bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Денис МАЦУЕВ: «Я всегда говорю: приезжайте к нам, в Томск»
mp_06.jpg

Денис МАЦУЕВ: «Я всегда говорю: приезжайте к нам, в Томск»

Денис Мацуев ответил на вопросы томских журналистов о фестивале, оркестре, о себе и олимпиаде в Токио

С монументальным Эверестом сравнил Третий фортепианный концерт Рахманинова Денис Мацуев. Штурмом этой музыкальной вершины завершился первый день фестиваля «Денис Мацуев и друзья». В шестой раз при поддержке областной администрации и лично губернатора Сергея Жвачкина он прошел на концертных площадках Томской филармонии. Три дня, с 20 по 22 сентября, включили 4 концерта, 3 мастер-класса для одаренных детей, открытую лекцию и пресс-конференцию с хэдлайнером фестиваля.

Пандемия наложила ограничения и на общение с журналистами, но не отменила традиционную встречу. Она состоялась во второй день фестиваля. Вниманию читателей мы предлагаем ответы Дениса Мацуева на вопросы прессы.

О гимне и олимпийце Чайковском
mp_03.jpg
- Безусловно, очень приятно, что звучала наша великая русская музыка в моей купированной версии. По регламенту МОК, гимн звучит полторы минуты. Петр Ильич не знал, что его музыка на какое-то время станет гимном России, поэтому он написал на 33 минуты. Это все шутки! Но… Все равно здорово, что такое решение было принято, и звучала наша с Валерием Абисаловичем Гергиевым запись.

Тем более, в Японии Первый концерт Чайковского является абсолютно своей музыкой, которая звучит везде – на вокзалах, в отелях, где только не звучит! Они обожают нашу классику. Но с другой стороны, какой бы гениальной эта музыка не была, ничего не заменит гимн страны. Он выше всего. Но приятно то, что на то время, когда нет возможности выступать с настоящим гимном, звучала музыка Петра Ильича – величайшая музыка. И, конечно, я горд, что причастен к успеху нашей олимпийской сборной.

Рад, что эта же музыка, но уже целиком, все 33 минуты, звучала 30 августа на юбилейном концерте в честь 75-летия Томской филармонии и Томского симфонического оркестра.

Об оркестре и дирижере
mp_04.jpg
- За эти годы, что существует фестиваль, заметен профессиональный рост оркестра. Меня радует эмоциональный подъем перед концертом: такая заинтересованность в процессе совместного музицирования на репетициях! И то чарующее ощущение сопричастности к чему-то большому, что происходит на наших концертах. Потому что фестиваль многогранный – в кратчайший период очень нелегко столько разных эпох, столько разных композиторов менять за одну репетицию. Это говорит о серьезном классе оркестра.

В первый день фестиваля со сцены я уже сказал и сейчас повторю: в ноябре нас ждет Москва, Рахманиновский зал Московской филармонии-2. Этот концерт пройдет 9 ноября, а 11 числа мы будем играть в рамках Санкт-Петербургского культурного форума. Это огромное событие, я считаю. Мы сыграем Третий концерт Рахманинова – один из самых монументальных эверестов фортепианной музыки. И оркестр еще исполнит «Шахеразаду» Римского–Корсакова. И эта программа говорит о том, что оркестр живет, а главное – оркестр растет. Я обожаю играть с ним. Престижные площадки страны. А для оркестра важно сознавать, что ты выезжаешь на гастроли. Психологически это очень важно. Я поздравляю оркестр с таким будущим.

О фестивале и друзьях
mp_05.jpg
- Я уже не представляю своей осенней гастрольной афиши без фестиваля в Томске. И для меня огромное счастье играть здесь. Приглашать сюда своих друзей. И все, кто приехали в Томске – это потрясающие музыканты. Целая россыпь талантов разных поколений, стилей.

Есть и победители конкурса Чайковского – Сергей Догадин дважды победитель. Он открывает второй день фестиваля Концертом для скрипки с оркестром Брамса. Нарек Ахназарян, уже выступавший в Томске, исполнял на открытии фестиваля Концерт Гайдна для виолончели с оркестром. А чего стоит юный Даниил Тюрин, победитель моего конкурса Grand Piano Competition! Он замечательно сыграл Первый концерт Прокофьева.

Еще надо назвать имена молодых моих коллег – Софью Тюрину и Ярославу Симонову, которые уже выступали в Томске и вновь примут участие в завершающем концерте «И классика, и джаз».

Будет и премьера в Томске – Концерт для домры и контрабаса с оркестром Ефрема Подгайца. Солисты – Екатерина Мочалова и Андрей Иванов. Андрея Иванова вы уже не раз слышали, он постоянный участник фестиваля. Екатерина – потрясающий, уникальный, виртуозный музыкант, которая разрушает стереотип о народном инструменте. Она доказывает, что домра – серьезный инструмент, на котором можно играть произведения любого жанра и стиля.

