bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Антон Давидянц: «Мне очень нравится сочетание джаза и классики»
8.jpg

Мы завершаем цикл публикаций о Джазовом фестивале имени Георгия Гараняна, посвящённого 100-летию отечественного джаза. Фестиваль проходил с 4 по 8 мая и подарил томичам и жителям Томской области несколько незабываемых встреч с замечательными артистами и красивой музыкой.

Любовь к хорошей музыке – один из важнейших показателей уровня культуры в обществе. Джаз – музыка некоммерческая, и поэтому артистам было особенно радостно видеть аншлаги в фестивальных концертных залах и слышать от зрителей «браво» и «бис».

Некоторые музыканты выступили на томской сцене впервые и для неискушённой публики стали настоящим открытием, в их числе – Антон Давидянц (Москва). Арт-директор и ведущий Фестиваля Асхат Сайфуллин представил его зрителям как «выдающегося бас-гитариста современности, одного из лучших в мире». Подготовленная публика, особенно из числа исполнителей, Антона знает прекрасно – томские бас-гитаристы уже много лет берут у него уроки виртуозной игры на инструменте, а с музыкантами из Северска Антона связывает крепкая дружба – творческая и личная. «Музыкант невероятной творческой силы, личной харизмы и технического уровня исполнения», – так отзываются об Антоне коллеги.

Антон Давидянц работал в джазовых проектах Игоря Бутмана, Даниила Крамера, Сергея Манукяна, Алексея Козлова и других. Его бас-гитару можно услышать у Леонида Агутина, Григория Лепса, Николая Носкова, Би-2, Ёлки, Сосо Павлиашвили – поп-звезды регулярно приглашают его для сессионной работы. Также сотрудничал с известными зарубежными исполнителями, в числе которых Вирджил Донати (Virgil Donati), Гатри Гован (Guthrie Govan), Гергё Борлаи (Gergo Borlai), Николя Виккаро (Nicolas Viccaro), Алекс Хатчингс (Alex Hutchings), Эрик Мариенталь (Eric Mariental), Натаниел Таунсли (Nathaniel Townsley), Дамиен Шмит (Damien Schmitt) и актёром Стивеном Сигалом (Steven Seagal).



Мы поговорили с Антоном Давидянцем о том, как возникает любовь к джазу и что делать, если её нет, а понимание важности прослушивания хорошей музыки есть.

Антон, в своих интервью вы рассказывали о том, что поначалу джаз вам не нравился, более того, вы его ненавидели, но со временем – через изучение и понимание стандартов – вы его полюбили. А как «раскусить» эту музыку простому слушателю?

– Я точно не знаю. Я считаю, что это очень индивидуально. Что есть люди, которые интуитивно любят джаз, даже не разбираясь в нём совсем. Я таких знаю довольно много. Они не являются музыкантами, не являются профессионалами в сфере музыки, не разбираются в гармонии или в устройстве этой музыки, но они получают от неё удовольствие на каком-то эмоциональном уровне. Тем, кто хочет полюбить джаз, я бы просто рекомендовал начинать его постепенно слушать, и через прослушивание, возможно, будет больше какого-то осознания. Не знаю даже, что ещё можно посоветовать. Это как классическая музыка. Она же тоже очень сложна для восприятия для большинства – для обывателей, скажем так – но, тем не менее, есть очень много людей, которые её любят, не являясь музыкантами. Мне кажется, то же самое с джазом. Есть те, у кого есть потребность слушать высокое искусство, и те, кто через прослушивание такой музыки может самообразовываться и ещё больше втягиваться в неё.

Сегодня вы сами воспитываете вкус к этой музыке – своей игрой и выступлениями высококлассных музыкантов, организацией концертов которых занимаетесь. Поделитесь, пожалуйста, результатами данного направления своей деятельности?

– Результаты приличные, я ими очень доволен. Когда я начинал, у меня была небольшая аудитория. Число слушателей у меня значительно возросло и, самое главное, когда я занимаюсь такими концертами и привожу высококлассных музыкантов, я получаю очень большое количество фидбека (обратной связи. – Прим. автора) положительного, позитивного, в котором люди – не буду скромничать – благодарят меня за то, что я делаю.

То, что делаю я, действительно делают не так много людей. То есть не так много людей привозят, в первую очередь, музыку без желания заработать на ней. Вот это то, чем я занимаюсь. Если получается заработать, конечно, я очень рад, но получается это редко. И для меня самым главным является качество и уникальность того, что я делаю. Уникальность артистов, которых я везу. Если приходит много людей, конечно, мы все очень счастливы. В любом случае, я считаю, что делаю это абсолютно не зря – результаты очень хорошие, насколько это возможно в таком узком сегменте. И я точно знаю, что я повлиял на формирование вкуса довольно приличного числа людей. И от этого, кончено, мне очень приятно, и за это многие мне благодарны, а я, в свою очередь, благодарен им.

При всей вашей востребованности как музыканта и педагога, что мотивирует вас заниматься некоммерческой музыкой?

– Исключительно любовь к этому виду искусства, больше абсолютно ничего. Через любовь всё делается вообще. И как раз благодаря тому, что я это люблю, для меня совершенно не важен коммерческий успех. Как я уже сказал, если он есть, конечно, это здорово, но если его нет, то это меня не останавливает заниматься тем, что я люблю и считаю по-настоящему красивым, стоящим и великим.

