Для своей картины Пасхального праздника
Римский-Корсаков использовал и колокольные звоны, и церковные православные распевы. И все эти краски праздника с изумительной точностью воспроизвели музыканты. Причем, не холодно технично, а с любовью и нежностью, как будто каждый звук обцеловали.
Музыкальную живопись русского композитора сменила живопись французского импрессиониста Клода
Дебюсси. Прелюд к «Послеполуденного отдыху фавна» выписан композитором тончайщими, струящимися, прозрачными звуками флейт и скрипок, арфы и валторн. Современник
Римского-Корсакова использовал не только другие колористические краски для античной пасторали, но и другую манеру письма – импровизационную, чувственную, чтобы передать прекрасное видение в полуденном мареве. Этот шедевр Дебюсси
Валерий Гергиев со своим оркестром в Томске не раз исполняли. И всякий раз (как и в этот) изумительно красиво!
Сопоставив двух композиторов-современников, маэстро Гергиев дал возможность слушателям ощутить дыхание эпохи второй половины XIX века – того времени, когда Томск превращался из купеческого города в Сибирские Афины. Симфония №1 Ре мажор в 4-х частях («Классическая») Сергея
Прокофьева возвестила эру модерна.
Остроумие композитора, его фирменная ирония сквозила в каждой ноте. Мариинский оркестр наслаждался этим виртуозным музыкальным хулиганством и дал возможность и публике испытать то же чувство. Надо сказать, несмотря на утренний час, тысячный зал Томской филармонии был переполнен. Люди разного возраста, от учеников младших классов музыкальных школ до томичей старшего поколения, пришли послушать один из старейших музыкальных коллективов России. Пришли «на Гергиева», которого уважают не только за высочайших профессионализм, но и за гражданскую позицию.
Концертную программу XXI Московского Пасхального фестиваля в Томске завершали произведением еще одного музыкального гения России – музыкой из балета «Петрушка» Игоря
Стравинского. В традиции Пасхального фестиваля исполнять сочинения композиторов-юбиляров. В этом году исполняется 140 лет со дня рождения одного из лидеров музыкального авангарда начала ХХ века. И музыка к балету «Петрушка», сочиненная для «Русских сезонов» Сергея
Дягилева, была именно таким «новым словом» в мировой музыке. «Балет Стравинского «Петрушка» создал ему мировую славу, - писало «Русское слово» в декабре 1919 года. - В этом балете открылись такие новшества и дерзновения, что те, которые только что провозглашали его продолжателем Римского-Корсакова, в страхе отшатнулись, шепча, что новое поколение зовет новые мысли и новые звуки».
Но не только приношением юбиляру стало исполнение «Петрушки»
Валерием Гергиевым – русская тема, которая композитором виртуозно обыгрывается в ярмарочных сценах, где звучат легко узнаваемые мотивы русских плясовых и русских народных песен, сегодня звучит как вызов времени, как ответ на шельмование русской культуры на Западе. И в то же время в ней столько праздничного, столько радостного настроения, и так она раскрывает русский характер, что многие слушатели испытали чувство законной национальной гордости. Это чувство радости и гордости позже выразил губернатор Томской области
Сергей Жвачкин, когда признался, что под звуки музыки
Стравинского ему хотелось выйти «и попрыгать, как Петрушка».
В ответ на шквал аплодисментов, Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра ответили красивейшим бисом – они сыграли увертюру к оперетте «Летучая мышь» И.
Штрауса, чем привели в неописуемый восторг весь зал!
- Спасибо Вам за верность традициям! Спасибо за теплое отношение к Томску! Мы это ценим. За прекрасную музыку! Она лечит, заряжает энергией, - благодарил
Сергей Жвачкин и маэстро
Гергиева, и весь коллектив симфонического оркестра Мариинки. -
Сегодня русская культура, как и весь русский мир, переживает непростые времена шельмования и мракобесия. И Валерий Абисалович Гергиев знает это, как никто другой. Но знайте, маэстро, мы вас еще больше любим и уважаем – за вашу позицию, за доброту и правду, которые Вы несете не только нам, но и всему миру. Правда все равно победит, благодаря культуре и духовности. Благодаря силам добра и света. Так было на Руси, так есть и будет!- Это изумительно! – делилась впечатлением после концерта
Галина Безотечество, педагог с многолетним стажем. -
В такое тревожное время так сильно прочувствовать эту музыку, в которой говорилось обо всем – и о мире, и о войне, и о радости, и о жизни. Блестящее исполнительское мастерство порождает только одно желание – слушать, слушать и слушать такую прекрасную музыку, такой великолепный оркестр. Я счастлива сегодня!Корзина цветов
Валерию Гергиеву и всем музыкантам была преподнесена от имени губернатора и всех томичей.
- Говоря о будущем русской культуры, хочу заметить: не далек тот день, когда Мариинский театр сможет больше делать здесь, в Томске, прежде всего, как театр, - сказал в ответном слове руководитель Мариинского театра
Валерий Гергиев. -
Конечно, у нас великолепный оркестр, который может давать и два, и три концерта в день (это заявление вызвало аплодисменты в зале). Но Мариинский театр – это колоссальная коллекция певцов, золотых голосов, колоссальная коллекция лучших или многих из лучших танцовщиков в мире. И мне кажется, это мой и наш общий долг – в ближайшее время, в самое ближайшее время открыть в Кемерово филиал Мариинского театра, и тогда у томичей тоже появится шанс увидеть наши оперные и балетные спектакли. Филиал нас привяжет к Сибирскому региону. В Томске тоже есть возможности для театральных спектаклей. Мы об этом говорили не раз с Сергеем Анатольевичем. Да, два года наш «друг» вирус отвлекал нас от этого плана. Сейчас нам никто не мешает вернуться к этой мечте. Тем более, теперь у нас гораздо больше времени проводить его с вами.