bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Евгений Чудаков написал каденцию для «Романса» Никколо Паганини
IS_web_promo_05.jpg

На концерте «Под солнцем Италии» музыкант арт-проекта #SONORE Евгений Чудаков сыграет на гитаре известные произведения трёх итальянских композиторов – «Ноктюрн» Джулио Регонди, «Фантазию» Луиджи Леньяни и «Романс» Никколо Паганини в переложении Карла Шеита и с каденцией собственного сочинения.

В руках молодого исполнителя гитара будет петь, предаваться мечтам и признаваться в любви…

Обо всём по порядку рассказывает сам Евгений Чудаков:

Чудаков_Jr_soc.jpg

– Программу, которую я подготовил для концерта, можно охарактеризовать, как итальянское бельканто на гитаре. Итальянская музыка характерна своей уникальной мелодичностью и виртуозностью, которые в полной мере воплотились в вокальном стиле под названием бельканто. Этот стиль имеет большое влияние на итальянских композиторов.

Не обошёл он стороной и Паганини, Леньяни, Регонди. Нет ничего особенного в том, что черты вокальной музыки проявляются в инструментальной. Вокальная музыка всегда влияла и влияет на инструментальные жанры. И в произведениях, которые я буду играть на концерте «Под солнцем Италии», это влияние особенно заметно.

«Ноктюрн» Джулио Регонди, или как его ещё называют «Ноктюрн Ревери», – это произведение, в котором основным приёмом игры является тремоло. Тремоло – это тот приём, который позволяет гитаре уподобляться голосу человека. Череда быстрых повторяющихся мелодических звуков создают ощущение вокального вибрато. А в купе с красивыми итальянскими интонациями, данное произведение создаёт романтическое настроение. Камерное же звучание гитары позволяет хорошо раскрыть жанр произведения, так как ноктюрн – с французского «ночной» – произведение лирического, мечтательного характера.

Никколо Паганини был не только скрипачом, но и гитаристом. Хоть гитара и не была его основным инструментом, всё же им написан целый ряд гитарных произведений, среди которых наиболее выделяется «Большая соната для гитары и скрипки». Я сыграю 2-ю часть этого произведения – «Романс». Так как я играю без сопровождения скрипки, то данное произведение будет сыгранно в переложении Карла Шеита, в котором обе партии совмещены. Также в этом произведении есть каденция моего собственного сочинения.

Что же касается характеристики «Романса», то, как я и раннее отмечал, влияние вокальной музыки на инструментальную очень велико. Здесь же сам жанр – романс – имеет вокальную природу. Характер произведения таков, что если бы не знание того, что это инструментальное произведение, можно было бы сделать вывод, что это переложение какой-то итальянской романтической арии, в которой основой раздел и реприза – признание в любви, а средний раздел – полёт мечтаний.

Скрипач Никколо Паганини и гитарист Луиджи Леньяни были хорошими друзьями. Они вместе музицировали. Даже есть воспоминания современников, в которых Паганини и Леньяни вместе исполняли «Большую сонату», о которой я писал выше. Скрипач Паганини играл на гитаре, а гитарист Леньяни – на скрипке. Да, Луиджи Леньяни был весьма разносторонним человеком. Он сам изготавливал гитары, пел оперные арии, играл на скрипке и гитаре, а также сочинял гитарные произведения.

Говоря же о «Фантазии» Леньяни, то здесь уже влияние вокальной музыки будет не столь явным, как в предыдущих произведениях. Эта «Фантазия», в первую очередь, инструментальное произведение, где буквально каждый раздел произведения можно представить в исполнении оркестра.

Интродукция: Дирижёр каждым взмахом палочки вызывает аккорды тутти, переходящим в оркестровое тремоло, после чего мановением руки заставляет оркестр замолкнуть. Вдруг появляется контрабасовая группа, и начинает играть остинато на ноте ми большой октавы. Сверху наслаивается партии, скажем, струнной группы, играющей по очереди звуки вводного аккорда, переходящего то и дело в доминанту.

Основной раздел: Быстрый, весёлый, заряжённый, такой же праздничный как начало увертюры к «Руслану и Людмиле» Михаила Глинки. Потом появляется новая тема, такая же жизнеутверждающая и активная, но уже имеющая в основе вокальную природу. Именно для оркестровых увертюр – это частый ход, инструментальное изложение вокальных интонаций из предстоящих арий и других вокальных номеров. Позже появляется скерцозная часть, где басовая группа чередуется с аккордами других групп инструментов, как это бывало в музыке Джоаккино Россини. И так можно расписать каждый раздел произведения. Поэтому «Фантазия» Леньяни – это своего рода яркая увертюра к какой-нибудь итальянской опере, но сыгранная на гитаре.

КУПИТЬ БИЛЕТ на концерт, в том числе по «Пушкинской карте», и позволить музыке гармонично настроить струны своей души!