Антон, многие профессионалы считают вас лучшим басистом России. Скажите, как вы себя ощущаете в таком статусе?

– Тем, кто меня таковым считает, я очень благодарен (улыбается). Я знаю себе цену. Я знаю, что я могу и чего не могу. Я знаю, на каком месте я стою. Именно поэтому это мнение мне приятно, но оно особо на меня не влияет. Вообще мнение других людей на меня никак не влияет. Кто-то считает меня лучшим, кто-то, наоборот, худшим, а кто-то – посредственным. Самое главное, что я сам знаю, где я нахожусь. Мне важно мнение только тех людей, которых я очень уважаю. А вот им всем нравится (улыбается), поэтому всё нормально!

Вы много преподаёте. Есть ли среди ваших учеников - томичи? Чему самому главному вы стараетесь обучить своих учеников?

– Да, томичи у меня тоже бывают. Вообще у меня ученики по всей стране и не только – у меня есть иностранные ученики даже сейчас. Чему я стараюсь их обучить? Я стараюсь их обучить главному – способности, собственно, учиться, способности воспринимать информацию и обрабатывать её для того, чтобы занятия приносили высокие результаты, чтобы занятия были эффективными. Вот этому стараюсь обучить. То есть я стараюсь дать вектор направления развития на долгое время вперёд. Чтобы человек, позанимавшись со мной, мог сам дальше развиваться в течение длительного времени уже без моего руководства и без моего контроля.

У кого учитесь сами?

– Сам я учусь бесконечно и у огромного числа людей. Есть очень много музыкантов, которые меня невероятно вдохновляют. Я перечислю некоторых. Я обожаю Тиграна Амасяна (один из самых ярких джазовых пианистов современной мировой сцены, музыкант из Армении, живущий в США. – Прим. автора), это великий, я считаю, пианист современности. Ещё один пианист, который не очень известен, но для меня он не менее великий – Вардан Овсепян (музыкант из Армении, творчество которого является ярким примером джаза нового поколения, созданного на классической основе. – Прим. автора). Адриан Феро (Hadrien Feraud. – Прим. автора) – это бас-гитарист, величайший, я считаю, лучший басист в мире, француз, он меня безумно вдохновляет!

Эти три музыканта уже очень давно и до сих пор меня вдохновляют наиболее сильно, но я могу перечислить и ещё даже не одну сотню имён. Меня вдохновляют хорошие музыканты, которых очень много по всему миру. И мои друзья меня вдохновляют тоже – такие как Женя Побожий (первый российский музыкант, ставший победителем знаменитого Herbie Hancock Institute of Jazz guitar Competition 2019, самого значимого конкурса в мире джаза. – Прим. автора). Он, кстати, ваш земляк – из города Северска, мой ближайший друг, мы много вместе играем и вдохновляем друг друга. Герман Мамаев (мультиинструменталист, автор обучающих курсов. – Прим. автора) тоже из Северска, тоже мой очень хороший друг, и он меня вдохновляет особенно как педагог.

Как вы считаете, может ли в обозримом будущем джаз обрести массовую любовь?

– Я не думаю, потому что тенденции грустные – вообще общемировые на музыкальную культуру – всё упрощается, становится более примитивным, настоящая музыка уходит с большой сцены и занимает очень нишевую позицию, к сожалению. Поэтому я не думаю, что джаз может обрести массовую любовь. Но при этом я уверен, что у настоящего искусства ценители будут всегда – в любые, даже самые смутные, времена. Не может быть так, что эта музыка вообще исчезнет из нашего культурного фонда, так же как и классическая. Это настоящая музыка, которая будет с нами всегда. И слава Богу, что так!

Антон, на томской сцене вы выступали дуэтом с вокалисткой Лаурой Водяницкой. Вы уже работали ранее вместе?

– Да, у нас как раз был двухнедельный тур совместных мастер-классов по Дальнему Востоку и Сибири. Так что мы выступаем вместе на мастер-классах и иногда даём небольшие дуэтные концерты.

 

В Томске вы исполнили и джазовые стандарты, и произведения современных композиторов, и свои сочинения. Как можно охарактеризовать стиль, в котором вы работаете?

– Это можно назвать «третьим течением». Это такой стиль, который появился в середине 20 века и авторство которого приписывают известному музыканту Гюнтеру Шуллеру. Термин же «третье течение» был введён критиком Джоном Уилсоном. «Третье течение» вбирает в себя элементы классики и джаза, мне очень нравится это сочетание!

Как вы считаете, что самое главное в исполнении джаза?

– Я считаю, что самым главным в исполнении джаза является уникальность и неповторимость твоего индивидуального стиля. Тогда ты интересен, когда не похожу на других. Помимо очевидных моментов – высокой техники исполнения, хорошего звука. Но главное, я считаю, именно уникальность и непохожесть на других: если удалось найти свой стиль – это самое большое счастье для джазового музыканта.


Напомним, что послушать Антона Давидянца и других звёзд отечественного джаза томичи и жители райцентров смогли благодаря Администрации Томской области – именно благодаря поддержке властей у нас уже много лет проводится Фестиваль джазовой музыки.


Текст: Ирина ГЮНТЕР
Фото: Елена АСТАФЬЕВА, из архива Антона ДАВИДЯНЦА