bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Король на выезде
image-03-01-22-11-04-5.png

Изобретение тюбика для красок произвело революцию в живописи: у художников появилась возможность писать на пленэре. Высокие компьютерные технологии, сумевшие оцифровать живое дыхание органа, сделали возможным невероятное – король инструментов стал мобильным, независимым от акустики зала и готовым к любым путешествиям.

Вот и недавнее приобретение Томской филармонии – трехмануальный цифровой орган, изготовленный итальянской фирмой Viscount, которая с конца XIX века принадлежит фамилии Галанти, - в конце прошлого года совершил небольшое путешествие по сибирским дорогам. Сначала в сторону западную – в город Асино Томской области, затем в сторону южную – в село Кожевниково.

Концерты в этих муниципалитетах стали частью филармонического фестиваля «Органные встречи», проходившего с 20 по 23 декабря и устроенного в честь презентации нового инструмента.

Путешествие «итальянца» в Сибири.

image-03-01-22-11-04.png


«Разъездная» судьба цифровому органу была уготована изначально. Вручая директору Филармонии сертификат на 3 млн. рублей, заместитель губернатора Анатолий Рожков подчеркнул, что теперь благодаря мобильности нового инструмента и жители отдаленных сел и деревень смогут услышать органную музыку у себя, не приезжая в областной центр.

Историю самого длинного путешествия филармонического органа из средневекового городка Мондаино (провинция Римини), где его изготавливали, к месту назначения, мы вынесем за скобки. Сообщим лишь, что ехал он в специальном трейлере, пересекая несколько государственных границ.

Но как поведет себя «итальянец» на сибирских просторах в условиях зимних морозов и весенне-осенней распутицы? И не укоротят ли переезды жизнь компьютерному разуму? Ответ на эти вопросы могла дать только жизнь.

– Дело не в самом переезде, а в том, как он делается, – резонно замечает штатный органист Томской филармонии Дмитрий Ушаков. – У Филармонии пока нет инфраструктуры для того, чтобы его возить. Она еще создается. Недавно в БКЗ привезли большую передвижную платформу, которая выдерживает 800 кг (орган весом 216 кг). Платформа нужна, чтобы выкатывать инструмент на сцену или убирать в «карман». Мы заказали перевозные кофры, их уже делают. Факт мобильности такого большого и дорогого инструмента означает, что при соблюдении техники безопасности его можно время от времени презентовать в других местах.

Первую проверку на дорогах цифровому органу пришлось проходить пока без кофров. Чтобы снизить риск во время путешествия, для перевозки была заказана специальная машина. В Асино, Кожевниково и обратно король инструментов ездил в термобудке, где поддерживается температура на уровне
+ 18-20 градусов. Погрузку-выгрузку осуществляли шесть грузчиков, которые специализируются на переноске крупногабаритных и тяжелых музыкальных инструментов.

… За час до того, как томскому «итальянцу» предстояло первое путешествие по Сибири, он успел познакомиться с музыкантом, с которым должен был играть для асиновской публики. Инициатива знакомства исходила, конечно, от органиста. Едва появившись в стенах Томской филармонии, органист из Красноярска Андрей Бардин, сразу прошел к инструменту и стал его настраивать на игру. Во всех движениях и взгляде Андрея читалось желание понравиться органу.

– Хочу ему понравиться, - искренне признается музыкант с 20-летним опытом. – Надо, чтобы орган тебя принял. Тогда на концерте он будет отвечать тебе взаимностью. Ведь инструмент (даже если он электронный) – очень живой. Многие автоинструкторы дают совет начинающему водителю: «Ты должен сродниться с автомобилем, как всадник с лошадью». Так и с органом: мне надо себя кентавром вообразить.

Асино. 20 декабря. ГДК «Восток».

Афиша у входа в Дом культуры приглашала на концерт жителей районного центра к 16.00. Имена и фотографии органистов, Андрея Бардина и Дмитрия Ушакова, интриговали не меньше списка великих композиторов – Бах, Вивальди, Моцарт, Гендель, Лист, Шуман, Пёрсел, Альбинони

Вместе с органистами в гости к асиновцам приехали и певицы – солистка Томской филармонии Валерия Тиунова и солистка Хоровой капеллы ТГУ Вероника Цай. Органу предстояло выступить не только соло, но и исполнить роль аккомпанемента.

