Прогулка по АмерикеВсероссийские филармонические сезоны помогли томичам открыть новые имена и мелодииАх, что же там, по другую сторону Атлантики? Этот вопрос задавали себе очень многие.
Ильф и
Петров увидели одноэтажную Америку, когда прибыли в 30-х годах XX века на другой континент. Владимир
Маяковский был потрясен Бродвеем, называл его Бродвеищем. Для тех слушателей, которые впервые пришли в Большой концертный зал на
концерт «Открой Америку!», 21 ноября 2021 в БКЗ Филармонии, впечатления от музыки, которая родилась в США примерно в то время, когда с Америкой знакомились классики советской литературы, были не менее сильные.
Проект
«Пушкинская карта» привел в концертный зал новую публику, не знакомую с академическими традициями классической музыки, и поэтому молодые зрители были избавлены от штампов восприятия. Рядом сидели люди старшего возраста, которые уже впустили в свою жизнь симфоническую музыку. И в Большом концертном зале Томской филармонии в тот вечер все оказались на равных. И радовались, как дети.
Причина этой радости, удивления и даже восторга заключалась не только в музыке, ее светлом, оптимистичном характере, но и в звучании оркестра. Для новичков настоящим открытием «Америки» оказался сам симфонический оркестр! Поэтому им «зашел», как говорит сегодня молодежь, и серьезный
Барбер, которого изумительно исполнила скрипачка
Елена Ревич, и популярный
Синатра, в чьем образе предстал перед томичами столичный артист
Дмитрий Носков.
Программа, предложенная художественным руководителем и главным дирижером оркестра
Михаилом Грановским, была посвящена тем страницам музыкальной культуры Америки, когда и джаз, и мюзикл были еще в «детском» возрасте. Да и свой знаменитый Концерт для скрипки с оркестром С.
Барбер написал молодым.
Прогулка по Америке началась с музыки Леонарда
Бернстайна, а, значит, с Бродвея. Ведь
Томский академический симфонический оркестр исполнил три танцевальных номера из мюзикла
Бернстайна «On The Town/В городе», с которым композитор дебютировал на бродвейской сцене в 1944-м году. Для истории, как три моряка получили увольнительную в Нью-Йорк, он написал танцевальную музыку в народном стиле – шесть сложных танцевальных сюит и десять песен. Позже три танцевальных номера - «Великий любовник проявляет себя», «Пустынный город» и «Нью-Йорк, Нью-Йорк» - Бернстайн использовал в своей симфонической работе.
Симфонический оркестр впервые исполнял эту музыку, открывая ее для себя и для публики. И она вместе с музыкантами испытала настоящий драйв: оживленный свинг сменился медленным и лиричным па-де-де, а под конец зазвучал жизнерадостный джаз, где главные роли были отведены деревянным духовым – кларнетам, гобою, фаготу, флейтам. К слову, в одноименном фильме «On The Town», снятом в 1949 году по мюзиклу, одну из главных ролей сыграл Фрэнк
Синатра, именно там он спел свою знаменитую песню «Нью-Йорк, Нью-Йорк».
Но не
Синатра сменил
Бернстайна, а
Барбер. Поэтому с любимейшей улицы
Маяковского, которая «в ровных, как тюремная решетка, стритах и авеню одна своенравно и нахально прет навкось», весь
зал вместе с оркестром и солисткой Московской филармонии Еленой Ревич «переместился» в Филадельфию. Именно здесь в 1939 году молодым Самюэлом
Барбером был сочинен Концерт для скрипки с оркестром.
В Томске это сочинение прозвучало впервые в исполнении
Елены Ревич. Необыкновенная чувственность и тот самый лиризм, в котором упрекали
Барбера, покорили сердца томских слушателей. Головокружительная третья часть, сыгранная виртуозно и темпераментно, вызвала овации. В ответ на бурную реакцию зала солистка вместе с оркестром подарила на «бис» другую популярную американскую мелодию – музыку Глена
Миллера из фильма «Серенада солнечной долины».
Великолепная скрипачка Елена Ревич, заслуженная артистка России, выступила в Томске в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». Благодаря этой программе Сибирские Афины могут принимать на своих сценах замечательных музыкантов современности.… Очаровательная «Crazy girl» Дж. Гершв
ина легла на сердце слушателя легко и радостно. Предупрежденная роскошным ведущим концертом
Евгением Шевелевым, что музыка к мюзиклу «Сумасшедшая девчонка» была написана после знаменитой Рапсодии в стиле блюз, но до оперы «Порги и Бесс», публика улавливала знакомые мотивы. И не отказывала себе в смаковании любимых мелодий и музыкальных тем.
«Эскапады» сэра Джона
Уильямса заставили вновь изменить маршрут путешествия и вернуться на юго-запад Америки, в страну грез – Голливуд. Здесь в Рождество 2002 года состоялась премьера фильма Стивена
Спилберга «Поймай меня, если сможешь», где в главных ролях снялись Леонардо
ДиКаприо и Том
Хэнкс. Музыка
Уильямса к фильму получила «Оскар». Оскароносную сюиту «Эскапады» исполнили музыканты из Новосибирска –
Андрей Турыгин (альт-саксофон),
Станислав Торский (виброфон) и
Елена Пильгуева (контрабас) вместе с
Томским академическим симфоническим оркестром. И это тоже была томская премьера.
Путешествие по Америке завершилось там же, откуда и начиналось – в Нью-Йорке. Как и любое путешествие, оно неизбежно было связано с открытиями. Для финала автор проекта
Михаил Грановский приготовил неожиданный сюрприз. С выходом на сцену москвича
Дмитрия Носкова сцена концертного зала филармонии превратилась в сцену ночного клуба, где мог петь Фрэнк
Синатра. Столичный певец не просто исполнил три хита из репертуара великого певца, которого называли эталоном американского стиля, но и сыграл его. Шляпа, стакан, в котором плескался виски (или то, что напоминало виски), и непринужденный конферанс заставили слушателей забыть на какое-то время о строгих канонах академической музыки. И
симфонический оркестр в роли аккомпаниатора оправдывал свое
звание академического оркестра. Под песни
Синатры зал танцевал. Да, да, та самая молодежь, пришедшая по
«Пушкинской карте», с удовольствием отдалась во власть синкоп.
Две томских премьеры, два новых исполнителя и море прекрасной музыки в прекрасном исполнении – это ли не замечательный итог музыкального путешествия?! Что до Америки, то, как писал знаток американской музыки Дэвид
Бирн, «музыка — как по звучанию, так и по структуре — находится в полной гармонии с тем местом, где ее слушают».
Текст:
Татьяна ВЕСНИНАФото:
Игорь ВОЛК