bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

«Орган + труба»: Прелюдии Баха и джазовые хиты Армстронга
ivanov_web.jpg

Что мир весь рядом с ним, с его горячей медью?
Николай Иванов исполнит Прелюдии Баха и джазовые хиты Армстронга на концерте «Орган + труба»


Ранние изображения органа и трубы рядом можно встретить на гравюрах европейских мастеров XVII-XVIII веков. Это было время, когда труба стала изменять свой внешний облик, обретать приятный тембр и зазвучала в ансамбле с другими инструментами, потому что потребность в новой музыке заставила композиторов обратить внимание на возможности трубы.

Концерт абонементного цикла «Орган плюс» (концертный сезон 2021/22) напомнит слушателям о том времени Прелюдиями Иоганна Себастьяна Баха, которые исполнит концертмейстер группы труб Томского академического симфонического оркестра Николай Иванов в сопровождении органа под управлением Дмитрия Ушакова. Он же проложит мост из эпохи барокко в век рождения джаза, сыграв два непревзойденных хита из репертуара Луи Армстронга.

- Соединение Баха с Армстроногом – совсем не случайное, – утверждает Николай Иванов. – На Бахе до сих пор учатся джазмены. По его гармонии делают джазовые стандарты. Судя по мастер-классам, которые я смотрю, многие джазмены отталкиваются от анализа произведений Баха. До сих пор! Мне самому нечасто доводилось исполнять баховские сочинения. Его музыка в звучании трубы - элитарная, можно сказать, на любителя. По радио, на коротких волнах, вряд ли вы услышите трубача, играющего Баха. А между тем, музыка красивая: спокойная, величественная. Это бесконечная радость. Божественная музыка. Кроме того, Бах – это эталонное исполнение на трубе. С неправильной постановкой губ, наверное, тяжело сыграть. Потому что чем длиннее ноты, тем тяжелее играть. А у Баха как раз все проявление его красоты в длинных нотах.

- В 1982 году Элеонора Нечаева сняла документальный фильм, как Тимофей Докшицер, непревзойденный трубач, исполняет Прелюдии Баха из «Хорошо темперированного клавира». Его игра вызывает восторг и слезы, рождает стихи.

- В классике лучше Докшицера никто не играет. Он – эталон. Еще в музыкальной школе мой преподаватель записывал на аудиокассеты игру Тимофея Докшицера и давал мне слушать. Это было моим домашним заданием. С появлением Интернета сам стал слушать другие записи и других трубачей. Слушал и понимал, что они все не «то», а Докшицер – «то»! И сейчас, когда учу материал, слушаю записи его игры и стараюсь отталкиваться от того, как он исполнял.

У Тимофея Докшицера есть кассета «Штрихи», где он раскрывает секреты игры на трубе. Штриховая палитра – это очень важный момент для трубача. Иногда тяжело сыграть то, что написано у композитора в партитуре. Допустим, стоит лига на четыре такта, а на трубе ее сыграть невозможно. Что делать? Я слушаю Докшицера и понимаю – он не играет лигу на 4 такта, а играет так, как удобно трубачу. И это звучит, не искажая замысла композитора, «мягким языком» вместо лиги… Однажды мы исполняли Концерт Сергея Прокофьева, и была одна часть, где надо было сыграть октавный скачок в третью октаву до-диез на легато и на пиано. И я стал слушать запись Докшицера, и он говорит, что этот скачок никогда не играется на легато. И такие моменты трубачу важно знать. Иначе будут «киксы».

- А кого Вы можете назвать кумиром среди джазовых трубачей?

- Знаете, а сейчас так не говорят «джазовый трубач» или «военный трубач». Да, игра в каждом стиле отличается, прежде всего, артикуляцией. В классике все надо четко играть: четверть, восьмушка, четверть… В военной музыке все ноты короче играются, а в джазе вся музыка играется мягче, в том числе и атака звука мягкая, а пульсация свинговая или фанковая… Но в принципе каждый трубач может играть и классику, и джаз, и военные марши. Я люблю все играть.

Когда учился в Кемеровском институте искусств, у нас в 10 утра занятия в биг-бэнде, а в 13.00 – симфонический оркестр. И вот где было сложно: в джазе «наорешься», а потом надо быстро переключить себя на размеренный ритм классики. Это сейчас «тумблер» в голове, и легко переключаться. Получив такой опыт, могу любую музыку играть.

Сейчас имен известных трубачей знаю очень много. Но до сих пор самым любимым остается Луи Армстронг. Его хиты – «Wonderful world», «Когда святые маршируют», «Moon river» и другие, долго их могу перечислять, - и сегодня одни из самых популярных. Знаете, что композиция «Wonderful world» в свое время обогнала песню ливерпульской четверки, которая держала первенство 14 недель?

- Если нравится композитор, то, наверняка, интересуетесь и его биографией.

- Конечно, мне интересно, как жил Армстронг, чем занимался. Когда-то меня поразила история о том, как Армстронг первый раз взял трубу в руки. Случилось в детской исправительной школе. Попал он туда за то, что стрелял из пистолета в Рождественскую ночь. В исправительной школе работал духовой оркестр, и игра в нем была для всех обязательной. Армстронгу дали в руки корнет – это инструмент духового оркестра. Заметьте, до этого момента Луи вообще не знал, что такое труба. Первые и последние данные об учителе Луи Армстронга заканчиваются на этой исправительной школе. Потом он учился самостоятельно. Слушал знаменитых трубачей и по слуху подбирал мелодию.

- Тут самое время спросить, когда и при каких обстоятельствах Вы впервые взяли трубу в руки и вообще узнали, что есть такой инструмент?

- В десять лет я сказал маме: «Хочу научиться играть. На чем-нибудь». Она привела меня в музыкальную школу. Директор тоже спросила: на чем я хочу играть. Я, недолго думая, почему-то сказал: «На скрипке». Но оказалось, что я стар для нее. И тогда директор стала перечислять названия инструментов: саксофон, тромбон, туба... Когда услышал «флейта», сказал, что нравится флейта. Но флейтой я занимался всего два урока, потому что мой преподаватель сказал: «Мне кажется из тебя получится хороший трубач. Хочешь попробовать на трубе?». А я тогда даже не знал, как выглядит труба. Он мне показывает на картину, которая висела в его кабинете. И я вижу: она такая красивая, праздничная, блестит... Посмотрел на флейту – по сравнению с трубой она показалась некрасивой. Потом учитель достал трубу, что-то наиграл. Я подумал: раз он может, то и я смогу.

- Труба в отечественном искусстве овеяна романтикой. Достаточно вспомнить песни Окуджавы: «Заезжий музыкант целуется с трубою… Что мир весь рядом с ним, с его горячей медью…». Или Песню о маленьком трубаче: «А что, ему? Все нипочем. Ну, трубачом, так трубачом… Везде пройдет, но не расстанется с своей начищенной трубой». Были и фильмы, и мультфильмы, где трубач призывал на бой… В фильме «Шла собака по роялю» вертолетчик любил играть на трубе, он улетал куда-нибудь подальше, поля-луга, садился и играл, или утром на аэродроме – солнце встает, а он играет… Красивая музыка струится в воздухе... Для вас такой романтический ореол трубы имел когда-нибудь какое-то значение?

- Когда только учишься, то звуки трубы – противные, вредные даже. Надо же дуть, напрягать мышцы. Тут уместнее сравнение со спортом. Огромное спасибо моей маме, что она терпела, когда я дома занимался. Сам, когда играешь, не так слышишь эти ужасные звуки, а вот тот кто слушает… Бедные соседи… Помню, тот момент, когда я в третьем классе перестал заниматься дома, а делал это в музыкальной школе, то соседи меня встречали в коридоре и спрашивали: «Коля, а ты, что, музыкальную школу бросил? Не слышно твоей трубы». Когда учился в классе десятом общеобразовательной школы и в шестом в музыкальной, то репетировал в музыкальной школе. Приходил, когда в ней никого не было, брал ключ от класса – и играл в свое удовольствие гаммы. Получать удовольствие от игры на трубе начал года за два до поступления в вуз.

- Вы первый музыкант в семье? Кто-то в роду занимался музыкой?

- Родители никакого отношения к музыке не имели, а вот мой дед Николай, по рассказам родных, обладал абсолютным слухов, играл на нескольких инструментах – на гармошке, гитаре, мандолине… В городе Топки Кемеровской области без него ни одна свадьба не обходилась. Не зная нот, мог исполнить любую песню, любую мелодию, если кто-то напоет. Причем, музыка была, как бы мы сказали, хобби. Работал он начальником вокзала на железной дороге.

- Ни один ученик музыкальной школы, тем более ни один студент музыкального вуза, если он хоть сколько-нибудь серьезно не занимается, не минует участи выступать на конкурсах. Наверняка, и Вам приходилось. Можно ли конкурсное состояние сравнить с состоянием солиста, когда он выходит один к залу.

- Какое состояние на конкурсе? Это когда стоишь на краю крыши, и пока играешь - думаешь: лишь бы не сорваться, лишь бы не упасть. А когда доиграл до конца, выдыхаешь с облегчением – не сорвался! И чем серьезнее конкурс, тем выше крыша. И еще один важный момент – на конкурс тебя отправляют преподаватели, а не ты сам изъявляешь желание посостязаться. Если бы решали учащиеся, то никто бы на конкурсы не ездил.

А когда ты сольно выступаешь – это другое. Тут ты получаешь удовольствие. Если на конкурсе тебя оценивает жюри, то есть люди профессиональные, которые пытаются услышать, где ты правильно играешь, где не правильно, то на концерте слушатели запоминают начало и конец. Это доказано. Поэтому надо хорошо сыграть эти моменты. Конечно, надо все произведение хорошо играть, но если ошибся в какой-то ноте, то тебе не страшно. Главное – сыграть музыкально, чтобы показать красоту мелодии и замысел композитора.

- Как волнение, страх влияет на исполнение?

- Губы пережимаются, их можно переиграть. Поэтому стараюсь победить это сценическое волнение. Больше думаю о самой музыке. Ноты нотами, но важно почувствовать композитора. Я пытаюсь себя представить на его месте, понять, что он думал, когда писал эти ноты. Я тоже когда-то пытался сочинять. А когда перед тобой чье-то произведение, то ты должен представить, с какой целью здесь звучит труба, и как бы ты хотел, чтобы она звучала.

2 марта в Органном зале в дуэте с органом будет звучать труба Николая Иванова. Он будет впервые играть с органом. Но сольные выступления для Николая – дело привычное. Завсегдатаи Томской филармонии помнят, как звучала его труба в концерте Сводного духового оркестра, и в «Серенаде» Арно Бабаджаняна и еще в одной пьесе «Мое сердце в горах» на концерте в честь 100-летия композитора. Кстати, после этого выступления Николай Иванов стал солистом Фонда памяти Арно Бабаджаняна, официальный сертификат об этом томский музыкант получил в январе этого года.

- Главное – получить удовольствие самому от игры и передать это чувство публике, - признается музыкант.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото из архива музыканта

ivanov_web2.jpg