bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

С нами «Невский»!
cl_06.jpg

На сцене около 200 музыкантов, в зале более 1000 слушателей – такова статистика концерта-закрытия. Эти цифры «сухими» не назовешь! На фоне двух минувших пандемийных сезонов аншлаговый зал и грандиозная музыкальная программа – это убедительная, бесспорная победа филармонии! К ней творческие коллективы и службы филармонии шли через преодоление тревог, сомнений, инерции, предубеждений публики, искали скрытые резервы и новые способы удивить, порадовать слушателя.

Мотив – получить наслаждение от музыки – один из самых сильных. На него и сделал ставку художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра Михаил Грановский, когда формировал программу закрытия концертного сезона. Он предложил слушателям изысканную европейскую музыку и русскую музыку, которая покоряет красотой мелодий, глубиной смыслов, будит чувство гордости за Отечество и заставляет не только вспоминать прошлое, но и думать о будущем.

Музыка, которая преодолела границы

Прежде, чем поделиться впечатлениями от закрытия, давайте оглянемся на минувший сезон. Открыли его оркестровым концертом с Денисом Мацуевым. Традиционный фестиваль «Денис Мацуев и друзья», в числе организаторов которого выступает Томская филармония, собрал поклонников как классической, так и джазовой музыки. И этим как будто предопределил два ведущих направления. Действительно джаза было как никогда много. В рамках двух джазовых фестивалей (в декабре и мае) на различных концертных площадках Томска и области выступило более 30 лучших джазменов России.

Исполнением русской классики на Симфоническом форуме в Екатеринбурге коллектив Томской филармонии снискал успех у слушателей и получил высокую оценку музыкальной критики. Достойно выступил оркестр и на московских сценах в Рахманиновском зале и «Зарядье», а следом и на новой сцене Мариинского театра. Столичная пресса отметила высокий профессиональный уровень коллектива, достойно справившийся с задачами, которые «поставила музыка и маэстро Грановский». «Оркестр под руководством Михаила Грановского предстал зрелым коллективом, достойно украсившим столичную филармоническую афишу», - писало «Музыкальное обозрение».

Классика не ограничивается только симфонической музыкой. В минувшем декабре впервые прошел фестиваль «Органные встречи», который был приурочен к презентации цифрового органа, приобретенного Филармонией к 75-летнему юбилею. Его мобильность позволила познакомить жителей села с новым для них пластом классической музыки, а завсегдатаи филармонических залов стали свидетелями уникального концерта сразу шести ведущих органистов страны. Кроме того, с помощью цифрового инструмента получил новую прописку популярный проект «Орган + Sax», который успешно «дебютировал» в БКЗ. В марте филармония присоединилась к всероссийскому марафону «Новые классики - «Organ Taurida». Незадолго до этого органистка Томской филармонии Мария Блажевич была названа «органистом года» по итогам Всероссийского конкурса в 2021 году.

Традиционный Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева и выступление оркестра Теодора Курентзиса дали возможность томской публике почувствовать, что такое исполнительское искусство мирового уровня.

Концерты оркестровых абонементов «Главный представляет», «Круглая дата», «Без дирижера», «Литература в музыке» оставили не менее яркие впечатления. Вместе с музыкантами публика заново открывала для себя творческое наследие Николая Голованова, Виссариона Шебалина, Германа Галынина, Николая Мясковского. Много редко исполняемой музыки прозвучало в новом абонементе «Литература в музыке».

Думается, для умного и наблюдательного зрителя стала очевидна тенденция последних двух сезонов – сочетать изысканные, временами архивные музыкальные редкости, этакие музыкальные деликатесы, которые любит маэстро Грановский, с любимым блюдом публики – популярной классикой «Очаровательных концертов». Такое сочетание помогает охватывать более широкий круг слушателей. Специально придуманная для молодежи и студентов концертная линейка #Университетский проспект, инициатором которой выступил Владимир Дорохов, стала расширять постоянную аудиторию любителей классики. Молодежный формат потребовал и омоложение музыковедческих сил – в роли ведущей концертов «Великие студенты», «Мемы» выступила недавняя выпускница Новосибирской консерватории Тамара Быкадорова (Касаткина).

Изменение в репертуарной политике филармонии связаны, прежде всего, с задачей вернуть в залы постоянных зрителей, которые за время пандемии привыкли к онлайн-трансляциям, а также привлечь к классической музыке новую аудиторию – молодых людей в возрасте 14-22 лет. Напомним, две трети сезона Филармония, как и все учреждения культуры региона, работала с 50% рассадкой, и только в марте были сняты все ограничения. А в начале сезона Томская филармония активно включилась в федеральный проект «Пушкинская карта». В условиях динамично меняющегося внешнего мира, повышенных финансовых рисков люди изменили свои приоритеты. Зрители стали вдумчиво тратить ресурсы (как финансовые, так и временные). И сегодня в залы филармонии люди идут за восстановлением душевных сил и получения духовной опоры.

Маэстро собирает гостей

cl_05.jpg

76-й по счету творческий сезон завершался последним концертом из абонементного цикла «Главный представляет». Его открыла музыка, рожденная в СССР – редко звучащие произведения Глиэра, Хачатуряна, Пярта, Канчели (именно эта программа была представлена на Симфоническом форуме). А завершила «любимая музыка» главного дирижера.

Именно Михаила Грановского охарактеризовал симфонический антракт из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — «Хождение в невидимый град» Н. Римского-Корсакова, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром фа мажор Д. Шостаковича, симфонический антракт из балета «Раймонда» А. Глазунова, вступление к III акту оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, «Четыре последние песни» для сопрано и оркестра Рихарда Штрауса и кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева.

Оправданием такого «волюнтаризма» художественного руководителя послужил его полувековой юбилей. Строго говоря 50 лет Михаилу Грановскому исполнилось в прошлом году. Увы, из-за пандемийных ограничений он не мог провести юбилейный вечер, не смог также исполнить кантату «Александр Невский» Сергея Прокофьева к 800-летию великого князя.

Но дело ведь не в круглой дате, а в авторской интенции, то есть в намерении и направленности воздействия. Маэстро, что уже четыре сезона возглавляет Томский симфонический оркестр, намерен был использовать личный юбилей для более близкого знакомства с городом и миром. Поэтому драматургия концерта была выстроена по линии биографии маэстро.

Интрига состояла в том, что визуальный ряд (фотографии из семейного альбома транслировались на экранах) оказался сюжетно связан с исполняемыми произведениями. Так, открывшая концерт музыка из оперы Римского-Корсакова, которую называют литургической оперой, отсылала к тому периоду в жизни маэстро, когда он служил регентом церковного хора в столичной больнице. Этой оперой Грановский дирижировал и в Большом театре.

Еще одно произведение из первого отделения – Концерт №2 для фортепиано с оркестром Дмитрия Шостаковича – ведущий концерта Евгений Шевелев увязал с именем учителя Михаила Грановского, выдающимся дирижером современности Геннадием Рождественским. (Напомним, закрытие 73-го сезона Томской филармонии было посвящено его памяти). Он рассказал любопытный факт, как Рождественский пришел на концерт своего ученика, Михаила Грановского, когда тот дирижировал Первым фортепианным концертом. Исполнением Второго фортепианного концерта Шостаковича Грановский закольцевал начало своей творческой биографии с днем сегодняшним. Сольную партию Михаил Грановский доверил пианисту из Новосибирска Дмитрию Карпову. Двух музыкантов связывают годы дружбы и тесного творческого сотрудничества. Поэтому после превосходного исполнения концерта (особенно тронула проникновенно сыгранная вторая медленная часть) Дмитрий Карпов посвятил специальный бис юбиляру.

Еще одно сочинение шло с посвящением – симфонический антракт из балета «Раймонда» Александра Глазунова прозвучал в память об отце Михаила Грановского – скрипача Большого театра Григория Грановского, который покинул наш мир незадолго до концерта-закрытия. Эта музыка была визитной карточной квартета скрипачей, участником которого был Григорий Наумович. Тысячный зал особыми аплодисментами наградил двух томских музыкантов, которые изумительно исполнили соло на кларнетах – Евгения Лукьянчука и Всеволода Ивашковского.

Далее публика увидела фотографию и деда юбиляра – известного фотографа, летописца Москвы 30-80-х годов Наума Грановского. А следом пошли фотографии бабушки Ванды и прабабушки Адели. Знакомясь с родословной маэстро, слушатели неожиданно для себя оказались причастны к истории не только русской музыки, но и европейской. Мойры, которые ткут полотно судьбы, вплели в биографию главного дирижера Томского симфонического оркестра не только имя Александра Глазунова, ректора Петербургской консерватории, которую с отличием окончила прабабушка Михаила Грановского и получила в качестве подарка от Глазунова его клавир с автографом, но и имя великого композитора начала ХХ века – Рихарда Штрауса. Его портрет тоже был продемонстрирован на экранах. И эта история необыкновенная – фотография с дарственной надписью немецкого композитора оказалась среди семейных раритетов нашего маэстро благодаря его прадеду по материнской линии. Она была подарена в 1913 году молодому австрийскому скрипачу Иосифу Гарпфу, которому суждено было начать музыкальную родословную нашего юбиляра.