Сто двенадцать километров до Асина король инструментов преодолел легко, в комфорте, менее чем за два часа. Аккуратные, слаженные и быстрые действия «свиты» помогли ему занять место в центре сцены недавно отремонтированного зала. Как только инструмент отдохнул и «пришел в себя», органисты и вокалисты приступили к репетиции. Надо было проверить полетность звука, его громкость, чтобы своей мощью он не перекрывал голос солисток и по возможности снизить реверберацию.

- Орган должен звучать, как в соборе, - пояснял звукорежиссеру свои замечания Андрей Бардин. – А вот вокалистов, нужно подзвучить.

«Выездной» орган для него тоже впервые. «В Красноярском крае у нас не было такой практики», - замечает музыкант.

Ему уже приходилось играть на цифровых органах в Чите и в Хабаровске, поэтому он отметил очень высокое качество томского «Viscount’а».

- Я не страдаю никакой фобией по отношению к электронному органу! – смеется органист. – С развитием технологий дистанция между звучанием духовых органов и электронных стремительно сближается. Фактически, как говорят ученые, стремится к нулю.

Пока шла репетиция, специалисты по видеоконтенту установили на экране, который оказался за спиной у органа, динамическую картинку. Небесной синевы абстракция, на удивление, гармонично подходила к музыке. Именно образ космоса создавали и знаменитая Токката и фуга ре минор И.С. Баха, и его не менее известная хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jusu Christ BWV 639, (в транскрипции Э. Артемьева она звучит в фильме Тарковского «Солярис»). Да и сочинения других композиторов открывали асиновцам доступ к «космической» музыке.

- В свою сольную программу я включил такие произведения, чтобы показать возможности органа, его безграничные ресурсы, и чтобы не слишком тяжело было для восприятия, - пояснил Андрей Бардин после репетиции. – Я не открываю Америки: сегодня при безграничных возможностях Интернета каждый может слушать Генделя и Баха, но любая живая музыка лучше, чем самая хорошая запись.

image-03-01-22-11-04-4.png

По замыслу солиста, каждая пьеса в концерте имеет особую историю. Альбинони, Пёрсел, Каччини – это история известных музыкальных мистификаций. Хорал Ф. Листа «Nun daket alle Gott» («Возблагодарите Господа») не только отсылает к одноименному хоралу Баха, но и …приглашает в знаменитый Домский собор в Риги, так как он был написан для церемонии освящении легендарного органа собора в 1884 году. Прелюдия, фуга и чакона До мажор Д. Букстехуде – это история, как 25-летний Иоганн Себастьян Бах пешком шел в Любек, чтобы услышать предрождественские вечерние концерты, которые проводил Букстехуде.

– Мы стремились сделать программу такой, чтобы она была интересна всем, кто бы ни пришел, не зависимо от его возраста, музыкальной подготовки, продолжает мысль приглашенного солиста Дмитрий Ушаков, один из инициаторов фестиваля «Органные встречи». – Андрей Бардин хорошо чувствует публику – никогда не ставит перед ней такие задачи, которые она не смогла бы решить, но и не скатывается в попсу.

image-03-01-22-11-04-2.png

Анонсы в социальных сетях и в асиновских СМИ сделали свое дело: к 16.00 зал был заполнен, согласно санитарным нормам. То обстоятельство, что они станут первыми, кто услышит голос нового органа в их городе! – заставило многих жителей среди насущных забот понедельника найти время для встречи с классической музыкой. Пришли учителя детской школы искусств и их воспитанники, участники творческих коллективов, библиотекари, воспитатели детских садов, члены Всероссийского общества инвалидов и пенсионеры, кто хотел взглянуть на орган и услышать незнакомца.

Инструмент с тремя рядами клавиш, с множеством рычажков по обеим сторонам от клавиатуры вызвал удивление и жгучий интерес не только у детей, но и у взрослых.

И вот он заиграл. «Фанфары» Генри Пёрсела возвестили жителям Асина о прибытии «важной персоны» - короля инструментов, который может заменить целый оркестр, а может выступать солистом или в ансамбле с другими солистами. Когда на сцену вышли Валерия Тиунова с арией Странника из оратории «Триумф Юдифи» Антонио Вивальди и Вероника Цай, исполнившая знаменитую «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, даже новичкам стало ясно, что орган и человеческий голос – это близкие вещи. А те, кто знаком с историей музыки, могли подтвердить, что на протяжении многих веков орган аккомпанировал голосу человеческому в храме, потом в концертном зале.

image-03-01-22-11-04-3.png image-03-01-22-11-04-1.png
Драматургия концерта предусматривала переходы от торжественности к нежной лирике. Тема грядущего Рождества, воплощенная в бессмертной музыке, вошла в сердца жителей области вместе с именами композиторов и исполнителей. Андрей Бардин даже «Грезы» Шумана, которые многими воспринимаются как траурная музыка, исполнил так, что в них зазвучали мечты и новогодние желания. Неслучайно эта прекрасная музыка из «Детского альбома». «Для меня она связана с Рождеством, с Новым годом, - подтвердил после концерта органист. – Это детские грезы, которые, может быть, никогда не сбудутся, но они чудесны».

- Сегодняшний вечер – просто праздник. Все произведения понравились, и особенно солисты. Такие голоса! Мощные! – говорит Валентина Михайлова.

Технолог общественного питания, она, бывая в Томске, приходила на концерты в Органный зал, а теперь король инструментов приехал к ней в гости.

- Мы давно хотели послушать орган, - уверяют супруги Сельниковы, - специально хотели ехать для этого в Томск, и тут такая удача. Конечно, есть разница между цифровым и духовым органом, но впечатление замечательное. Тем более в условиях Асина.

- Мои ожидания оправдались. Сегодня я первый раз слушала орган. Представляла себя в храме. Закрывала глаза и видела себя не в зале, а в церкви, – признается Светлана Павловна Мазаник.

- Эту традицию органных встреч будем продолжать. Показатель того, насколько важно сегодняшнее событие – это зал. Теперь и органное искусство стало доступно жителям области. Для нас большая честь первыми услышать звучание цифрового органа, - подводит итог «Органным встречам» директор ГДК «Восток» в городе Асино Антон Подгорнов.

Томск. 22 декабря. БКЗ Томской филармонии.

По иронии судьбы самый длинный концерт в году – 2 часа 15 минут без антракта – пришелся на самый короткий день – 22 декабря.

Конечно, не только этим парадоксом запомнится презентация цифрового органа. Прежде всего, тем, что на одной сцене встретились два короля Томской филармонии – цифровой орган и симфонический оркестр. Отныне такие встречи в БКЗ, как пообещал ведущий концерта Евгений Шевелев, станут регулярными.

Запомнится и тем, что в один вечер томская публика услышала игру шести органистов России, которые исполнили около 20 произведений. Такое происходит нечасто даже в стране, а в Томске это случилось впервые. Концерт-презентация оправдал название фестиваля – «Органные встречи», который был организован и проведен при поддержке администрации Томской области и регионального отделения ООГО «Российский фонд культуры».

Открыл парад музыкантов штатный органист Томской филармонии, лауреат международных и всероссийских конкурсов Дмитрий Ушаков. Визитная карточка творчества И. С. Баха – Токката и фуга ре минор – в звучании томского «итальянца» сохраняла все свои космические красоты и потрясающую глубину. Высокие технологии в органостроительстве заставили поверить даже скептиков – новый инструмент по своей мощи не уступает своему духовому собрату, что стоит в Органном зале уже 40 лет. Вторым произведением, что исполнил Д. Ушаков, стала «Медитация» Олега Янченко, написанная в 1982 году. Наполненная светлой грустью и в то же время невероятно оптимистичная по своему характеру пьеса стала данью памяти выдающегося композитора, который в 80-х выступал в Томске вместе с симфоническим оркестром и солистами филармонии.

Выпускница Санкт-Петербургской консерватории, солистка филармонии Кузбасса Елена Шевченко (Кемерово) представила музыку нашего современника, немецкого композитора Н. А. Штамма, которого можно считать продолжателем баховской традиции. Прозвучали три его пьесы: «Эхо радости», «Эльфы» и «Гаэльская токката».

Имя и исполнительское творчество органиста из Новосибирска Натальи Багинской томским любителям органной музыки известно очень хорошо. Долгое время, пока в штате Томской филармонии не появились свои органиста, именно она помогала томичам прикоснуться к красоте и величию органной музыки. Для концерта-презентации доцент Новосибирской консерватории выбрала редко исполняемое произведение П. Пансимая – Прелюдии и фугу на имя «Аристид» (транскрипция импровизации – Л. Банольди). Выбрано это сочинение и по той причине, что посвящено оно французскому гению органостроения Аристиду Кавайе-Колю.

Далее за кафедру томского органа сел еще один сибиряк – солист Красноярской филармонии, заслуженный работник культуры Красноярского края Андрей Бардин. «Аллилуйя» Г. Ф. Генделя подчеркнула и торжественность момента и напомнила, что орган неслучайно называют королем инструментов. Интродукция и пассакалия ре минор М. Регера, произведение весьма сложное, как в художественном, так и в техническом отношении, была исполнена превосходно!

По опыту введения в строй новых органов у заслуженного артиста России, профессора Санкт-Петербургской консерватории Даниэля Зарецкого перед остальными участниками концерта было неоспоримое преимущество. Он не раз уже выступал в Томске, но всегда играл на духовом органе, а 22 декабря впервые сел за новый цифровой инструмент. За свою 35-летнюю творческую жизнь ему посчастливилось не раз играть на исторических органах в самых знаменитых храмах. Исполняя «Вестминстерские колокола» Л. Вьерна, Менуэт и Токкату Т. Дебуа, Адажио и Токкату из Симфонии №5 Ш. М. Видора, он будто бы передавал привет томским слушателям из Собора Парижской богоматери, церкви Ля Мадлен, церкви Сен-Сюльпис, где органистами служили авторы исполняемых пьес.

Гастрольная деятельность профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения, члена Союза композиторов РФ Евгении Кривицкой длится уже более 20 лет, но в Томск ее привел именно фестиваль «Органные встречи». Для первой встречи с томской публикой музыкант выбрала беспроигрышные хиты мирового органного репертуара – «Молитву в Нотр-Дам» и Токкату из «Готической сюиты» Л. Боэльмана и два произведения Г. Ф. Генделя. Концерт Фа мажор (3-ю и 4-ю части) она играла вместе с Томским симфоническим оркестром. И это сотрудничество с оркестром и маэстро Михаилом Грановским для нее тоже было первым. Концерт Генделя вышел лёгким, искрящимся и праздничным - то, что нужно для такого радостного события.

За два часа томичи познакомились с разными школами органного исполнительства и разной манерой игры. Новый инструмент, подаренный филармонии в год ее 75-летия, не только солировал, но выступал в дуэте со скрипкой, когда Наталья Багинская (Новосибирск) и Семен Промое (Томск) исполняли Чакону соль минор Томазо Витали. Дмитрий Ушаков и Даниэль Зарецкий (Санкт-Петербург) удивили и порадовали публику игрой в четыре ноги на органе. Сюита вальсов И. Штрауса-младшего в обработке для ножной клавиатуры соло написана в начале XXI века, а популярность получила лет семь-десять назад.

Наконец, король выступил в ансамбле с другим королем – симфоническим оркестром под управлением художественного руководителя и главного дирижера Михаила Грановского. Кроме уже названного Концерта Генделя, в исполнении оркестра и органа, за кафедрой которого вновь сидел Дмитрий Ушаков, прозвучал финал из Симфонии для органа и оркестра соль минор Ш. М. Видора.

- Это было не состязание органистов, а концерт в кругу друзей, - заметил после концерта Андрей Бардин. – Мы друг друга прекрасно знаем. Даже если и был какой-то элемент соревнования, то победила дружба! Я с огромным удовольствием принял приглашение Томской филармонии поучаствовать в фестивале «Органные встречи». Мне довелось играть и вводить в строй несколько электронных инструментов – в Хабаровске, в Чите, но ваш орган –замечательный.

По поводу беспрецедентного органного праздника высказалась и московская гостья, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая: «Шесть органистов и дирижёр – такая прекрасная компания участвовала в открытии нового цифрового органа Viscount в Большом зале Томской филармонии. Каждый исполнил изюминки своего репертуара, а все вместе сделали этот вечер незабываемым для публики. Браво коллеги»!

image-03-01-22-11-04-6.png image-03-01-22-11-04-7.png

Кожевниково. 23 декабря. Детская школа искусств.

Утром следующего дня филармонический «итальянец» уже был готов для путешествия на юг области, в районный центр Кожевниковского района. На него возлагалась почетная миссия – он должен был открывать концертный зал Детской школы искусств после капитального ремонта. И, конечно, знакомить новую публику с шедеврами органной музыки и с достижениями современного органостроительства.

