bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Специально к 23 февраля: военные музыканты Томской филармонии
st_04.jpg

Артист Томского академического симфонического оркестра Александр Ступаненко срочную службу проходил в штабном оркестре Московского военного округа. Солдатом-срочником он участвовал в сводном коллективе, который мы ежегодно слышим на Красной площади на Параде Победы, выступал на одних концертных площадках с известными исполнителями и даже работал в студии звукозаписи. Это были 1980-1982 годы.

Интересное было время?

– Сейчас я уже с юмором ко всему отношусь. А вот когда я в октябре-ноябре в фуражечке, шинельке и хромовых сапогах на «рыбьем меху» по стойке смирно стоял в 40 метрах от Мавзолея несколько часов подряд, не до смеха, было, конечно.

Как вы оказались в штабном оркестре МВО?

– В армию меня забрали из Туапсе сразу после окончания музыкального училища: я ещё доучивался, а повестка у меня уже лежала. На сборном пункте я прослушался в оркестр Военно-морского флота, меня привлекла служба именно красивой формой. Моряков я устроил, сказали, что заберут. Но в это время проходила Московская олимпиада и оркестр отправили в Таллин обслуживать парусную регату, а меня вместо этого чуть не забрали на подводную лодку. В конечном итоге вместо оркестра ВМФ меня отправили в 13-й военный оркестр штаба ВМО.

Расскажите, пожалуйста, чем занимался оркестр.

– Срочная служба военного музыканта – это с утра до обеда репетиции, а вечером раз – и какая-нибудь запись или концерт. Как-то играли на вручении золотых медалей хоккеистам ЦСКА. В Доме звукозаписи работали с Валентиной Толкуновой, Юрием Богатиковым и другими исполнителями. Помню ещё как в 1981 году отмечалось 40 лет Победы под Москвой, и мы выступали в концертном зале гостиницы «Россия» – на одной сцене с Градским, трио «Меридиан» и многими популярными в то время артистами. Иногда наш оркестр дежурил по гарнизону – играл и на вручении боевого знамени, и на похоронах. Ещё мы играли на выпускных экзаменах у студентов Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, ну а до этого разучивали с ними нужный репертуар.

А про выступление на парадах что можете сказать?

– Подготовка к параду начиналась за несколько месяцев до самого события. Так к параду 7 ноября репетиции начинались в августе. К этому времени мы уже знали программу наизусть и оттачивали слаженную игру и движение строем. Репетиции проходили в «Лужниках», там делалась разметка, имитирующая Красную площадь. В парадах участвовали все военные оркестры Москвы, а это около тысячи военных музыкантов. И вот таким составом у нас было по три прогона в день. Аналогично выглядела подготовка к Параду Победы 9 мая. И, если честно, то это такая радость была – когда это всё заканчивалось.

Очевидно, что при таком графике у солдат-срочников штабного оркестра МВО на другие занятия просто не было времени?

– Да, приказом министра мы были освобождены ото всех работ, не касающихся музыки.

Как после службы в армии складывалась ваша дальнейшая профессиональная жизнь?

– После службы в армии я поступил на дневное отделение Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне - Российская академия музыки имени Гнесиных). На первых курсах учёбу в Москве я совмещал с работой преподавателя Музыкального колледжа имени М.И. Глинки в Новомосковске. А потом оставил и то, и другое, и устроился на работу в новомосковскую милицию: 6 лет носил пистолет, патрулировал улицы, ловил преступников. В 1991 году я восстановился на 4-й курс Института, на заочное отделение.

st_02.jpg 
 
Закончив институт, Александр Ступаненко вернулся в профессию. Однако спустя десять лет снова надел погоны – на этот раз в качестве музыканта духового оркестра УМВД России по Томской области. В котором прослужил с основания до расформирования, это были 2001-2011 годы. В должности музыкант-милиционер, которая соответствует воинскому званию старшина милиции.

В Томской филармонии вы служите с 1995 года...

– Вы думаете служба военного музыканта сильно отличается от службы музыканта любого другого оркестра? Мне кажется, что суть одна, только форма разная (смеется).

В конце беседы Александр Ступаненко рассказал одну из цензурных, как он сам выразился, баек из жизни военного музыканта.

– Когда я работал в оркестре МВД, прежде, чем продлить с музыкантами старше 45 лет контракт, нас отправляли на медкомиссию. Так вот захожу я к психологу, а там старушка седая сидит и что-то пишет-пишет-пишет, а потом переводит взгляд на меня и спрашивает: «Какие у вас проблемы?» Я: «Да какие у меня могут быть проблемы?» Она: «А где работаете?» Я: «В оркестре». Она: «А, так вы туда пришли, повеселились и ушли?» Я: «Ну конечно!» Она пишет: «здоров». Ну что я ей буду рассказывать?

А нам рассказали, спасибо большое! На этом цикл публикаций историй из жизни военных музыкантов, ныне служащих в Томском академическом симфоническом оркестре, завершается. Но мы обязательно продолжим тему военной музыки в феврале следующего года, ведь нам ещё есть, о ком рассказать!

Послушать же Томский академический симфонический оркестр можно уже в это воскресенье!

27 февраля, в 18:00
В МИРЕ ТАНЦЕВ


КУПИТЬ БИЛЕТ, в том числе по «Пушкинской карте»

 
st_05.jpg st_03.jpg
st_09.jpg st_088.jpg st_07.jpg
st_06.jpg st_01.jpg

Текст: Ирина ГЮНТЕР
Фото: из личного архива Александра Ступаненко