bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Волшебная сила искусства: ЗАКРЫТИЕ СТАЛО ОТКРЫТИЕМ
abdr_01.jpg

Волшебная сила искусства: ЗАКРЫТИЕ СТАЛО ОТКРЫТИЕМ
Юбилейный 75-й сезон Томский академический симфонический оркестр завершил вместе с ведущими мастерами оперной сцены


Шаляпин, Паваротти и Хворостовский поют на одной сцене в сопровождении Томского академического симфонического оркестра. Да возможно ли такое? Не сон ли это? Концерт закрытия 75-го творческого сезона Томской филармонии ответил на все вопросы убедительным «Да».

Невозможное возможным сделал IV Международный фестиваль Ильдара Абдразакова. Впервые Томск наряду с Уфой, Новосибирском, Тюменью, Астраханью был включен в орбиту грандиозного оперного праздника. Впервые 30 июня не оперный город услышал лучшие голоса XXI века – бас Ильдара Абдразакова, которого называют Шаляпиным наших дней, тенора Дмитрия Корчака, которого сравнивают с Паваротти, и баритона Василия Ладюка, пришедшего на смену Дмитрию Хворостовскому.

Абдразаков-Fest превратил закрытие сезона в открытие для томичей новых имен оперной сцены: вместе с мастерами пели начинающие вокалисты Анастасия Лерман, Виктория Шевченко и ведущая солистка Новосибирской оперы Василиса Бержанская.

Участников фестиваля тоже ждали открытия на томской земле.

- Как только мы заехали в город, он нам сразу показался таким светлым, таким добрым, таким уютным, и (что важно) чистым! Здесь какая-то такая атмосфера теплая! – сказал Ильдар Абдразаков томским журналистам.

«Теплую» тему поддержал Василий Ладюк: «О Томске мы слышали очень многое, прежде всего, что город университетский. Мы привезли солнце, и я надеюсь, что на концерте мы отдадим тепло наших сердец слушателям».

И свое обещание солист театра «Новая опера» сдержал, как и сам художественный руководитель фестиваля и его коллеги.


К ЧЕМУ ПОДВИГЛА ОПЕРА?

Ильдара Абдразакова и его команду симфонический оркестр филармонии на первой репетиции встретил постукиванием смычков, что на языке музыкантов означает радость, уважение и признание. Художественный руководитель фестиваля в свою очередь радушно приветствовал томских музыкантов и выразил надежду на совместный успех. А после первой репетиции с оркестром не скрывал своего удовлетворения. «Оркестр у вас прекрасный, и дирижер у вас прекрасный», - заметил он на пресс-конференции.

Комплимент в адрес оркестра и маэстро не был формальным проявлением вежливости. Приезд звезд мировой оперы в Томск изменил в корне сам формат закрытия сезона. Вместо симфонической звучала оперная музыка – 17 арий из 15 топовых опер. Вместо солирующего оркестра слушатели и в первом, и во втором отделении видели оркестр-юбиляр в роли аккомпаниатора.

И только в «Пляске скоморохов» из музыки П.И. Чайковского к сказке «Снегурочка» и в Увертюрах к операм «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и «Кармен» Ж. Бизе Томский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Михаила Грановского был главным на сцене. Но и эта музыка в контексте грандиозного оперного гала-концерта оказалась лишь тонко прописанным фоном в многофигурной театральной композиции.

Впрочем, сложность для оркестра заключалась не столько в роли аккомпаниатора, сколько в репертуаре. В программе концерта были такие арии, которые музыканты играли впервые.

– Оркестр совершил настоящий подвиг, - сказал Михаил Грановский после концерта. – За сутки программа концерта поменялась почти на 100 процентов: 18 произведений, которые мы готовили заранее, не вошли в программу. За один день оркестр выучил еще 19 новых арий. Причем, ноты появились в день концерта. С одной стороны, это хорошо, когда фестивальные условия создают такие проблемы. Потому что появляется возможность для максимального погружения в особое фестивальное состояние. С другой стороны, это большой стресс для музыкантов.

Программа концерта, по словам маэстро, менялась по разным причинам – замена солистов (в последний момент) и желание ведущих солистов исполнить другие произведения. Такие «новые вводные» потребовали от оркестра максимальной мобильности, гибкости и концентрации внимания. И Томский академический симфонический оркестр с этими задачами блестяще справился.

