bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

«Мери Симховна называла нас королями и королевами!»
image-20-06-22-10-15.png

23 июня на заключительном концерте абонемента «Главный представляет» с Томским симфоническим оркестром сыграет талантливая и активно концертирующая пианистка из Новосибирска, лауреат многочисленных престижных российских и международных конкурсов Дания Хайбуллина. Дания исполнит партию фортепиано в Концерте № 1 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена.

Дания Хайбуллина – ученица пианистической легенды Новосибирска Мери Лебензон. Сегодня звание ученика Лебензон – это бренд, высокая марка качества музыканта.

Профессор, заслуженный деятель искусств РФ Мери Симховна почти 60 лет преподавала в Новосибирской государственной консерватории им. Глинки. Во многом благодаря жизни и труду Мери Лебензон сегодня можно говорить о существовании новосибирской фортепианной школы. Данью уважения большому мастеру, приношением великому таланту педагога и музыканта стала книга «Мери Лебензон – личность, музыкант, педагог», выпущенная по инициативе Новосибирской специальной музыкальной школы.

Юные пианисты, которым посчастливилось побывать на открытых уроках и семинарах Мери Симховны, называют эти встречи бесценным вкладом в свою профессиональную жизнь, что уж говорить о мастерстве тех, кто учился в её классе!

Дания, в книге «Мери Лебензон – личность, музыкант, педагог» приводится анализ педагогических подходов и принципов профессора Лебензон, которые, как показывает практика, оптимальны для воспитания пианистов высочайшего профессионального уровня. Какие из этих подходов и принципов оказались эффективными в отношении вас и способствовали вашему профессиональному становлению?

– Мери Симховна так определяла свою позицию: «Стремлюсь сформировать у учеников три качества – интеллигентность, образованность и владение инструментом. Причём «интеллигентность» – как открытость миру, отзывчивость на чужую боль, ранимость и чувствительность души. Образованность – это, набившее оскомину, знание стилей и авторов, постижение эпох и культур, овладение богатством литературы и философии. Но самые смелые мысли и самые возвышенные чувства останутся невоплощёнными, если не владеть богатством туше и беглостью, разнообразием оттенком и тонкостями педализации». И каждый педагогический принцип пророс в каждого её ученика.

Для меня самое сложное в период обучения было летнее прослушивание. Оно обычно проходило в начале сентября, когда собирался весь класс, и каждый учащийся исполнял программу, выученную им летом. Это собрание готовило нас к концертной деятельности, проверяло степень готовности к осуществлению подобной творческой задачи. Помню, что первый раз играть это прослушивание перед всеми её учениками было страшно, но с каждым разом я становилась смелее, и уже в консерватории мне хотелось удивлять Мери Симховну большим объёмом выученных произведений и своим прочтением.

Сейчас я так же провожу такие прослушивания и в своём классе.

Дания, поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями о занятиях у Мери Лебензон? Может быть, вы научились у неё не только тому, что непосредственно связано с профессией, но и какой-то жизненной мудрости? Какие у вас были взаимоотношения? Может быть, в трудные минуты профессиональной жизни вспоминаются какие-то её наставления и слова поддержки?

– Я продолжительный период времени была одной девочкой в классе, поэтому с Мери Симховной у меня были близкие взаимоотношения. Я родом из Казахстана, и в Новосибирске Мери Симховна была для меня самым близким и родным человеком, она была для меня всем. Мери Симховну любили, ценили, уважали все её ученики. В нашем классе царила атмосфера творчества. Уроки могли длиться от двух часов до четырёх, проходить в 328 классе Новосибирской консерватории либо у Мери Симховны дома. Но на этом занятие не заканчивалось, придя домой, вечером, мы ещё разговаривали по телефону, и она нам снова и снова напоминала наши задачи в том или ином сочинении. Она прекрасно знала всё про наши семьи, всегда интересовалась здоровьем близких.

Профессор обладала замечательным качеством объединять вокруг себя учеников. В период обучения мы посещали концерты друг друга, поздравляли, делились своим мнением. Если по какой-либо причине она не могла послушать репетицию перед выступлением, старшие ездили поддержать младших, помочь советом. Мери Симховна всегда называла нас королями и королевами, и, к примеру, когда замечала, что кто-то из нас спешит в игре от волнения, приговаривала: «Разве это подходит царским особам?» Рядом с Мери Симховной у меня было ощущение, что из птенчика превращаешься в большую сильную птицу, которая ничего не боится и верит в свои силы, и с каждым уроком это ощущение во мне только росло.

Мери Симховны нет с нами с 9 ноября 2020 года, а мы классом продолжаем собираться и играть друг другу концертные программы. Она в нас вложила всю свою любовь, знания, уважение друг другу, научила дружить.

Сейчас, работая педагогом, мне очень хочется продолжить путь, заложенный любимым профессором, и так же следовать её словам: «Если предлагают выступать – соглашайтесь, как бы это ни было сложно, возможность подготовиться к выступлению всегда найдётся!»

Купить билет на концерт «Бетховен и Штраус», в том числе по Пушкинской карте


Вопросы: Ирина ГЮНТЕР
Фото из личного архива Дании ХАЙБУЛЛИНОЙ