bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Солнцем опьяненные
st_08.jpg

За стенами Органного зала таял январь, а на сцене шагало солнце, зимы становились веснами, светлый май слал свой привет, а где-то в переулке бродило лето. Песни Арно Бабаджаняна и Оскара Фельцмана, впитавшие в себя воздух 50-х-70-х, приглашали вспомнить то время, когда рождался стиль советской эстрады.

На эту жанровую и стилевую особенность концерта «Стиляги» сразу обратила внимание слушателей ведущая – музыковед Василина Сыпченко. «Органный зал, где в основном звучит академическая классика, будет отдан во власть эстрады», - предупредила она.

Однако сегодня, спустя более полвека, после того, как страна запела «Ландыши», «Чертово колесо», «Королеву красоты», «Огонь Прометея», «Ходит песенка по кругу», «Верни мне музыку», они воспринимаются как классика советской эстрады. Тем более, авторы песен – композиторы и поэты – давно вошли в пантеон советских классиков, а их творческое наследие составляет значительную долю репертуара современных певцов. Не исключение – и солисты Томской филармонии, два обладателя красивых баритонов Евгений Штеймиллер и Вячеслав Клименко.

st_05.jpg

Но большинство слушателей воспринимает их своими современниками. Ведь стоило только Павлу Шинкевичу (фортепиано), Алексею Пиоттуху (гитара), Всеволоду Ивашковскому (саксофон), Василине Сыпченко (перкуссия) заиграть мелодию песни «Лучший город земли» Бабаджаняна, как душа откликнулась на призыв вернуться в 60-70-е, и в памяти ожили воспоминания детства и туманной юности. А для тех, кто купил билет по «Пушкинской карте» (а ребят от 14 до 22 лет в зале присутствовало почти два десятка), вдруг открылся незримый портал в юность своих родителей и даже в молодость бабушек-дедушек.

st_02.jpg st_04.jpg
Именно на стыке прошлого и настоящего была выстроена программа концерта. О моде и стиле того времени, когда популярность обоих композиторов достигла своего зенита, напоминали широкие и пестрые галстуки, яркие рубашки, полосатая кофточка и юбка-солнце. Исполнители были в стиле песен. Но более всего сама музыка! Мелодические украшения, гармонии, сочетание инструментов (саксофон, бас-гитара, рояль, голос, перкуссия) – создавали пространство времени, когда…

… Когда страна вслед за Геленой Великановой пела «Ландыши» и подпевала Георгу Отсу, исполнявшего «Родные глаза», а Оскара Фельцмана обвиняли в том, что его песни подрывают моральные устои советских людей…

… Когда «Лучший город земли» положили на полку, потому что Генсек гневался: «Твист о Москве?! Запретить!». И запретили. Пока поэт Леонид Дербенев не пришел на Всесоюзное радио и не сказал: «Магомаев сделал все, что смог…» И твист реабилитировали после смены руководства страны…

… Когда песни рождали ощущение могущества и поднимали человека до космических высот – об этом «Солнцем опьяненный» Бабаджаняна и «Огонь Прометея» и «Я верю друзья» («Четырнадцать минут до старта») Фельцмана на стихи будущего эмигранта Владимира Войновича

Арно Бабаджаняна и Оскара Фельцмана сближало не только отношение правителей к творцам, не только «подковерная» борьба с партийными догмами, но и само время и «предлагаемые обстоятельства» эпохи. Оба родились в январе 1921 года. (Так что концерт 30 января можно считать подарком именинникам или вечеринкой в честь 101- й годовщины того и другого). У обоих рано обнаружился композиторский дар. К обоим относились как к вундеркиндам. В жизни каждого сыграли судьбоносную «роль Державина» классики ХХ века – Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. С их благословения обоих привезли в столицу «поступать» в Московскую консерваторию. Оба дружили с такими исполнителями, как Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, которые наперебой просили композиторов написать именно «для них» песни. А кумиры 60-х – Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко приносили свои стихи композиторам, мечтая, чтобы их слова получили песенные крылья.

К слову сказать, автор программы Василина Сыпченко учла эту творческую дружбу, включив в концерт песню «Что это такое» из вокального цикла «Песни былого», который Оскар Фельцман написал в 1987 году по тексту книги «Песни былого. Из еврейской народной поэзии», а Иосиф Кобзон ее исполнил. На концерте «Стиляги» эта песня прозвучала в исполнении Вячеслава Клименко. Евгений Штейнмиллер исполнил песню 1961 года Арно Бабаджаняна «Не спеши», стихи к которой Евтушенко написал за полчаса, пока гости собирались к Арно на день рождения.

st_03.jpg st_01.jpg
Пока солисты возвращали музыку, а слушатели под хиты прошлых лет загадывали желания, росло и ширилось ощущение счастья. Может быть, потому и живы эти песни, рожденные в прошлом веке, что они выполняют самую главную задачу искусства – дарят радость и позволяют наслаждаться жизнью.

Именно за эту радость и благодарили слушатели участников концерта. Крики «браво» сопровождали едва ли не каждый номер, а в конце поверх громких аплодисментов кто-то крикнул: «Спасибо большое за песни». Спасибо за счастье. За надежду. За солнце. За любовь.

st_07.jpg

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА