bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Ольга Дюжина: «Сказка даёт мне как композитору потрясающие возможности»


На концерте «Симфогончар» прозвучит произведение современного композитора Ольги Дюжиной (Барнаул) – симфоническая сюита «Кощеево царство». Для Томска это будет премьера. Композитор приехала в наш город заранее – к началу репетиций.

– Для меня огромная честь – услышать своё произведение в исполнении Томского академического симфонического оркестра, – говорит Ольга Дюжина, композитор, педагог, член Союза композиторов России, председатель Алтайского регионального отделения Союза композиторов России, член Сибирского Международного центра современного музыкального искусства. – К своему большому счастью, я уже работала с этим прекрасным коллективом.

В 2020 году Ольга Дюжина участвовала во Всероссийском конкурсе композиторов, инициированном Томской филармонией – «Нам нужна одна победа». Тогда Ольга представила своё сочинение на стихотворение Эдуарда Асадова «Могила Неизвестного солдата», которое и было исполнено Томским симфоническим оркестром. Эта песня стала Лауреатом II степени в номинации «Произведение для солиста (вокалиста) и симфонического оркестра».

Ещё раньше – в 2017 году – на выездном пленуме Красноярской региональной организации Союза композиторов России, членом которой на тот момент была Ольга Дюжина – Томский симфонический оркестр сыграл её «Маленькую сюиту для большого оркестра».

Волнительно ли – как всё пройдёт: как будет исполнена сюита, как будет принята?

– Для любого композитора всегда волнительно слышать своё произведение. Для меня это волнение приятное – ведь я знаю, что моё сочинение находится в высоко профессиональных руках потрясающих музыкантов и дирижёра. Уверена, всё будет хорошо! И в знак благодарности и признательности Томскому симфоническому оркестру и лично дирижёру Владимиру Дорохову я хотела бы посвятить им это произведение. И, конечно, мне очень радостно представить его томской публике.

Как воспримет публика? Думаю, что хорошо – эта сюита очень образная, яркая, русская по тематизму и сказочная по звучанию. Для её исполнения задействован большой состав оркестра, особенно много ударных инструментов – 13, включая флексатон, загадочное звучание которого знакомо многим любителям киносказок (имитирует полёт Бабы-Яги). Из духовых инструментов я использую бас-кларнет, представляющий угуканье филина, а также саксофон. Бас-гитара также даёт сказочный, фантастический и, в то же время современный колорит. Зрители услышат и челесту, и арфу, и рояль и многие другие инструменты.

Насколько я знаю, у симфонической сюиты «Кощеево царство» есть продолжение?

– В Томске прозвучат три номера из сюиты «Кощеево царство»: «Возвращение Бабы-Яги», «Заколдованное царство», «Проделки Лешего». Но уже этим летом я планирую завершить начатые ранее и другие номера этого сочинения, в числе которых «Разоблачение Кикиморы болотной», «Кощей».

Ольга, расскажите, пожалуйста, подробнее об идее создания этой сюиты: как возникла, кто вдохновлял, кто был первым слушателем?

– Работа над сюитой «Кощеево царство» началась совершенно неожиданно. Это был 2019 год. Зима, новогодние каникулы. По одному из центральных телеканалов шёл фильм «Морозко». Зная его наизусть, я каждый раз с большим удовольствием пересматриваю, пересмотрела и в тот раз. И так меня вдохновил образ Бабы-Яги в исполнении легендарного Георгия Милляра, что сразу же после просмотра я начала работать над симфоническим номером «Возвращение Бабы-Яги»! Впервые этот номер прозвучал на V Международном семинаре-форуме молодых композиторов РФ и стран СНГ в Беларуси, далее в Красноярской филармонии – я делала переложение для ансамбля ударных инструментов SIBERIAN PERCUSSION под руководством Сергея Газизуллина. Следующими номерами стали «Заколдованное царство», «Проделки Лешего», «Разоблачение Кикиморы болотоной», «Кощей» и другие.

Все номера, которые услышат томичи 30 июня, писались непосредственно на Международных семинарах-форумах молодых композиторов, которые проводит Международная гильдия молодых музыкантов «МеждународМолОт» Российского музыкального союза и участницей которого я являюсь с 2017 года. Так «Заколдованное царство» писалось в Беларуси, а «Проделки Лешего» в Якутске в живописном месте специальной музыкальной школы, расположенной в якутском лесу. Сказочная атмосфера – то, что нужно для создания таких образов!

Первыми слушателями сюиты стали выдающиеся композиторы и музыканты.

В их числе:

- Ярослав Судзиловский, создатель и художественный руководитель Международных Творческих мастерских Гильдии молодых музыкантов «МеждународМолОт» Российского музыкального союза, член Совета Российского музыкального союза, член Совета Союза композиторов РФ, лауреат международных конкурсов;

- Йиржи Бездек, композитор, профессор и заведующий кафедрой композиции и теории музыки Академии исполнительских искусств в Праге, профессор Консерватории Пльзени;

- Леонид Любовский, композитор, профессор Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ;

- Григорий Сорока, дирижёр, кавалер Ордена Франциска Скорины, художественный руководитель симфонического оркестра Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М.К. Огинского, директор Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М.К. Огинского;

- Алексей Пилатов, композитор, председатель Белорусского отделения Гильдии молодых музыкантов «МеждународМолОт» Российского музыкального союза, член Правления Белоруско-российской ассоциации современной музыки;

- Снежана Пысларь, композитор, старший преподаватель Академии музыки, театра и изобразительных искусств Молдовы, доктор искусствоведения и культурологии, член Коллегии Гильдии молодых музыкантов «МеждународМолОт» Российского музыкального союза;

- Георг Хайду, композитор, профессор Высшей школы музыки и театра Гамбурга (Германия), заведующий кафедрой цифровой музыки;

- Алтынгэрэл Хишигдогтохып, композитор, член коллегии Гильдии молодых музыкантов «МеждународМолОт» Российского музыкального союза, доцент Монгольской национальной консерватории, декан кафедры композиции и теории музыки и композиции Монгольской национальной консерватории.

Чем вас привлекает тематика сказки в музыке?

– К этой теме я обратилась уже достаточно давно, причём провожу её в разных жанрах – настолько мне она нравится. Сказка для меня – это некая творческая лаборатория. Сказка даёт мне как композитору потрясающие возможности. Последнее произведение, которое я написала – хор на стихи Константина Бальмонта «У чудищ» – это полноценное восьмиголосье, то есть это большая плотность хора, потрясающее звучание, раскрытие новых возможностей человеческого голоса.

Я люблю читать сказки, у меня дома несколько сборников, к которым я то и дело обращаюсь. Мне кажется, что сказка не утратила своей актуальности по сей день, напротив, её актуальность в современном мире только растёт. Поэтому я с удовольствием обращаюсь к ней, но уже используя новые композиторские приёмы.

Кстати, не так давно произведение Ольги Дюжиной «У чудищ» стало лауреатом I степени VII Международного конкурса композиторов «Молодая классика». После завершения симфонических картин «Кощеево царство» Ольга планирует сделать цикл на стихи русских поэтов Серебряного века на сказочные темы.

Купить билет на концерт «Симфогончар» и побывать в гостях у сказки!

SAVE_20220629_082537.jpg od_soc.jpg SAVE_20220629_074926.jpg

Текст: Ирина ГЮНТЕР
Фото: Из личного архива Ольги ДЮЖИНОЙ