О «Новых именах»
mp_02.jpg
- Представить фестиваль без работы Фонда «Новые имена» невозможно. В этом году 15 юных музыкантов из Томска и Томской области приняли участие в мастер-классах. И некоторым мы вручаем наши стипендии. Стипендиаты становятся частью нашей «семьи». Потому что «Новые имена» - это большая семья. А кто-то поедет в нашу знаменитую и ставшую уже легендарной летнюю школу в Суздале и будет «вариться» в этой семье. И это счастье, я вас уверяю.

В Томске высадился целый десант прекрасных педагогов московских музыкальных вузов. Это самые-самые преданные своей профессии люди, самородки, топовые профессора не только Москвы, но России. Например, Наталья Трулль, педагог Даниила Тюрина по фортепиано. Она сейчас рекордсмен по воспитанию уникальных питомцев, лауреатов разных конкурсов, как в свое время был мой профессор – Сергей Доренский.

Это здорово, что мы не теряем связи с русской школой исполнительства. Это важно не только для томских детей, но и для их педагогов. Понятно, что за один мастер-класс невозможно кардинально поменять технику, но все подсказки, которые идут от профессоров они безусловно очень полезны.

Те, кто приходят на мастер-классы, - это искорки, как детей называла Иветта Николаевна Воронова. А фонд, который она создала, – семья. И каждый, кто приезжает, вливается в эту дружную семью. Это наш стиль.

Успех создается «триумвиратом» – дети, педагоги, родители. Если эта связка работает, то есть развитие таланта. Поэтому мастер-классы – это важные и счастливые моменты в нашей общей работе.

Я всегда говорю: «Приезжайте к нам в Томск». Действительно, Томск стал для меня близким городом, где много моих друзей.

О великих композиторах и своих сочинениях
mp_01.jpg
- Если говорить о музыке, которая исполнялась два первых дня на фестивале, то, конечно, она гениальная. Возможно ли сегодня появление таких композиторов, как Чайковский, Рахманинов, Прокофьев? Для меня гениальная музыка ХХ века закончилась со смертью Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Хотя, конечно, сейчас, к счастью, еще жив и пишет музыку Родион Константинович Щедрин.

Через два года будет юбилей Сергея Васильевича Рахманинова – 150 лет со дня рождения. Я выступил с инициативой провести конкурс по трем специальностям: композиторы, пианисты, дирижеры. Это были три ипостаси самого Рахманинова, в которых он был велик. Собирается самое гениальное жюри, какое может только быть сейчас, чтобы оценивать претендентов. Я надеюсь, что мы найдем музыку, которая будет достойна имени Рахманинова.

Если говорить о своих сочинениях, то это скорее «для себя». Но на заключительном концерте я исполню две своих вещи.

Что касается моих желаний что-то сыграть новое, то мне очень много присылают партитур, в том числе и молодые композиторы. Да, я играю достаточно много современной музыки. И играю не только ради количества, но и для того, чтобы эти произведения были на слуху.

В афише нашего фестиваля есть имя Ефрема Подгайца. Может быть, он и не звучит часто, как Рахманинов, но он исполняемый автор, замечательный современный композитор, с красивыми мелодиями. А вообще достаточно много композиторов, которых не играют. Все хотят видеть на афише имя Чайковского, и более того, хотя слышать его Первый концерт. А великий Николай Мясковский почти не звучит. Поле исполняемых композиторских имен сузилось – все думают о том, что надо продать концерт. Это самое ужасное, что есть во всем мире сейчас. В Японии, например, были убеждены, что у Чайковского только один концерт. А у него еще два концерта, таких же гениальный и Фантазия, которую я играю.

Расскажу «в тему» одну историю, которая случилась лет пятнадцать назад. После моего концерта в Швейцарии в артистическую гримерную пришел внук Рахманинова, весьма своеобразный мужчина. Он сказал, что если я брошу курить, а я в тот момент держал сигарету в руках, то он отдаст мне подарок. Я тут же выкинул сигарету в урну. И этот мужчина, напоминающий чертами лица Сергея Васильевича, протянул мне ноты. Это были партитуры молодого Рахманинова, его студенческие сочинения, которые он, еще учась в Московской консерватории, посылал на оценку Чайковскому. Ноты затерялись в архивных бумагах, их нашли и аттрибутировали сотрудники Московского музея музыки имени Глинки, а затем передали наследникам Рахманинова. И вот мне внук композитора протягивает листы с вещами, которые еще никто не исполнял. Я играл эти произведения на рояле Рахманинова в «Сенаре», его швейцарском имении. Для меня это было огромное счастье.


Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Игорь ВОЛК