bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

На 88-м году ушел из жизни создатель «Сибирских узоров» Геннадий Черненький


На 88-м году ушел из жизни создатель «Сибирских узоров» Геннадий Черненький

Прощание с Геннадием Сафроновичем Черненьким состоится 23 августа 2022 года (вторник) с 12:00 до 12:45 час. в траурном зале по адресу: г. Томск, ул. А. Беленца, 14.

Вся жизнь Геннадия Сафроновича Черненького, заслуженного работника культуры России, музыканта, композитора, преподавателя Томского музыкального училища, была связана с народными инструментами.

Он родился весной, 12 апреля 1935 года, в селе Алтайское Алтайского края. С детства мечтал стать летчиком. Но стал замечательным музыкантом, в руках которого баян раскрывал всю красоту русской души.

Как рассказывает музыковед Томской филармонии Вера Тимофеева, творческие университеты Геннадия Черненького начались с двухрядки – «методом тыка» он освоил нехитрый инструмент, а вслед за ним появился и настоящий баян. Игру на нем он постигал сначала в музыкальной школе Бийска, а в середине 50-х приехал в Томск и поступил в старейшее музыкальное училище Сибири. Его наставниками были такие мэтры музыкальной педагогики, как баянист Иван Дорофеев, музыковед Евгений Корчинский, легендарный Владимир Феоктистов – в его классе все 4 училищных года занимался Геннадий Черненький.

Окончив отделение народных инструментов Томского музыкального училища в 1955 году, он не расстался с учебными аудиториями навсегда. Он вернулся педагогом. В числе его учеников были личности «высокого полета», о которых знает не только музыкальный Томск. Это заслуженные работники культуры России Вячеслав Сухушин и Борис Галлеев, профессор Хабаровского института искусств Владимир Романов. В классе ансамбля у Геннадия Черненького учился будущий академик Геннадий Низовский. Педагогическая стезя не отпускала даже в профессиональной исполнительской деятельности, которая началась в Томской филармонии.

В середине 70-х баянист, композитор-песенник, Геннадий Черненький был принят в Томскую филармонию аккомпаниатором. И стал первым штатным баянистом. Геннадий Сафронович аккомпанировал певцам – Григорию Шевченко, Лилии Молотковой, заслуженным артисткам России Наталии Гавриловой и Марине Карпинчик, и своей будущей супруге – Зинаиде Дунец.

В 1978 году тогдашний художественный руководитель филармонии Олег Иволгин убедил баяниста Геннадия Черненького собрать вокруг себя людей, таких же как он, - любящих народную музыку, народные инструменты, владеющих ими в таком же совершенстве. Новый ансамбль призван был усилить народное направление в концертной деятельности Томской филармонии. Баян Геннадия Черненького и балалайка Олега Башлыкова, чуть позже примкнувшие к ним домры Ольги Лугачевой, Надежды Подручной, Ирины Суднишниковой и контрабас-балалайка Олега Иволгина брали за душу селян и горожан русскими наигрышами и русскими песнями.

Их ансамбль по всем статьям был образцовым коллективом для всех подобных составов в городе и области. Чтобы «держать марку», репетировали каждый день с 7.30 утра! Затем наступало время самостоятельных занятий, короткий отдых – и вечерний концерт. Как говорил Геннадий Сафронович, музыканты «пыхтели», но старались. Их знали не только в Томске, но и в Красноярске, Иркутске, на Алтае. Летали в Москву! Ну а в родной области исколесили все дороженьки, были в гостях у нефтяников и газовиков, летали на вертолетах, а однажды из Каргаска на концерт ехали… на танке. На музыкальной сцене звучали яркие, сочные, мастерские обработки народных мелодий и авторские песни Геннадия Черненького. Они стали залогом долгой творческой дружбы со многими замечательными исполнителями и творческими коллективами. К примеру, первой песней, сдружившей композитора и заслуженного работника культуры России Вячеслава Угольникова стала «Жар-птица» - певец разучил ее за полчаса(!).

На Томской земле и далеко за ее пределами звучат его любимые «несчитанные» песни – о любви, о земле и хлебе, войне и мире, о серебристом городе на Томи - главном городе его жизни...