bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Дарил на счастье музыку. Играл с душой
FH_07.jpg

Фанфары. Ликующая духовая медь призывает к празднику. В лучах софитов – Сводный духовой оркестр Томской области. Музыканты в белых рубашках. За пультом – дирижер Захар Никифоров. Сегодня он – командир оркестровых атак. Уже пять лет концертмейстер группы валторн Томского академического симфонического оркестра возглавляет Томское отделение Духового общества и оркестр, объединивший музыкантов-духовиков разных оркестров – военных и гражданских.

Но парадная форма и фанфары звучат не в честь первого юбилея коллектива, хотя родился он именно здесь, на сцене Большого концертного зала филармонии 20 февраля 2017 года. Повод для торжества более значимый – Сводный духовой оркестр Томской области стал частью II Международного фестиваля духовой музыки Валерия Халилова.

Он был приглашен к участию как коллектив, который был создан в ответ на призыв генерал-лейтенанта Халилова возрождать в стране традиции духовой музыки, создавать духовые оркестры. 23 января – календарная «медиана» фестиваля, который проходит с 17 по 30 января и объединяет 40 городов России, от Камчатки до Калининграда, Японию, Беларусь и Казахстан. В этом году праздник духовой музыки посвящен двум юбилеям – 350-летию Петра Первого и 70-летию Валерия Халилова.

О вкладе выдающегося деятеля музыкального искусства, потомственного военного дирижера, главного военного дирижера России, начальника военно-оркестровой службы России, начальника и художественного руководителя Ансамбля Александрова до декабря 2016 года, генерал-лейтенанта, народного артиста России Валерия Халилова в возрождении славных традиций военно-духовой музыки, заложенных еще Указом Петра Великого в 1711 году, напомнил ведущий концерта Евгений Шевелев.

О своем друге, соратнике, о человеке, без которого трудно представить военную культуру современной России, говорили с экрана военный дирижер Александр Халилов, дирижер Александр Сладковский, композитор Илья Резник. В их рассказах Валерий Халилов предстал как талантливый организатор фестиваля «Спасская башня», как бессменный дирижер Парадов Победы после их возрождения в 90-х годах и дирижер концерта «Поющая площадь» в Дни славянской письменности и культуры. Для музыкального Томска особенно дорог тот факт, что незадолго до своей трагической гибели Валерий Халилов создал Духовое общество России, и Томская филармония одной из первых вступила в него.

Да и сам концерт, открывшийся «Элегией» Валерия Халилова, был вдохновлен и пронизан его идеями. Валерий Михайлович считал, что духовой оркестр не может играть плохую музыку. Потому что сама природа духовой музыки – это живой звук, который идет изнутри, от души.

Взаимосвязь духа, духового оркестра и духовного роста слушателя генерал-лейтенант Халилов всегда объяснял просто и доходчиво: «В корне духового оркестра, духового инструмента лежит дух, дыхание, поэтому она очень восприимчива. Когда даже слабенький по составу духовой оркестр играет, вокруг него собирается очень много детей. Потому что всем очень приятно, что играют простые мелодии. И эти звуки, извлекаемые очень сильно, тебя пробирают, доходят до самого сердца».

Меланхолический, задумчивый характер нежной его «Элегии» заставил слушателей вспомнить о трагедии 25 декабря 2016 года, когда разбился самолет с Ансамблем Александрова на борту, вместе с генерал-лейтенантом Валерием Халиловым погиб еще 91 человек. Музыканты и слушатели почтили память погибших.

И все-таки «духовая музыка очаровывает» - в этом был абсолютно прав главный военный дирижер России. Музыка, прозвучавшая на концерте «Нашей юности оркестр», действительно очаровала своей красотой, лиричностью и одновременно зарядила оптимизмом и бодростью. В программу вошли произведения, с одной стороны, очень популярные, которые знакомы многим поколениям слушателей – «Марш Артиллеристов» Тихона Хренникова, фокстрот «Цветущий май» Артура Полонского, танго «Кумпарсита» Матоса Родригеса, песня-вальс Матвея Блантера «В городском саду», с другой – эксклюзивные, редко звучащие.

Так, композиция «Приглашение к танцу» Анатолия Вареласа имеет именное посвящение – Захару Никифорову, так как дирижер и сын композитора некогда вместе учились в Ташкентской консерватории, и Захар первым как дирижер исполнил ее. Свою оркестровую версию бразильского композитора Эрнана Хорхе Креспо «Choro» для тубы с оркестром специально для Сводного духового оркестра Томской области сделал томский композитор Алексей Пиоттух. И не просто сделал, но и исполнял ее на концерте. Солировал на тубе Сергей Фурцев, артист Томского симфонического оркестра. Еще одно произведение можно отнести к мировым премьерам. Впервые в инструментовке томича Григория Лосенкова прозвучала джазовая пьеса «Падишах», которую Олег Облов написал для брасс-квинтета, а Григорий сделал оркестровую версию. Большинство слушателей впервые услышало «Танец букв» казахского автора Адиля Бестыбаева, который входит в десятку мировых имен среди композиторов духовой музыки, хотя его премьера на томской сцене состоялась год назад.

Публика благодарно принимала как признанные шедевры духовой музыки, так и новинки. Особенно горячие аплодисменты достались солистам Томской филармонии, которые своими голосами вписали лирическую линию в патриотический сюжет. Нежно и проникновенно спела «Офицерский романс» Екатерина Клеменс. Очаровал всех приятный баритон Вячеслава Клименко, вальс «В городском саду» в его исполнении заставил зрителей старшего поколения ностальгировать по своей молодости. Песня П. Аедоницкого, давшая название концерту «Нашей юности оркестр», «Старинные вальсы» Г. Портнова и «Я люблю, тебя Россия» Д. Тухманова в исполнении Евгения Штейнмиллера были встречены криками «Браво»!

Кульминацией концерта стала заключительная песня Валерия Халилова «Навсегда великая страна». Эта песня, написанная в 2004 году ко Дню защитника Отечества, считается официальным гимном Фестиваля. Она звучала 17 января на его открытии в Большом концертом зале в исполнении солистов и хора Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А. В. Александрова. Звучит во всех городах, где проходит фестиваль. В Томске состоялся дебют песни, ее пели хором все солисты в сопровождении духового оркестра, а улыбающийся Маэстро смотрел с афиши в зал.

Зрители не скупились на аплодисменты и слова благодарности музыкантам. В книге отзывов они писали: «Затронули все фибры души моей!», «С восторгом прослушала концерт, музыка, оркестр, солисты – высшего класса», «вальсы, танго, фокстрот – хотелось танцевать», «впервые посетила концерт Сводного духового оркестра, он стал для меня открытием».

FH_01.jpg FH_02.jpg
FH_04.jpg FH_05.jpg 
FH_06.jpg FH_08.jpg
FH_09.jpg FH_10.jpg 
FH_11.jpg FH_12.jpg 
FH_13.jpg FH_14.jpg

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА