– Симфоническая поэма «Дон Кихот» неизменно производит сильное впечатление на публику, – отмечает художественный руководитель и главный дирижёр Томского академического симфонического оркестра Михаил Грановский. – Рихард Штраус – выдающийся композитор с отличным чувством юмора. Все образы выписаны ярко и увлекательно, и те, кто хоть немного помнят роман, обязательно узнают в музыке литературных персонажей и поймут, что в тот или иной момент с ними происходит. Я думаю, что даже те, кто впервые услышат о Дон Кихоте, будут захвачены сюжетом, который вкратце перескажет ведущий концерта, и получат массу удовольствия от этой блистательной музыки!
«Дон Кихот» – произведение, которое невероятно интересно и для исполнения (оно выстроено так, что у каждого инструмента очень много виртуозной игры), и для прослушивания (несмотря на то, что немецкие исследователи с согласия композитора пересказали, в соответствии с конкретными эпизодами романа Сервантеса, сюжет каждой из десяти вариаций, пространства для фантазии и собственных открытий ещё более, чем достаточно). Конечно, эта симфоническая поэма – очень амбициозный проект для всех, и, прежде всего, для солистов.
«Дон Кихот» - это редчайшее произведение классической музыки XIX века для оркестра, в котором одновременно солируют виолончель и альт.
Главную солирующую партию в симфонической поэме ведёт виолончель Антона Юрченко, солиста Томского академического симфонического оркестра, концертмейстера группы виолончелей. Кстати, «Дон Кихот» – неслучайное произведение в репертуаре Антона Юрченко.
Роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра Антон прочитал в школьные годы, а с симфонической поэмой немецкого композитора Рихарда Штрауса познакомился в Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.
– Я сидел в фонотеке консерватории, готовился к викторине по музыкальной литературе и случайно наткнулся на запись «Дон Кихота» в исполнении своего педагога (профессора, заслуженного артиста РФ Евгения Захаровича Нилова. – Прим. автора), – вспоминает Антон Юрченко. – И само произведение, и его исполнение произвели на меня сильнейшее впечатление. И уже тогда я решил, что обязательно к нему вернусь.
И вернулся, учась в ассистентуре-стажировке и подбирая программу для выпускного экзамена. Нашёл хорошее переложение для виолончели и фортепиано, выучил под руководством выдающегося педагога и сыграл на экзамене на отлично.
– Я знаю, что каждый уважающий себя виолончелист, концертмейстер группы виолончелей в любом оркестре мечтает исполнить это сочинение сольно, – говорит Михаил Грановский. – Это такой амбициозный (в лучшем смысле этого слова) проект. Это, в первую очередь, важно для самого исполнителя – для его ощущения себя не только оркестровым музыкантом, но и солистом. Антон неоднократно солировал с нашим оркестром, исполняя различные произведения. Но «Дон Кихот» Рихарда Штрауса является таким особняком в перечне произведений для виолончели с оркестром. Оно очень непростое, очень виртуозное для этого инструмента. Это вызов самому себе. Я полностью поддерживаю в данном случае Антона, потому что для музыканта сыграть такое произведение как «Дон Кихот» – определённая планка мастерства, и чем выше эта планка, тем это лучше для всего нашего коллектива, для всего оркестра.
– Маэстро правильно сказал про здоровые амбиции, – продолжает Антон. – Уже тогда, будучи студентом, я подумал, что это произведение может мне пригодиться в дальнейшем. Захочет дирижёр его взять, а оно – у меня в руках! Так и вышло.
«Дон Кихот» прозвучит на сцене Большого концертного зала Томской филармонии 23 июня во втором отделении концерта «Бетховен и Штраус». Это концерт станет завершающим абонемент «Главный представляет» сезона 2021/2022 гг. Симфоническая поэма «Дон Кихот» в этом году также входит в проект «Музыкального обозрения» «Опус 33».
Купить билет на концерт, в том числе по Пушкинской карте, и вслед за музыкантами принять вызов Рихарда Штрауса
Текст: Ирина ГЮНТЕР. Фото: из архива Томской филармонии. |