bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Сергей Жвачкин: «Правда победит благодаря культуре, благодаря силам добра и света»


Валерий Гергиев открыл XXI Московский Пасхальный фестиваль в Томске русской музыкой

В самый разгар Светлой Пасхи, под малиновый колокольный звон, доносившийся из всех храмов, 28 апреля в восемь утра на перрон железнодорожной станции «Томск-I» прибыл фирменный поезд Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева с артистами Симфонического оркестра Мариинского театра.

На 11 часов был запланирован концерт. Томская филармония в восьмой раз принимала у себя фестиваль, родившийся в 2002 году по инициативе руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева и Правительства Москвы. Фестиваль поддержан Министерством культуры РФ и проводится по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

На фестивальной карте – более 20 городов. Оркестр Гергиева начал Пасхальный тур с северо-запада: уже 20 апреля артисты выступали в Петрозаводске. Потом были Мурманск, Беломорск, Санкт-Петербург, Москва, Тверь, Казань, Альметьевск, Екатеринбург, Новосибирск и Томск.

- Как тепло у вас! Какая замечательная погода в Томске! –восклицала виолончелистка Оксана Мороз, радостно обнимая встречавших сотрудников филармонии.

За восемь лет творческого сотрудничества Мариинского театра и Томской филармонии сложились дружеские отношения не только с руководством прославленного коллектива, но и с артистами. Думается, что слова Валерия Гергиева, которые он произнес со сцены Большого концертного зала: «Я люблю собираться в путь, зная, что увижу друзей» - могли бы повторить и музыканты оркестра.



Об их феноменальной мобильности, виртуозности и высочайшем профессионализме можно слагать легенды. С поезда – на репетицию. В девять утра все закулисное пространство филармонии уже звучало на разные голоса. На первом этаже особенно ясно слышны были тромбоны. Именно им предстояло олицетворять «трубный торжественный архангельский глас» в музыкальном красочном пасхальном полотне Н. Римского-Корсакова – «Светлый праздник».

Этой Воскресной увертюрой (1888 г.) Валерий Гергиев открыл концерт. Музыка, редко исполняемая (в Томске она звучала впервые в исполнении Мариинского оркестра), воспроизводила все сюжетные ходы Пасхального торжества. От медленной пасхальной стихиры «Да воскреснет Бог, да расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его» (из псалма царя Давида), которую «пропевали» деревянные духовые, до знаменитого распева «Ангел вопияше». Римский-Корсаков предварил распев каденцией первой скрипки, и Лоренц Настурика-Гершовичи, концертмейстер оркестра, блестяще исполнил свое соло. Голос его скрипки, красочный и сладкий, вскоре спрятался в мрачных звуках тромбонов. Басовая медь рисовала, как того хотел автор музыки, картину Святой гробницы в миг Воскресения. И этот миг легко и прозрачно был обозначен флейтовой каденцией, а затем тремоло скрипок.

 
 


Для своей картины Пасхального праздника Римский-Корсаков использовал и колокольные звоны, и церковные православные распевы. И все эти краски праздника с изумительной точностью воспроизвели музыканты. Причем, не холодно технично, а с любовью и нежностью, как будто каждый звук обцеловали.

Музыкальную живопись русского композитора сменила живопись французского импрессиониста Клода Дебюсси. Прелюд к «Послеполуденного отдыху фавна» выписан композитором тончайщими, струящимися, прозрачными звуками флейт и скрипок, арфы и валторн. Современник Римского-Корсакова использовал не только другие колористические краски для античной пасторали, но и другую манеру письма – импровизационную, чувственную, чтобы передать прекрасное видение в полуденном мареве. Этот шедевр Дебюсси Валерий Гергиев со своим оркестром в Томске не раз исполняли. И всякий раз (как и в этот) изумительно красиво!

Сопоставив двух композиторов-современников, маэстро Гергиев дал возможность слушателям ощутить дыхание эпохи второй половины XIX века – того времени, когда Томск превращался из купеческого города в Сибирские Афины. Симфония №1 Ре мажор в 4-х частях («Классическая») Сергея Прокофьева возвестила эру модерна.



Остроумие композитора, его фирменная ирония сквозила в каждой ноте. Мариинский оркестр наслаждался этим виртуозным музыкальным хулиганством и дал возможность и публике испытать то же чувство. Надо сказать, несмотря на утренний час, тысячный зал Томской филармонии был переполнен. Люди разного возраста, от учеников младших классов музыкальных школ до томичей старшего поколения, пришли послушать один из старейших музыкальных коллективов России. Пришли «на Гергиева», которого уважают не только за высочайших профессионализм, но и за гражданскую позицию.