Немецкая музыка, к которой тяготеет главный дирижер Томского симфонического оркестра, была представлена на концерте двумя безусловными шедеврами. Сначала прозвучало Вступление к III акту оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера – музыка необыкновенной красоты. А затем четыре печальных песни исполнила солистка Мариинского театра Мария Баянкина.

cl_13.jpg

Она впервые работала с Михаилом Грановским и Томским оркестром. И надо сказать, этот первый опыт оставил у всех самое приятное воспоминание. Публика была поражена не только русской красотой исполнительницы, но и ее «инструментом». Своеобразный тембр ее голоса, который особенно блистал в верхних регистрах, проявился не только в штраусовских песнях, но и в Выходной арии Сильвы из одноименной оперетты И. Кальмана, прозвучавшей на бис, и тоже в качестве подарка юбиляру.

«Эта музыка большой силы духа»

cl_14.jpg


Главным манком в концерте закрытия сезона стала кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский». Не стоит говорить, насколько актуальна сейчас эта музыка. Можно только напомнить, что шедевр высокой классики родился из киномузыки.

Колоссальный успех фильма Сергея Эйзенштейна побудил композитора переработать музыку в самостоятельное сочинение. Премьера кантаты случилась в 1939 году. Воспевавшая подвиг русского воинства, она стала предупреждением о нависшей над миром угрозе немецкого фашизма. Эта музыка помогала отстаивать родную землю и во время Великой Отечественной. Известно, что фильм, где звучит тема «Вставайте, люди русские», показывали даже в осажденном Севастополе.

Принципы кинематографа, безусловно, повлияли на приемы музыкальной выразительности кантаты. Но по общему признанию в музыке воплотились лучшие черты универсального стиля Сергея Прокофьева – с равной силой были показаны героические образы русских воинов и жесткие, механизированные образы захватчиков, проникновенная лирика и батальные картины Ледового побоища, живописно-изобразительные эпизоды сочетаются с песенно-хоровыми сценами.

И вот это батальное полотно под руководством Михаила Грановского воссоздали на сцене Большого концертного зала три коллектива – Томский академический симфонический оркестр, Хоровая капелла ТГУ (руководитель – Михаил Давыдов), Омский хор «Певчие» (руководитель – Лариса Сабитова), партию меццо-сопрано исполнила солистка Алтайской филармонии Надежда Гончарук (Барнаул).

- «Александр Невский» имеет элемент соборности. Она заложена в нотах Прокофьева, - подчеркивает Лариса Сабитова. – И это неслучайно. Она определена событиями в мире в конце 30-х годов прошлого столетия. Эта музыка большой силы духа. Это просматривается в оркестровке произведения. Она требует большого количества исполнителей. Участие народа в этих событиях. Эта сила связана с соборностью. Так повелось на Руси: тяжелую работу делать вместе, строить, воевать вместе. И петь тоже вместе.

Омские «Певчие» не первый раз в Томске. Они давно дружат с Хоровой капеллой ТГУ. Раньше идейным центром этой творческой дружбы был маэстро Виталий Сотников. Его уход из жизни не ослабил музыкальный связи двух коллективов. Совпадение репертуарных политик позволило вновь участвовать в совместном проекте и петь в сопровождении Томского симфонического оркестра.

- Для меня счастье исполнить «Александра Невского» вместе с Михаилом Грановским, - призналась накануне концерта Надежда Гончарук. – В самой трагической части «Мертвое поле» я создаю собирательный образ не только матери, но и сестры, жены, подруги, которая ждет своего суженого с боя. В целом, партия, которая поручена меццо-сопрано (это характеристика моего голоса) – это образ Родины. Петь сейчас это произведение и трудно, и ответственно. Оно и у меня вызывает слезы.

Слезы катарсиса проступили и у зрителей в финале. Великая музыка помогла испытать чувство духовного очищения и единения. На такой высокой патриотической ноте завершил концертный сезон Томский академический симфонический оркестр.

cl_21.jpg cl_20.jpg cl_19.jpg
cl_18.jpg cl_17.jpg 
cl_16.jpg cl_15.jpg cl_12.jpg
cl_11.jpg cl_09.jpg cl_10.jpg
cl_08.jpg cl_04.jpg cl_07.jpg


Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Наталья БАРОВА