Мороз и солнце, как в знаменитом стихотворении Пушкина, стали природной декорацией этого путешествия в сельскую глубинку.

- Просветительство, не сочтите за высокие слова, - благородное дело, - заметил профессор Даниэль Зарецкий, когда познакомился со школой, где ему предстояло выступать перед учениками и педагогами. - Я прекрасно помню истории из своего детства, как великие Рихтер, Гилельс ездили и выступали по сельским клубам, где у пианино могла педаль отваливаться. Это нужное дело. Многие из этого села никогда бы в своей жизни не услышали орган, а сегодня у них есть такая уникальная возможность. Пусть не все из учеников этой школы станут профессиональными музыкантами, но если они на всю жизнь останутся любителями хорошей классической музыки – это тоже очень важно.

image-03-01-22-03-14-2.png

По словам Зарецкого, ему нечасто приходится выступать перед селянами. Потому что духовые органы, как правило, располагаются в крупных областных центрах. Но возможности цифрового органа позволяют сделать доступной органную музыку и жителям глубинки.

- Знаю, в Челябинской, Екатеринбургской филармониях тоже используют мобильный цифровой орган. Это правильный путь развития, - считает маэстро.

В Кожевниково вместе с органистами Даниэлем Зарецким и Дмитрием Ушаковым выехали и солисты – Вероника Цай (сопрано) и Вячеслав Клименко (баритон).

image-03-01-22-12-17-1.png image-03-01-22-12-17.png
Гостей встретила и познакомила со школой ее директор Маргарита Валерьевна Шашель:

- Школа была открыта в селе еще в 1959-м как музыкальная, в 1991 году мы переехали в это здание, в бывший райком. Но оно долго не ремонтировалось, и только в 2020-м году был проведен капитальный ремонт. Но эффект был бы не таким, если бы губернатор не выделил дополнительно 5 миллионов на оснащение. Поэтому мы можем принимать вас в нашем прекрасном зале, где теперь есть и специальный свет, и звук.

Еще во время репетиции в зал заглядывали то учителя, то ученики школы. Глаза их разгорались интересом и любопытством. На концерт пришли не только учащиеся и педагоги школы, но и рядовые жители села. Были и представители районной власти.

В сольной части концерта был сделан упор на музыку, которая звучит в парижских соборах – она прозвучала в исполнении Даниэля Зарецкого. Тут были и знаменитые «Вестминстерские колокола» Л. Вьерна, и Токката В. Дюбуа, и Менуэт с Токкатой Э. Жигу, и популярная Токката из Симфонии №5 Ш. М. Видора. Но какой же концерт без музыки Баха – именно его Концерт Соль мажор открыл «Органные встречи» в Кожевникове. Арию из оратории «Мессия» Г.Ф. Генделя спела Виктория Цай, а рождественскую «Aвe Марию» Ф. Шуберта на двух языках исполнил Вячеслав Клименко. Солистам аккомпанировал Дмитрий Ушаков. Нотку веселья в торжественность концерта добавили два органиста, исполнив в четыре ноги Сюиту-фантазию вальсов И. Штрауса.

Публика была потрясена и мощью звучания органа, и виртуозной игрой на этом «загадочном» инструменте. На детское сознание новое качество музыки произвело неизгладимое впечатление.

- Для нас большая честь, в числе первых принимать у себя такой инструмент, с которым многие не знакомы. Он сочетает в себе традиционные принципы органного искусства и современные цифровые технологии. Нам теперь не стыдно принимать у себя таких высоких гостей, – сказала после концерта Маргарита Шашель.

image-03-01-22-10-49-2.png image-03-01-22-10-49-1.png
Слова благодарности прозвучали и из уст заместителя главы района Сергея Юркина. Он вручил всем участникам концерта благодарственные письма и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество.

Фестиваль «Органные встречи» ответил на вопрос доступности и мобильности цифрового органа утвердительным «да». Отныне не только слушатель может прийти к органу, но и орган может прийти к слушателю.

image-03-01-22-03-15.png image-03-01-22-03-14-1.png

Текст: Татьяна ВЕСНИНА


Фото: Евгения ЕРОШЕНКО, Светлана ПАНОВА, Татьяна ВЕСНИНА