bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Прогулка по Америке
am_06.jpg

Прогулка по Америке

Всероссийские филармонические сезоны помогли томичам открыть новые имена и мелодии

Ах, что же там, по другую сторону Атлантики? Этот вопрос задавали себе очень многие. Ильф и Петров увидели одноэтажную Америку, когда прибыли в 30-х годах XX века на другой континент. Владимир Маяковский был потрясен Бродвеем, называл его Бродвеищем. Для тех слушателей, которые впервые пришли в Большой концертный зал на концерт «Открой Америку!», 21 ноября 2021 в БКЗ Филармонии, впечатления от музыки, которая родилась в США примерно в то время, когда с Америкой знакомились классики советской литературы, были не менее сильные.

Проект «Пушкинская карта» привел в концертный зал новую публику, не знакомую с академическими традициями классической музыки, и поэтому молодые зрители были избавлены от штампов восприятия. Рядом сидели люди старшего возраста, которые уже впустили в свою жизнь симфоническую музыку. И в Большом концертном зале Томской филармонии в тот вечер все оказались на равных. И радовались, как дети.

Причина этой радости, удивления и даже восторга заключалась не только в музыке, ее светлом, оптимистичном характере, но и в звучании оркестра. Для новичков настоящим открытием «Америки» оказался сам симфонический оркестр! Поэтому им «зашел», как говорит сегодня молодежь, и серьезный Барбер, которого изумительно исполнила скрипачка Елена Ревич, и популярный Синатра, в чьем образе предстал перед томичами столичный артист Дмитрий Носков.

Программа, предложенная художественным руководителем и главным дирижером оркестра Михаилом Грановским, была посвящена тем страницам музыкальной культуры Америки, когда и джаз, и мюзикл были еще в «детском» возрасте. Да и свой знаменитый Концерт для скрипки с оркестром С. Барбер написал молодым.

Прогулка по Америке началась с музыки Леонарда Бернстайна, а, значит, с Бродвея. Ведь Томский академический симфонический оркестр исполнил три танцевальных номера из мюзикла Бернстайна «On The Town/В городе», с которым композитор дебютировал на бродвейской сцене в 1944-м году. Для истории, как три моряка получили увольнительную в Нью-Йорк, он написал танцевальную музыку в народном стиле – шесть сложных танцевальных сюит и десять песен. Позже три танцевальных номера - «Великий любовник проявляет себя», «Пустынный город» и «Нью-Йорк, Нью-Йорк» - Бернстайн использовал в своей симфонической работе.

Симфонический оркестр впервые исполнял эту музыку, открывая ее для себя и для публики. И она вместе с музыкантами испытала настоящий драйв: оживленный свинг сменился медленным и лиричным па-де-де, а под конец зазвучал жизнерадостный джаз, где главные роли были отведены деревянным духовым – кларнетам, гобою, фаготу, флейтам. К слову, в одноименном фильме «On The Town», снятом в 1949 году по мюзиклу, одну из главных ролей сыграл Фрэнк Синатра, именно там он спел свою знаменитую песню «Нью-Йорк, Нью-Йорк».

Но не Синатра сменил Бернстайна, а Барбер. Поэтому с любимейшей улицы Маяковского, которая «в ровных, как тюремная решетка, стритах и авеню одна своенравно и нахально прет навкось», весь зал вместе с оркестром и солисткой Московской филармонии Еленой Ревич «переместился» в Филадельфию. Именно здесь в 1939 году молодым Самюэлом Барбером был сочинен Концерт для скрипки с оркестром.

В Томске это сочинение прозвучало впервые в исполнении Елены Ревич. Необыкновенная чувственность и тот самый лиризм, в котором упрекали Барбера, покорили сердца томских слушателей. Головокружительная третья часть, сыгранная виртуозно и темпераментно, вызвала овации. В ответ на бурную реакцию зала солистка вместе с оркестром подарила на «бис» другую популярную американскую мелодию – музыку Глена Миллера из фильма «Серенада солнечной долины».

Великолепная скрипачка Елена Ревич, заслуженная артистка России, выступила в Томске в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». Благодаря этой программе Сибирские Афины могут принимать на своих сценах замечательных музыкантов современности.

… Очаровательная «Crazy girl» Дж. Гершвина легла на сердце слушателя легко и радостно. Предупрежденная роскошным ведущим концертом Евгением Шевелевым, что музыка к мюзиклу «Сумасшедшая девчонка» была написана после знаменитой Рапсодии в стиле блюз, но до оперы «Порги и Бесс», публика улавливала знакомые мотивы. И не отказывала себе в смаковании любимых мелодий и музыкальных тем.

«Эскапады» сэра Джона Уильямса заставили вновь изменить маршрут путешествия и вернуться на юго-запад Америки, в страну грез – Голливуд. Здесь в Рождество 2002 года состоялась премьера фильма Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь», где в главных ролях снялись Леонардо ДиКаприо и Том Хэнкс. Музыка Уильямса к фильму получила «Оскар». Оскароносную сюиту «Эскапады» исполнили музыканты из Новосибирска – Андрей Турыгин (альт-саксофон), Станислав Торский (виброфон) и Елена Пильгуева (контрабас) вместе с Томским академическим симфоническим оркестром. И это тоже была томская премьера.

Путешествие по Америке завершилось там же, откуда и начиналось – в Нью-Йорке. Как и любое путешествие, оно неизбежно было связано с открытиями. Для финала автор проекта Михаил Грановский приготовил неожиданный сюрприз. С выходом на сцену москвича Дмитрия Носкова сцена концертного зала филармонии превратилась в сцену ночного клуба, где мог петь Фрэнк Синатра. Столичный певец не просто исполнил три хита из репертуара великого певца, которого называли эталоном американского стиля, но и сыграл его. Шляпа, стакан, в котором плескался виски (или то, что напоминало виски), и непринужденный конферанс заставили слушателей забыть на какое-то время о строгих канонах академической музыки. И симфонический оркестр в роли аккомпаниатора оправдывал свое звание академического оркестра. Под песни Синатры зал танцевал. Да, да, та самая молодежь, пришедшая по «Пушкинской карте», с удовольствием отдалась во власть синкоп.

Две томских премьеры, два новых исполнителя и море прекрасной музыки в прекрасном исполнении – это ли не замечательный итог музыкального путешествия?! Что до Америки, то, как писал знаток американской музыки Дэвид Бирн, «музыка — как по звучанию, так и по структуре — находится в полной гармонии с тем местом, где ее слушают».

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Игорь ВОЛК

am_01.jpg

am_02.jpg

am_03.jpg

am_04.jpg

am_05.jpg

am_07.jpg

am_08.jpg

am_09.jpg

am_10.jpg

am_11.jpg