической музыки. Их поразило обилие одновременно звучащих инструментов. К слову сказать, белоярцы на этот раз услышали голоса новых инструментов, которые филармония приобрела в этом году благодаря губернаторской субсидии к своему 75-летнему юбилею.

История филармонии и оркестра стала композиционным стержнем концерта. Евгений Шевелев познакомил слушателей с первым дирижером оркестра Моисеем Малометом, рассказал о первых этапах становления коллектива.

- Концерт был выстроен интересно, - поделилась своими впечатлениями молодая слушательница Светлана Ермакова. – Например, мы услышали Полонез из оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского, а после узнали, что его любимой постановкой была опера «Кармен» Жоржа Бизе, Увертюру к которой для нас сыграли музыканты.

В завершении концерта с благодарственным словом выступила глава Верхнекетского района Светлана Александровна Альсевич. Она попросила своих земляков еще раз поприветствовать коллектив Томской филармонии.

- Многим из нас не так часто приходится слышать симфоническую музыку в живом исполнении, - заметила Светлана Александровна. - Я думаю, что выражу общее настроение: верхнекетцы всегда рады выступлению Томского академического симфонического оркестра на нашей земле.

Под аплодисменты и крики «Браво» глава района вручила оркестру «Благодарственное письмо» за популяризацию музыкального классического искусства, высокий профессионализм и мастерство исполнения.

- Ваше творчество – весомый вклад в развитие культуры Томской области. Пусть музыка живет вечно, а мы будем ждать новых встреч с вами.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Игорь ВОЛК

byar_01.jpg

byar_03.jpg

byar_04.jpg

byar_05.jpg

byar_07.jpg

byar_08.jpg

byar_09.jpg

byar_10.jpg

byar_06.jpg

byar_11.jpg