bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

В парке инструментов Филармонии снова пополнение
instr 01

На днях в Томск приехали четыре новеньких контрабаса немецкой фирмы Roderich Paesold. Приобретение музыкальных инструментов экстра-класса - один из пунктов юбилейных мероприятий, приуроченных к 75-летию Томской филармонии и Томского академического симфонического оркестра. На эти цели администрация региона выделила 25 миллионов рублей.

Новые контрабасы сменят «на посту» своих предшественников, тоже немцев - инструменты фирмы Rubner.

- Контрабасы, на которых мы сейчас играем, уже ветераны. Они фабричного производства, были выпущены еще в 1960-х годах. В свое время инструменты этой фирмы отлично котировались. Встретить их можно, наверное, во всех филармониях страны, - рассказывает концертмейстер группы контрабасов Рустам Салманханов. – Немцы и сегодня держат марку как одни из лучших производителей контрабасов наравне с итальянцами и американцами.

 У новых инструментов, по словам музыканта, более ясный тон и объемный звук. Безусловный плюс, что они одной партии – это обеспечивает однородное звучание контрабасовой группы.

В числе приобретенных контрабасов один пятиструнник (остальные – четырехструнные).

- В группе контрабасов должен быть как минимум один пятиструнный контрабас, - поясняет Рустам Салманханов. - У него есть пятая, самая низкая струна ДО, которая дает более низкое, объемное и глубокое звучание. Эту выразительную возможность инструмента часто использовали в симфониях Дмитрий Шостакович, Густав Малер и многие другие композиторы XIX-XX веков.

instr 02     instr 03

До Томска новые инструменты путешествовали в герметичных чехлах, бережно упакованные тройным слоем разных материалов – бумагой, пленкой, картоном. Это необходимо для того, чтобы они благополучно пережили смену климатических поясов и другие издержки логистики. Брутальный контрабас довольно капризен.

- В Европе, Питере, да и во всей европейской части России инструмент ведет себя лучше. И звучит по-другому. Там ему климатит. Для комфортного «самочувствия» контрабаса влажность воздуха должна быть 50-60%. У нас в Сибири воздух сухой. Особенно ощущается это зимой. Дерево рассыхается, его «ведёт», что не очень хорошо сказывается на звучании инструмента, а порой и требует ремонта - отмечает Рустам Салманханов.


Как и всякий деревянный инструмент (материал для изготовления контрабасов – клен, немецкая и канадская ель), контрабас должен пройти акклиматизацию. Еще одна обязательная процедура – обработка специальным увлажнителем для поддержания нужного процента влажности инструмента. Далее - натянуть струны. Контрабас путешествует без них: всегда есть риск, что подставка для струн, будучи выступающей частью инструмента, может сломаться при транспортировке. Поэтому она крепится на контрабас уже по месту прибытия. Эту нехитрую процедуру может провести практически любой музыкант-контрабасист. К слову, смычок в комплекте с контрабасом не предусмотрен. У каждого исполнителя он свой, подбирается строго «под себя».

После всех этих мероприятий можно начинать разыгрывать инструмент.

- Надеюсь, что все пройдет благополучно, и мы выйдем на сцену с новыми контрабасами уже на ближайших праздничных концертах Филармонии – 30 августа и 5 сентября, - резюмирует Рустам Салманханов.


Текст: Елена Штополь