Концертную программу XXI Московского Пасхального фестиваля в Томске завершали произведением еще одного музыкального гения России – музыкой из балета «Петрушка» Игоря Стравинского. В традиции Пасхального фестиваля исполнять сочинения композиторов-юбиляров. В этом году исполняется 140 лет со дня рождения одного из лидеров музыкального авангарда начала ХХ века. И музыка к балету «Петрушка», сочиненная для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, была именно таким «новым словом» в мировой музыке. «Балет Стравинского «Петрушка» создал ему мировую славу, - писало «Русское слово» в декабре 1919 года. - В этом балете открылись такие новшества и дерзновения, что те, которые только что провозглашали его продолжателем Римского-Корсакова, в страхе отшатнулись, шепча, что новое поколение зовет новые мысли и новые звуки».

Но не только приношением юбиляру стало исполнение «Петрушки» Валерием Гергиевым – русская тема, которая композитором виртуозно обыгрывается в ярмарочных сценах, где звучат легко узнаваемые мотивы русских плясовых и русских народных песен, сегодня звучит как вызов времени, как ответ на шельмование русской культуры на Западе. И в то же время в ней столько праздничного, столько радостного настроения, и так она раскрывает русский характер, что многие слушатели испытали чувство законной национальной гордости. Это чувство радости и гордости позже выразил губернатор Томской области Сергей Жвачкин, когда признался, что под звуки музыки Стравинского ему хотелось выйти «и попрыгать, как Петрушка».



В ответ на шквал аплодисментов, Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра ответили красивейшим бисом – они сыграли увертюру к оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса, чем привели в неописуемый восторг весь зал!



- Спасибо Вам за верность традициям! Спасибо за теплое отношение к Томску! Мы это ценим. За прекрасную музыку! Она лечит, заряжает энергией, - благодарил Сергей Жвачкин и маэстро Гергиева, и весь коллектив симфонического оркестра Мариинки. - Сегодня русская культура, как и весь русский мир, переживает непростые времена шельмования и мракобесия. И Валерий Абисалович Гергиев знает это, как никто другой. Но знайте, маэстро, мы вас еще больше любим и уважаем – за вашу позицию, за доброту и правду, которые Вы несете не только нам, но и всему миру. Правда все равно победит, благодаря культуре и духовности. Благодаря силам добра и света. Так было на Руси, так есть и будет!

- Это изумительно! – делилась впечатлением после концерта Галина Безотечество, педагог с многолетним стажем. - В такое тревожное время так сильно прочувствовать эту музыку, в которой говорилось обо всем – и о мире, и о войне, и о радости, и о жизни. Блестящее исполнительское мастерство порождает только одно желание – слушать, слушать и слушать такую прекрасную музыку, такой великолепный оркестр. Я счастлива сегодня!

Корзина цветов Валерию Гергиеву и всем музыкантам была преподнесена от имени губернатора и всех томичей.



- Говоря о будущем русской культуры, хочу заметить: не далек тот день, когда Мариинский театр сможет больше делать здесь, в Томске, прежде всего, как театр, - сказал в ответном слове руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. - Конечно, у нас великолепный оркестр, который может давать и два, и три концерта в день (это заявление вызвало аплодисменты в зале). Но Мариинский театр – это колоссальная коллекция певцов, золотых голосов, колоссальная коллекция лучших или многих из лучших танцовщиков в мире. И мне кажется, это мой и наш общий долг – в ближайшее время, в самое ближайшее время открыть в Кемерово филиал Мариинского театра, и тогда у томичей тоже появится шанс увидеть наши оперные и балетные спектакли. Филиал нас привяжет к Сибирскому региону. В Томске тоже есть возможности для театральных спектаклей. Мы об этом говорили не раз с Сергеем Анатольевичем. Да, два года наш «друг» вирус отвлекал нас от этого плана. Сейчас нам никто не мешает вернуться к этой мечте. Тем более, теперь у нас гораздо больше времени проводить его с вами.

 
 
 

P.S. Концерт Симфонического оркестра Мариинского театра транслировался в режиме онлайн на YouTube-канале силами Томской филармонии, и приобщиться к Пасхальному фестивалю имели все любители классической музыки в стране и за рубежом.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА и пресс-служба Московского Пасхального фестиваля