bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Божественный союз арфы, флейты и оркестра
2g_11.jpg

Концерт «Две грации» войдет в историю Томской филармонии (и, надеемся, в историю музыкального Томска) как концерт, где Красота выступила синонимом Музыки. Эстетическая категория стала едва ли не главным смыслом концерта, его концепцией – красивейшая музыка в исполнении красивых солистов в самом красивом концертном зале Томской филармонии – Органном.

Флейта и арфа – инструменты красивые и грациозные – и по звучанию, и по внешнему виду. И все-таки название концерту дали не они, хотя и солировали на протяжении полутора часов, а их прекрасные обладательницы – артистки Новосибирского симфонического оркестра Елена Левитская и Тамара Тарновская. Их пригласил Михаил Грановский, чтобы исполнить в Томске с оркестром два произведения – «Танцы для арфы» Клода Дебюсси и Концерт для арфы и флейты Вольфганга Амадея Моцарта. Причем, пьеса Дебюсси ранее не исполнялась в Томске.

К этой премьере добавились еще три премьерных сочинения: «Интродукция и аллегро» для арфы, струнного квартета, флейты и кларнета Мориса Равеля, «Наталиана» для арфы Деборы Хенсон-Конант, «Павана» из «Четырёх средневековых танцев» для флейты и арфы Жозефа Лёбэ. Плюс еще два не слишком заигранных произведения – «Сиринкс» Клода Дебюсси и «Антракт» Жака Ибера. И весь этот роскошный букет европейской музыки был адресован Московской филармонии, которая в тот день, 29 января, отмечала свое 100-летие.

Именно с поздравления имениннице начал концерт его ведущий Евгений Шевелев, подчеркнув нерасторжимую связь двух организаций. С флагманом музыкальной жизни России Томскую филармонию действительно связывает плодотворное сотрудничество. Можно вспомнить выступления Томского симфонического оркестра в легендарном зале Чайковского в 1986, 2020 годах и в 2021-м на сцене Рахманиновского зала, а можно – первый концерт самого молодого коллектива Московской филармонии – Российского национального молодежного оркестра в Большом концертном зале Томской филармонии осенью 2018 года. За последние 15 лет творческие связи заметно окрепли: выступления звезд российской и мировой музыкальной сцены в Томске стали нормой благодаря таким проектам, как «Звезды XXI века», «Всероссийские филармонические сезоны», инициированные филармонией-юбиляром. Нельзя не вспомнить и о виртуальных связях: это и прямые трансляции с конкурса имени Чайковского, и концерты Московской филармонии, которые томичи смотрят в режиме отложенного прямого эфира в Камерном зале почти каждую субботу.

Подарок для московских коллег томские музыканты приготовили действительно достойный. Изысканная музыка и виртуозное исполнение отличали этот концерт. Программа была выстроена по линии нарастания – от соло флейты и арфы, которые стали своеобразной визитной карточкой двух солисток из Новосибирска, до оркестровых произведений.

Открыла концерт Елена Левитская пьесой для солирующей флейты «Сиринкс» Клода Дебюсси. Название отсылает к греческому мифу о нимфе Сиринкс и преследовавшем ее козлоногом Пане, а история создания – к дружбе композитора с драматургом Габриэлем Муреем, для которого он и написал в 1913 году эту дивную мелодию, чтобы проиллюстрировать ею сцену смерти Пана в спектакле «Психея». Музыка оказалась жизнеспособнее литературного источника. Эта трехминутная композиция из обязательного репертуара любого флейтиста дает исполнителю пространство для интерпретации и эмоций. В исполнении новосибирской артистки одноголосая мелодия, льющаяся плавно и свободно, создавала и прозрачность воздуха, и трепет воды, и таинственность, словом, ту первозданную архаическую красоту, которую и пытался «нарисовать» композитор.

2g_02.jpg 2g_10.jpg
Вторая «грация» Тамара Тарновская выбрала для знакомства с томской публикой пьесу современного американского композитора, арфистки и исполнительницы джаза Деборы Хенсон-Конант «Наталиана». В Томске это сочинение для солирующей арфы звучало впервые, хотя и оно входит в обязательный репертуар арфистов, с которым они часто выступают на конкурсах. Имя композитора тоже незнакомо томскому слушателю, хотя в Америке Дебора известна как мегаталантливая личность. Кроме того, что пишет и исполняет музыку, она еще и рисует карикатуры, пишет прозу, сочиняет мюзиклы и оперетты и ставит их. В музыке предпочитает «кроссовер», смело соединяет джаз-поп-фолк-блюз-фламенко и кельтские мотивы. Именно в таком «кросс-жанре» и написана «Наталиана». Несмотря на смешение, казалось бы, несоединимого, музыка оказалась очень гармоничной и красивой. Филармоническая чикагская красавица арфа под руками Тамары Тарновской звучала нежно, напевно, сладкоголосо. Солистка продемонстрировала богатейшие возможности инструмента и, конечно, свое мастерство.

