bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Тарас Багинец познакомит томичей с редко исполняемыми произведениями композиторов Северной Европы
16.12_Тарас_Багинец.jpg

Органист, клавесинист, основатель и художественный руководитель Bach-festʼа в Екатеринбурге, Тарас Багинец томской публике известен мало. Можно считать, что концерт станет формой знакомства. Выпускник Харьковского института искусств по классу фортепиано и органа (профессор С.Ю. Юшкевич) и магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета (класс органа – Д.Ф. Зарецкий), совершенствовал свое мастерство у ведущих европейских профессоров: Хайнриха Вальтера (Германия), Михаэля Рэдулеску (Австрия), Ханса Фагиуса (Швеция), Зигмунда Сатмари (Германия), Людгера Ломанна (Германия).

Выступая в Европе, играя на исторических органах XVII–XIX веков, таких как в Соборах Нотр-Дам де Пари в Париже, св. Венигна в Дижоне, св. Иакова и Домском соборе в Любеке, Домских соборах в Риге и Утрехте, Церквях св. Михаила и св. Иакова в Гамбурге, св. Фомы в Лейпциге, св. Николая в Таллине, Лозаннском и Фрайбургском кафедральных соборах, Тарас Багинец буквально через все органы чувств пропустил ощущения своих великих предшественников – Я. Свеелинка, Д. Букстехуде и И. С. Баха. Их произведения – в его постоянном репертуаре, и они прозвучат в Томске.

Кроме того, Тарас Багинец намерен познакомить томских слушателей с творчеством композиторов Северной Европы, имена которых редко попадают на афиши органных концертов – Николауса Брунса (Германия), Кристиана Линдберга (Швеция), Фаустаса Латенаса (Литва). Под северными морями, стало быть, следует подразумевать Балтийское и Северное.

bukstehu.jpg

Знаете ли вы, как выглядел Дитрих Букстехуде? Оказывается, этого достоверно не знает никто: не сохранилось ни одного «настоящего» портрета великого органиста и композитора. Считается (но это не доказано), что Букстехуде среди других музыкантов изображён на картине Иоганнеса Форхута 1674 года. Букстехуде, предположительно (но почти наверняка) — второй справа в первом ряду, слушает музыку и держит ноты на правом колене.

А органная музыка Букстехуде, оказавшая огромное влияние на Баха и многих других композиторов, писавших для органа, прозвучит в Органном зале 30 ноября. На концерт «Музыка северных морей» вас приглашает солист Свердловской филармонии, органист, клавесинист, основатель и художественный руководитель Bach-festʼа - Тарас Багинец.

5 фактов о северной органной музыке.

1. Именно на севере Германии родилась техника виртуозной игры ногами – на органной педальной клавиатуре.

2. Северонемецкие органисты и композиторы использовали особый «фантастический» стиль – stylus phantasticus – яркий, непредсказуемый, виртуозный. Гениями этого стиля были, в частности, Николаус Брунс и Дитрих Букстехуде.

3. Органная музыка северных морей во многом вдохновлена самими инструментами, многие из которых построил великий мастер Арп Шнитгер.

4. Среди традиций были и довольно экзотические: например, пост органиста в церкви св. Марии в Любеке можно было занять, не только сдав испытание, но и – обязательно – женившись на дочери предыдущего органиста. Она так и называлась: Orgelbraut, то есть «органная невеста».

5. Самые яркие страницы органной музыки северных морей прозвучат в томском Органном зале, на полюбившемся томичам органе фирмы «Sauer», в исполнении лауреата международных конкурсов, солиста Свердловской филармонии Тараса БАГИНЦА 30 ноября. Не пропустите!

BAG_web.jpg

Сейчас все, а особенно те, кто часто и много работает с компьютером, знают, что такое «эмуляция» и «эмулятор».

Во времена Баха компьютеров не было, и тем удивительнее, что Бах и его современники (да и старшее поколение) тоже знали эти слова. Только в совершенно другом смысле. С точки зрения музыканта барокко эмуляция (aemulatio) – это произведение-«почитание» мастера. Так называли сочинение, открыто созданное по образцу какого-то другого произведения, считающегося классическим, образцовым. О таких «эмуляциях» писал еще Гораций.

30 ноября в Органном зале прозвучит целое созвездие таких «образцовых» сочинений – музыка, которую «эмулировали» более молодые композиторы, например, – И.С. Бах. Это произведения Брунса, Букстехуде, Свелинка и множество другой музыки.

Ждём вас на концерте Тараса Багинца 30 ноября в Органном зале!

Старейшая церковь Амстердама – Аудекерк. Храм заложен еще в 1306 году. Вот уже 7 веков звон его колокола призывает горожан на службу. Крыша Аудекерк – самая большая в Европе деревянная сводчатая крыша Средневековья. Эстонская древесина, использовавшаяся для отделки, датируется 1390 годом, благодаря ей церковь обладает превосходной акустикой – одной из лучших в Европе. Именно там 400 лет назад органистом служил выдающийся музыкант – Ян Питерсон Свелинк. В то время местные жители собирались там, чтобы посплетничать, коробейники торговали своими товарами, деловые люди заключали там сделки, нищие искали прибежища, а Свелинк всё это сопровождал игрой на органе, исполняя свои сочинения – фантазии и вариации на мелодии известных песен и псалмов.

В Аудекерк часто приходил Рембрандт; здесь он крестил всех своих детей.

30 ноября у вас есть уникальная возможность виртуально побывать в этом историческом месте: на концерте «Музыка северных морей» Тарас Багинец будет среди прочего играть и музыку Яна Питерсона Свелинка. Ждём вас 30 ноября в Органном зале!

Николаус Брунс прожил всего 32 года – с 1665 по 29 марта 1697. О нём ничего толком неизвестно, включая даже точную дату рождения. Он учился у Дитриха Букстехуде, который настолько впечатлен талантами и прогрессом молодого Брунса, что обеспечил ему рекомендацию в Копенгаген, где Брунс впоследствии работал органистом и скрипачом. И сочинений его сохранилось всего ничего - 12 вокальных произведений и 5 композиций для органа. Но даже то, что сохранилось, однозначно говорит о том, что это была выдающаяся личность. Его произведения изучал великий Бах, немало в них почерпнув и для собственного творчества. Брунс был мастером особого музыкального стиля, очень значимого в музыке северных морей – так называемого «stylus phantasticus», фантастического стиля, полного фантазии, изобретательности, ораторских приёмов, непредсказуемого, яркого, взволнованного и запоминающегося.

Именно с музыки Брунса начнётся концерт «Музыка северных морей» 30 ноября. Лауреат международных конкурсов Тарас Багинец исполнит самое, наверное, виртуозное произведение Брунса – Прелюдию соль мажор. Приходите на концерт – и вы увидите и услышите, как органист в этом сочинении играет не только двумя руками, но и двумя ногами сразу, одновременно, исполняя на педальной клавиатуре органа сразу две мелодии – одну правой, а другую левой ногой.


Море северной музыки омывает берега многих стран, которые мы сможем посетить 30 ноября. В это органное морское путешествие нас приглашает лауреат международных конкурсов Тарас БАГИНЕЦ. Прежде всего – это Германия и вольный ганзейский город Любек с музыкой Букстехуде. Германский город Хузум будет представлен музыкой гениального Николауса Брунса, ученика Букстехуде. Но 30 ноября будет звучать не только старинная музыка. Так, XIX век северных морей нам откроют сочинения финского мастера Линдберга, а век XX – это музыка литовского композитора Фаустуса Латенаса. Заглянем мы и на берега Туманного Альбиона: в концерте прозвучит произведение англичанина Стэнли. Одним словом, будет интересно! Приходите на концерт: вас ждёт увлекательный морской органный круиз.