bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Самая популярная трактовка смысла Десятой симфонии
GL_Sch_web_ad_03.jpg

Знать контекст всегда полезно. Но не всегда обязательно. Особенно, когда вы слушаете музыку. У любого произведения множество граней, и эти грани всегда раскрываются в умах и сердцах слушателей самым верным – в каждом конкретном случае – способом.

Одна из самых популярных трактовок смысла Десятой Симфонии Дмитрия Шостаковича восходит к его мемуарам, опубликованным на Западе. Правда, в их подлинности у некоторых исследователей творчества композитора есть определённые сомнения, но, тем не менее, там есть некоторые отсылки.

– Дело в том, что эта симфония была написана сразу после смерти Сталина, – рассказывает дирижер из Москвы Сергей Михеев, который будет управлять Томским академическим симфоническим оркестром на концерте 22 октября 2022 года в БКЗ Филармонии. – У Шостаковича были непростые отношения с вождём. С одной стороны, Сталин, по-видимому, понимал, масштаб таланта Шостаковича и его ценность для страны. С другой, известно, что Шостакович периодически испытывал давление со стороны правящей партии, которая старалась направить его творчество в так называемое правильное русло. В общем, там всё было очень непросто.

Так вот считается, что вторая часть симфонии – это портрет Сталина. Есть в симфонии и образ самого Шостаковича. Это знаменитый мотив, представляющий собой монограмму DSCH. DSCH – музыкальная подпись композитора, вытекающая из немецкого написания его имени и фамилии DSCHostakovitch. В нотах это звучит как Ре – Ми бемоль – До – Си. В какой-то момент происходит противопоставление и столкновение этой совершенно разной музыки, связанной с образом диктатора, и мотива – портрета Шостаковича. В сочинении очень неоднозначная развязка... Однако мне кажется, что сейчас для нас – это не самые главные ассоциации.

Лично мне не по душе эти однозначные трактовки сочинений Шостаковича: то есть прямолинейная описательность и поверхностная политизация. Я думаю, что даже не зная ни о монограмме, ни о Сталине, каждый человек может услышать что-то близкое для него лично в этой музыке. Как говорится нам ближе то, что к нам ближе.

Десятая симфония прозвучит в первом отделении концерта «Шостакович. Серьёзный и не очень» 22 октября.

Записала Ирина ГЮНТЕР