bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

О рыцарях и дамах русского романса
r_25.jpg

Дольше века длится любовь к русскому романсу. И дольше века звучат в Томске романсы. В Сибирских Афинах их пела бесподобная Анастасия Вяльцева. В двадцать первом году XXI века их исполняли участники международного конкурса исполнителей русского романса «Романсиада».

Ровно 20 лет назад пришел этот конкурс на томскую землю. В числе его организаторов были разных люди, разные организации, но неизменным оставался Дом русского Романса и Галина Сергеевна Преображенская, заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств России.

– Двадцать пять лет международному конкурсу «Романсиада», двадцать лет – сибирскому туру конкурса – в этом огромная заслуга Томска и Москвы, - заметила Галина Преображенская, открывая гала-концерт.

Как всегда, она призналась в любви к городу, который бережно хранит традицию. И не только традицию исполнения романса, но хранит русскую культуру, выразителем которой романс и является.

Особым подарком для томского слушателя, который полюбил всей душой этот конкурс, стало выступление заслуженной артистки России, звезды оперной сцены Яны Иваниловой. Приглашенная гостья Сибирской Романсиады исполнила два романса «Право, маменьке скажу» А. Гурилева и «Сирень» С. Рахманинова и сразу установила высокую планку исполнительского мастерства. Два шедевра камерного вокального искусства преподнесены были ею с нежностью и любовью. Она была самим воплощением красоты русской души.

Романс неожиданным образом актуализировал тему сохранения культуры России. В свете современных трендов, когда молодые исполнители все больше предпочитают петь на английском языке, «Романсиада» один из немногих конкурсов, где поют по-русски. Он вообще особый в своем роде.

– Романс – сложный жанр. Это не только музыка, это еще и слова. И слова важнее музыки, - говорила Галина Сергеевна, обращаясь не только к слушателям, но, прежде всего, к певцам. – Романс требует от исполнителя души, драматического проживания.

Почему русские романсы такие, что плакать хочется, слушая их? На этот вопрос «мама» «Романсиады» отвечает просто: «Потому что условия жизни в России драматические».

Музыкально-поэтический контекст нынешнего конкурса подтвердил эти важные определения, сказанные о романсе. Исполнители предпочли истории с трагической развязкой, где за любовь отдается жизнь. Это и «Шелковый шнурок» Б. Прозоровского на стихи К. Подревского, и «Старый муж, грозный муж» А. Верстовского и «Песнь Земфиры» С. Рахманинова на стихи А. Пушкина, и «Полюбила я на печаль свою» С. Рахманинова на стихи А. Плещеева, и «Как яблочко румян» Г. Свиридова.

Одним из самых запоминающихся романсов, прозвучавших на гала-концерте, стал «Шелковый шнурок». Представляя этот романс, Галина Преображенская рассказала историю названия. Китайский император, увольняя со службы слугу, «награждал» его шелковым шнурком, и тот понимал, что должен оставить не только дворец, но и жизнь. Анастасия Мельникова, студентка Новосибирской консерватории, даже не спела, а сыграла роль роковой красавицы, подарившей своему возлюбленному шелковый шнурок. Ее исполнение произвело сильное впечатление на жюри, и оно присудило 22-летней певице второе место. И на публику, конечно, тоже.

Не меньше страсти вложила в свое исполнение романса «Старый муж, грозный муж» 19-летняя Дарья Чувасова из Прокопьевска. К слову, если бы проводить рейтинг среди авторов романсов, звучавших 13 ноября в Органном зале, где проходили отборочные прослушивания, то на первое место вышла бы пара РахманиновПушкин. Она была еще представлена романсом «Не пой, красавица, при мне…», который прозвучал как в мужском, так и в женском исполнении.

Удивил и порадовал драматическим проживанием романсовой истории 19-летний певец из Красноярска Кирилл Скрипников. Он обнаружил в романсе не только повод пострадать, но и посмеяться. В Томск студент Сибирского института искусств им. Д. Хворостовского привез романсы, которые никогда до этого здесь не звучали – «Доктор» А. Варламова на стихи Ф. Глинки и «Как яблочко румян…». Мягкий и пластичный баритон Скрипникова до удивления был похож на голос виолончели. И вдруг оказалось, что он начинал как виолончелист! Но его дар драматического артиста не уступает дару вокальному. Поэтому и заслужил молодой певец первое место.

Непохожей на другие Романсиады двадцатую, юбилейную, сделали и певцы ансамбля «Алтай» им. А. Березикова из Барнаула, которые выступали в номинации «Романсиада» и «Романсиада без границ». Пожалуй, впервые за все годы в индивидуальных состязаниях появилось большая и дружная команда. Девять человек барнаульцев заявили о себе ярко и мощно. Пусть не все получили награды, но все запомнились. И голосами, и репертуаром, который представили. Многое из того, что пели барнаульцы, - из редко исполняемых. Для томского слушателя Андрей Ляшенко, Константин Рыбаков, Константин Тамбовцев, Яна Копилевич открыли такие романсы, как «За рекою, за Десною» П. Булахова, «Элегия» М. Яковлева, «Болеро» М. Глинки, «Последняя встреча» И. Казанцева.

По словам Константина Рыбакова, выбор репертуара – инициатива самих певцов. «Когда удается найти что-то редкое, то встает вопрос: а как это сделать? Надо суметь донести до зрителя, чтобы передать атмосферу времени, когда родился романс, но важно сделать его современным», - говорит он. «Новая песня – это всегда радость! Это возможность узнать себя с новой стороны», - поддерживает друга и тезку Константин Тамбовцев. Хотя в репертуаре ансамбля песни и пляски «Алтай» есть и фольклор, и эстрада, и джаз, но предпочтение отдается академическому вокалу. «Это база. Без него – никуда. Когда ты берешь песню, которую до тебя не пели, у тебя есть возможность себя выразить и дать образец исполнения этого произведения», - резонно замечает Андрей Ляшенко.

Его красивый тенор с большим диапазоном, как и благорный тенор Тамбовцева по достоинству оценили судьи – первое и второе место в «Романсиаде без границ». А Яна Копилевич, выступавшая в основной номинации, где певцы от 17 до 27 лет, заслужила не только похвалу своему вокальному мастерству, но красоте. Домой в Барнаул она увезла звание «Мисс Романсиада».

Свой успех барнаульцы связывают с хорошей школой. Все они учились у большого мастера Павла Кудрявченко, заслуженного артиста России, солиста Большого театра, который с 2015 года занимался с вокалистами ансамбля.

Награды Сибирской Романсиады, которые получили студенты Новосибирской консерватории Жамсо Бамбагаев, Надмит Надмитов и Николай Маланов (соответственно первое, второе и третье место) – тоже во многом заслуга Шагдара Зондуева, доцента консерватории, который подготовил своих воспитанников к конкурсу, где когда-то был членом жюри.

Причем, Жамсо выпал жребий открывать конкурс в основной номинации. Когда он запел своим чистым, ясным и сильным тенором романс М. Глинки «Бедный певец», всем стала очевидна его хорошая школа – безупречная техника голосоведения, интонирование и умение показать тембральное богатство голоса. Не хватало только смелости и уверенности на сцене. Поэтому на гала-концерте Галина Преображенская приободрить лауреата первой степени.

- Не смущайтесь! У вас замечательный тенор. В опере все теноры живут в любви, они обласканы вниманием. Это баритоны гибнут на дуэлях, а басы ведут скромную жизнь отцов почтенного семейства.

Пророчество оперной карьеры может быть «в руку». Ведь сегодня романсиадцы поют на лучших сценах мира. Да и гала-концерт «Романсиады- 2021» пройдет тоже в одном из лучших московских театров – в Геликон-опере. Всю Сибирь и Урал будет представлять 19-летняя студентка Прокопьевского колледжа искусств Елизавета Козлачкова, которая заслужила высшую награду конкурса – Гран-При.

На гала-концерте она пела романс «Гони, ямщик» В. Семенова. Зал наслаждался ее ярким и сильным сопрано, любовался девичьей статью и отмечал ее несомненный артистизм. Но в памяти тех, кто слышал Елизавету на отборочных турах в Органном зале, жив был образ страстной и бесстрашной Земфиры, который за несколько минут она создала на сцене Органного зала.

Для начинающих певцов конкурс русского романса – это и испытание, и трамплин в будущее. Неслучайно одна из номинаций так и называется «Надежда Романсиады». Кстати, в свое время через нее прошла и нынешняя обладательница Гран-При. Как правило, гала-концерт открывали именно дети. Но вот уже второй год из-за пандемии эта традиция поддерживается только в онлайн формате. Конкурсантов прослушивали в записи, а имена победителей огласил ведущий гала-концерта Евгений Шевелев. Со сцены Большого концертного зала Галина Преображенская обратилась к красноярцу Антону Мельникову, лауреату первой степени, поздравив и пригласив его на концерт в Москву 13 апреля.

Романсу, как и любви, все возрасты покорны. Это подтверждает и возрастной диапазон конкурсантов – от 9 до 70 лет.

Участием в «Романсиаде» отметил свой юбилей ветеран Хоровой капеллы ТГУ Георгий Шахтарин. На сцену Органного зала он вышел 13 ноября в 13 часов и 13 минут. Но цифра 13 принесла ему специальный диплом – «Рыцарь романса».

- Я 53 года пою на сцене Органного зала, но впервые вышел не в составе хора, а пел сольно, - признался Георгий Александрович после второго тура.

Еще одной специальной наградой Сибирского тура Романсиады был отмечен молодой исполнитель романса. Диплом «Достоинство романса» получил Феликс Одинаев, студент Томского музыкального колледжа им. Э.В. Денисова. Его мужское обаяние и брутальный баритон покорили и зрителей, и жюри.

- Традиция сохраняется, но и создается людьми, - справедливо заметил ведущий концерта Евгений Шевелев.

И среди тех, кто служит романсу по-рыцарски преданно и честно – это концертмейстеры. Правда, все они еще и прекрасные дамы. И всем им были вручены дипломы. Что касается традиций, то одна из недавних – сольное выступление на гала-концерте постоянного концертмейстера «Романсиады» Оксаны Петриченко. На этот раз очаровательная пианистка подарила слушателям свою фантазию на тему «Жестокого романса» Андрея Петрова.

Не стала нарушать традицию Сибирской Романсиады и постоянный член жюри, народная артистка России Людмила Травкина. В финале гала-концерта она поздравила всех лауреатов романсом «Все, что было…» Д. Покрасса.

Завершая гала-концерт все дамы и рыцари романса вышли на сцену Большого концертного зала, чтобы вместе спеть своеобразный гимн «Романсиаде» - старинный романс «Слушайте, если хотите» Н. Шишкина.
 
r_02.jpg r_03.jpgr_04.jpg r_05.jpgr_06.jpg r_07.jpgr_08.jpg r_10.jpgr_11.jpg r_12.jpgr_13.jpg r_14.jpgr_15.jpg r_16.jpgr_17.jpg r_18.jpgr_19.jpg r_20.jpgr_21.jpg r_22.jpgr_23.jpg r_24.jpg
 
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Игорь ВОЛК