Но, думается, если бы у оркестра не было трех лет работы с Михаилом Грановским, а у маэстро за плечами - восемнадцатилетнего опыта работы в театрах оперы и балета (Большом и Екатеринбургском), то вряд ли концерт даже при наличии превосходных голосов случился бы таким легким, виртуозным, искрящимся радостью, с такой полетностью мысли и звука.

– Конечно, когда ты находишься на одной сцене с мастерами сцены, с такими потрясающими певцами, как Ильдар Абдразаков, Василий Ладюк и Дмитрий Корчак, возникает ощущение полета, праздника. И это тебя вдохновляет. Это чувство полета я испытал сначала в Новосибирске, а потом в Томске, - признался Михаил Грановский.

Аналогичное состояние овладело и слушателями. Артисты создали тот высокий градус праздника, когда воздух буквально был наэлектризован флюидами всеобщей радости.


ТАКИХ СОЛИСТОВ ТОМСК ЕЩЕ НЕ СЛЫШАЛ!

Грандиозный гала-концерт оперных звезд открыл Ильдар Абдразаков арией Князя Игоря из одноименной оперы Александра Бородина. Красивый бас, невероятный артистический магнетизм солиста заставил зал затаить дыхание и проживать с певцом каждую фразу знаменитой арии «Ни сна, ни отдыха измученной душе…». Превосходная артикуляция и точное смысловое интонирование погрузили всех в атмосферу оперы и даже через призму одного героя дали почувствовать масштаб замысла композитора.

Концертное исполнение в отличие от оперного спектакля (например, постановка Дмитрия Чернякова этой оперы с Абдразаковым в титульной партии на сцене Метрополитен-опера) не отвлекало внимания ни на что – ни на костюмы, ни на декорации, ни на режиссуру. Голос был главным. Только он один владел вниманием зала, только он один был основным выразительным средством, которое артист мастерски использовал для создания образа русского воина. Его князь Игорь – фигура трагическая, сила которого в несломленном духе. Эту силу, как и размах душевных переживаний, передал мощный, роскошный бас Абдрадакова. Ария стала еще одним доказательством известного утверждения, что в русской оперной традиции (в отличие от европейской) особую роль играет именно бас.

Все первое отделение было посвящено русской музыке. Прозвучавшие далее арии из опер Чайковского и Римского-Корсакова – «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Царская невеста», воплотившись в прекрасные голоса, заставили слушателей испытать гордость за родную культуру. Драматизм и лиричность, присущие русской опере, как и самой русской душе, ярче всего проявились в арии Ленского. Необычайной красоты и мягкости тембр Дмитрия Корчака, легкость, с какой он брал верхние ноты, безусловно, вызвали восторг публики. Но покорила и изумила какая-то тихая печаль, сквозившая поверх музыкального текста. Ленский в исполнении Корчака уже как будто предвидит свою печальную участь, он – поэт романтического склада, но отнюдь не восторженный романтик. Ключ к пониманию такого Ленского в сточках Пушкина: «С душою прямо геттингенской», то есть Ленский – это русский глазами европейцев. Недаром Корчак в этом образе блистает на сцене Венской оперы.

Опера «Царская невеста», впрочем, как и «Евгений Онегин», хорошо знакома томскому слушателю. Обе оперы силами томских исполнителей не раз ставились на местной сцене. Но услышать партию Григория Грязного в исполнении Василия Ладюка – это ни с чем не сравнимое удовольствие. Как только звучал рефрен «Не узнаю Григория Грязного. Куда ты удаль прежняя девалась?», на лицах слушателей неизменно появлялись и улыбка, говорившая о наслаждении, и выражение искреннего сострадания. Ведь Ладюк не просто пел – он играл. Поэтому его Грязному сочувствовал зал, все, как один, прониклись драмой опричника, ставшего злодеем поневоле. И хотя тонкий слух уловил некоторое расхождение солиста и оркестра, но общее впечатление это отнюдь не портило.

В русскую тему вписался и чех Антонин Дворжак с оперой «Русалка», арию из которой исполнила самая молодая участника проекта АбдразаковаВиктория Шевченко из Екатеринбурга. Не исключено, что путь ее на большую оперную сцену открыл нынешний фестиваль Ильдара Абдразакова. Ведь, по словам его художественного руководителя, отобранные в ходе предыдущих фестивалей, певцы уже поют на сценах мировых опер, в том числе и вместе с Абдразаковым.

Сергей Баневич арией Герды из оперы «История Кая и Герды» перекинул мостик из прошлого в современность и тоже примкнул к традиции русской оперы. Чистое и нежное сопрано Анастасии Лерман Томск слышал впервые и очень доброжелательно встретил участницу образовательной программы Абдразаков-Fest. Голос пока еще не вошел в пору зрелости, но тот факт, что с мая 2021 года молодая певица является приглашенной солисткой Большого театра, говорит о многом. В нынешнем году она приняла участие и мастер-классах Пласидо Доминго, что тоже свидетельствует и о таланте, и о трудолюбии.

- Миссия фестиваля – находить таланты и помогать им лететь дальше, - заметил Ильдар Абдразаков на пресс-конференции. - Мы понимаем, что сейчас непростое время, тем более в пандемию многие сидят по домам, пытаются заниматься, но выход на сцену, к сожалению, ограничен. Благодаря фестивалю и мастер-классам, которые дают мои коллеги, опытные мастера, молодые певцы имеют возможность получить какой-то нужный совет. Кто-то из лучших, как Виктория Шевченко и Анастасия Лерман, выступают перед новой для них публикой, а те, кто ранее прошел мастер-классы, поют уже за рубежом.

Завершала русскую тему примадонна НОВАТа Василиса Бержанская, которую зрители помнят еще по телевизионному конкурсу «Большая опера». Она пела арию Иоанны из оперы «Орлеанская дева» Петра Чайковского. Ее вокал был безупречен.

Второе отделение, представившее оперную Европу, по сути, стало триумфом Джоаккино Россини – три арии из «Сивильского цирюльника» в исполнении Василия Ладюка, Ильдара Абдразакова, Василисы Бержанской, ария Рамиро из оперы «Золушка» в исполнении Дмитрия Корчака плюс терцет из «Итальянки в Алжире» (Дмитрий Корчак, Василий Ладюк и Ильдар Абдразаков). Упоительный Россини, безусловно, придал благородному оперному напитку шарм и пузырящуюся радость шампанского. По части праздничности мало чем уступил итальянцу француз Жорж Бизе – так блистательно и искрометно были исполнены куплеты Эскамильо из оперы «Кармен» Василием Ладюком и Ильдаром Абдразаковым.

Каждый свой выход артисты, особенно Ладюк и Абдразаков, обставляли так, будто они поют на оперной, а не на филармонической сцене. Фантастически искрометного, умного и чертовски обаятельного Фигаро в исполнении лирического баритона «Новой оперы» трудно будет забыть! А какой обаятельный, хитропремудный оказался Дон Базилио в исполнении Ильдара Абдразакова! Артистизм певца не уступал певческому дару. Когда же на сцене оказались все трое именитых солиста, то терцет «Паппатачи» из «Итальянки в Алжире» превратился в яркое театральное шоу. И такая мощная волна радости катилась в зал, что она могла бы снести на своем пути любые преграды, а не только плохую акустику зала. Зрители готовы были сорваться со своих мест и пуститься в это карнавально-оперное пиршество.

И даже, когда концерт подошел к концу, никто не желал уходить - ни артисты со сцены, ни зрители из зала. Какая-то внешняя сила заставляла поднимать и без того высокий градус веселья, радости до невероятных отметок. Ильдар Абдразаков и его коллегии исполнили три «биса». «Но этой свадьбе было место мало, и небо было мало, и земли»…

- И Василий Ладюк, и Ильдар Абразаков - отчасти шоумены в хорошем смысле. Они умеют создать праздничное настроение. Это важно! Особенно сегодня, в наше тяжелое пандемическое время, когда не все так просто, когда в мире много скорбей и болезней. Но они, понимая это, дарят людям праздник, – говорит Михаил Грановский.

Волшебная сила искусства творит невозможное...

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Александр ШАПУНОВ

abdr_02.jpg

abdr_03.jpg

abdr_04.jpg

abdr_05.jpg

abdr_06.jpg

abdr_07.jpg

abdr_08.jpg

abdr_09.jpg

abdr_10.jpg

abdr_11.jpg

abdr_12.jpg