bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Томский симфонический оркестр исполнит сочинение главного дирижера Советского Союза
голованов.png

«Интерпретации Голованова всегда и удивляют, и ошеломляют. Будучи прекрасным композитором и пианистом, понимая исполнительский смысл каждого музыкального элемента, он создавал всегда оригинальные и глубокие прочтения, наделенные несравненной выразительностью и силой. В его исполнении нет ни одной равнодушно взятой ноты, ни одного невыразительного или непонятого аккорда».
Михаил Плетнев

Его называли главным дирижером Советского Союза. При этом его трижды увольняли из Большого театра. К его творчеству приклеивали ярлык «головановщина», но признавали, что он принадлежит к созвездию исполнителей невероятного творческого масштаба, составивших славу и гордость русской музыкальной культуры.

Кто же такой Николай Семенович Голованов? Почему Сталин позволял регенту Синодального хора дирижировать оркестром Большого театра? Более того, почему он заступался за Голованова и восстанавливал его в должности главного дирижера?

Ответ может крыться в том, что вождь народов любил певицу Антонину Нежданову, на которой был женат Голованов (муж был младше своей венчанной жены на 18 лет, но это был счастливый брак). Но можно предположить, что семинарист Джугашвили с уважением относился к Голованову, ибо тот был выпускником Синодального училища и регентом Марфо-Мариинской обители. Ведь позволил же Сталин регенту хора Храма Христа Спасителя Александру Александрову создать Ансамбль песни и пляски Красной Армии.

Вся творческая судьба Голованова соткана из противоречий. Сын портного Симбирской губернии учился в Синодальном училище церковному пению. Выбор этого учебного заведения определил судьбу будущего композитора и дирижера. «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду», - писал Николай Семенович в «Опыте автобиографии».

Среди наставников Голованова были такие корифеи духовной музыки, как В.С. Калинников, А.Д. Кастальский, П.Г. Чесноков. В становлении Голованова-дирижера неоценима и роль регентов знаменитого Синодального хора – В.С. Орлова и Н.М. Данилина.

В 1913 году, когда Синодальный хор гастролировал в Германии, недавнему выпускнику, помощнику регента хора Николаю Голованову пришлось заменить заболевшего Данилина на концерте, который посетил кайзер Вильгельм Второй. «Это восьмое чудо света», - такое впечатление оставил русский хор у императора Германии.

Всю свою жизнь Николай Голованов писал духовную музыку. В его наследии 60 духовных сочинений. Собирал иконы. Спасал их из уничтожаемых церквей. В его коллекции были иконы даже XV века, написанные до Никонианского раскола.

На должность регента Марфо-Мариинской обители 18-летнего Николая Голованова пригласила сама Великая княгиня Елизавета Федоровна. Свое регентство юноша совмещал с учебой в Московской консерватории, где учился у С.Н. Василенко, который сначала высоко оценил дарование Голованова, а потом оказался в стане его гонителей.

Первый раз его уволили в 1928 – м году за приверженность к классическому искусству и нежелание исполнять оперу «Вышка Октября». Но Голованов успел поставить оперу Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Второй раз его уводили в 1936–м за то, что был требователен, даже жесток в работе, за резкость высказываний и взрывной темперамент. Восстановлен был в 1948-м. Учили заслуги Николая Степановича в годы Великой Отечественной войны. Вместе со своей женой, Антониной Васильевной Неждановой, не покинул Москву в 1941-м. Он руководил Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и вел прямые трансляции, начиная с 5 ноября 1941 года. Та, классическая музыка, что звучала по Всесоюзному радио до 1953 года, звучала в его интерпретации.

Умер Николай Голованов на праздник Успения Богородицы, который всегда считал важным в своей жизни: впервые с Синодальным хором он выступал на Успение, служил в Успенском Соборе Кремля, жил практически на Успенском Вражке, был прихожанином Храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

24 октября на сцене Большого концертного зала будет звучать «Увертюра на русские темы» Николая Голованова в исполнении Томского академического симфонического оркестра. За дирижерским пультом - маэстро Михаил Грановский.