bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Страсти по театру
города Мордасова, превращенные в анекдот и воплощаемые на сцене великолепным актерским ансамблем, вот что ждет нас в спектакле «Мордасовские страсти» по повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон»

История о том, как «светская львица в Мордасове», пользуясь слабоумием престарелого князя, пытается выдать за него свою дочь Зину, устроив тем самым ее сомнительное счастье. Провинциальное общество, безразличное к нравам, презирающее свое существование приходит в боевую готовность от одного только понимания, что Князь может достаться не им!

Дело осложняется тем, что Зинаида воспаленным сознанием влюблена в умирающего юношу, помолвлена с молодым преподавателем с обостренным понятием чести и расстроенными нервами Мозгляковым, соглашается на участие в маменькиной афере и первой срывает маску бесчинствующего бесчестия собственного дома. Все это было бы смешно, если бы не было так печально… Финал спектакля поразит своей непредсказуемостью даже самого искушенного зрителя.


Пошлость не так однозначна, как кажется. Она умеет рядиться в разные одежды, прикрываться благими намерениями и даже взывать к нравственности. Об этом спектакль «Мордасовские страсти» в Театре имени Ермоловой.

Вот говорят, среда заела. А что такое среда? Это окружающие люди, быт со своими обычаями, порядками, законами. Может, кому и не нравится, но будь добр, соблюдай их, а если не хочешь — заклюют, затюкают, сживут со свету.

Федор Михайлович Достоевский стыдился русской пошлости, бежал от нее, но она нагоняла его в Петербурге, провинциальной Старой Руссе, заставляла с собой считаться, напоминая каждый раз: слаб человек, хочешь жить — умей вертеться, а высокие мотивы оставь при себе.


Вот и вертятся персонажи повести Достоевского «Дядюшкин сон», названной в Театре имени Ермоловой «Мордасовские страсти». Ничего не скажешь — завлекательно, не то что там какой-то «сон». Но почему «мордасовские»? От неприличного слова «морда»? Да нет, это всего лишь малюсенький городок Мордасово, где все знают друг друга наперечет, знают, что готовят на обед у соседа, кого замуж выдают и какое приданое дают. И хотя действие происходит в ХIХ веке, русский человек со своими завиральными идеями и мечтами сказочно разбогатеть остался все тот же. Разве только бричку сменил на автомобиль, кринолины на мини-юбки, а спички — на зажигалки.

Режиссер Алексей Кирюшенко не одел исполнителей в современные платья (ведь теперь все так делают), не превратил хозяйку дома Москалеву в бизнесвумен, а скромницу-дочь в прагматичную невесту, у которой цель оправдывает средства.


Впрочем, зритель прекрасно разбирается, что к чему и какие параллели можно проводить, поскольку главным для него остается содержание спектакля, а не форма. Исполнительское мастерство — вот та сладкая приманка, которую с удовольствием заглатывает публика, оставляя режиссерские идеи на закуску.
К сожалению, за последнее время актерский диапазон настолько сузился, что о перевоплощении забыли, и теперь критики радостно сообщают, будто эра психологического театра закончилась и на смену ему пришла художественная инсталляция, где актер всего лишь символ, знак.


Может быть, это и правда, но тогда непонятно, почему коммерческая антреприза так гоняется за редкими талантами перевоплощения, а большой зал Ермоловского театра ломится от публики, прослышавшей, что в спектакле «Мордасовские страсти» играют Елена Шанина, Владимир Андреев и Марат Башаров. Этот вопрос может повиснуть в воздухе, если на него не ответить просто: зрители хотят испытать кайф от игры, и только потом, если их это захватит, делать какие-то выводы по поводу режиссерского замысла, живой классики или неживой.

Источник

Мордасовские страсти
Фантасмагорическая комедия в 2-х действиях
По мотивам повести "Дядюшкин сон"

Совместный проект Театра им. М. Н. Ермоловой и ТКА «РИМ»

Продюсеры: Альберт МОГИНОВ и Даниил РАЗДОЛЬСКИЙ

На сцене БКЗ 17 апреля 2012 года состоится премьера спектакля "Мордасовские страсти"