2g_03.jpg

Дуэт граций познакомил томичей с еще одним композитором – Жозефом Лёбэ. Сведения о самом авторе весьма скупы, но его сочинение «Павана» для флейты и арфы из «Четырех средневековых танцев», свидетельствует, что он – превосходный стилист. Темы средневекового торжественного (величественного) танца особенно подчеркивала изящество и аристократизм инструментов, для которых и была написана пьеса. Среди многочисленных альянсов флейты с разными инструментами, ее дуэт с арфой – без сомнения, самый изысканный и рафинированный. Что и подчеркнул «Антракт» Жака Ибера. Лидирующую роль композитор отдал флейте, для которой он писал охотно и много. Поэтому и в дуэте двух граций основную тему вела Елена Левитская. Арфа Тамары Тарновской выполнял роль аккомпанемента.

2g_04.jpg

Дуэт двух артисток из Новосибирска актуализировал еще одну тему: «учитель – ученик». Елена Левитская – не только концертирующий музыкант, но и доцент Новосибирской консерватории, чьи воспитанники сегодня работают в Томске. А Тамара Тарновская и артистка Томского академического симфонического оркестра Екатерина Лаптева учились у одного педагога – Надежды Покровской.

Традиции новосибирской школы виолончелистов, скрипачей, духовиков поддерживают своей игрой некоторые артисты Томского академического симфонического оркестра. Септет, исполнивший еще одну томскую премьеру – «Интродукцию и аллегро» для арфы, струнного квартета, флейты и кларнета Мориса Равеля, как раз и стал ярким примером этой живой связи. Для Семена Промое (скрипка), Анатолия Воронцова (виолончель), Евгения Лукьянчука (кларнет) Новосибирская консерватория – Alma mater.

В исполнении опуса Равеля, в котором принял участие струнный квартет «Фаэтон», в составе Семена Промое (1-я скрипка), Марины Рябовой (2-я скрипка), Карины Тютеевой (альт) и Анатолия Воронцова (виолончель), а также Елена Левитская и Евгений Лукьянчук, в центре внимания вновь оказалась арфа Тамары Тарновской, которая покорила переливающейся красками каденцией. Удивительно, что эта дивная мелодия, полная элегантной грации, нежности, очарования юности, никогда раньше не звучала в Томске! Слушатели, оказавшиеся свидетелями томской премьеры, горячими аплодисментами благодарили не только исполнителей, но и маэстро Грановского, включившего это сочинение в программу.

2g_05.jpg 2g_06.jpg
Сам художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра вместе с оркестром подготовил два сочинения из шкатулки шедевров мировой музыки. «Танцы для арфы» К. Дебюсси и двойной Концерт для флейты и арфы В.А. Моцарта стали кульминацией концерта и еще раз напомнили слушателям о том, что недаром флейта и арфа считаются атрибутами божественных существ – Пана и Гермеса, Аргуса, Кришны, а также царя Давида, евангельских волхвов. В руках Елены Левитской и Тамары Тарновской они звучали действительно божественно. Но и оркестр под управлением Михаила Грановского тоже звучал божественно! В воображении слушателя возникал мост между небом и землей. Этот незримый мост создавала слаженная игра оркестра.

2g_07.jpg 2g_08.jpg
Священный и светский танцы Дебюсси были исполнены струнной группой с солирующей арфой, а в Концерте Моцарта к струнным присоединились духовые и ударные инструменты. Символично, что программу завершала музыка Моцарта: за день до концерта музыкальный мир отметил очередной день рождения гения эпохи классицизма. Для оркестра двойной концерт Моцарта стал третьим обращением к этому сочинению.
Для публики каждое из прозвучавших произведений стало открытием. Потому что каждое рождалось у нее на глазах благодаря музыкантам, которые наделили жизнью когда-то и кем-то написанные ноты.

2g_09.jpg 2g_01.jpg

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА