Судя по дневниковым записям и музыкальным заметкам маэстро "Вариации" появились вследствие всеобщего отсутствия интереса других композиторов к" виртуозному процветанию виолончели": репертуар для этого инструмента давно не пополнялся.
После премьерного исполнения артистический престиж солиста-виолончелиста мгновенно возрос. Но композитор, не присутствовавший на концерте, отнесся к успеху без особой значимости.
"Вариации на тему рококо" можно назвать новаторским произведением. В них, как и в Первом концерте для фортепиано, Чайковский не удовольствовался сочинением виртуозной пьесы для солирующего инструмента с оркестром, но создал подлинно симфоническую концепцию вариационного цикла.
Недооценив свою пьесу, автор с легкостью отдал "Вариации" на доработки Вильгельму Карлу Фридриху Фитценгагену.
Так, на сегодняшний день есть два варианта этого сочинения: оригинальная версия Чайковского и в обработке Фитценгагена. Интересно, что в 1893 году в Одессе состоялся концерт, на котором Чайковский дирижировал своими произведениями, среди которых были "Вариации", но в переделке Фитценгагена. С тех пор его вариант прочно вошел в исполнительскую практику и считается основным.
При жизни композитора эту пьесу исполняли не часто. Интерес к ней пробудился не так давно. Каждая вариация является как бы самостоятельной миниатюрой, демонстрируя огромные выразительные возможности струнного инструмента с красивым низким бархатным звучанием – виолончели.
Чайковский тонко и непринужденно привнес в характер сочинения западно-европейского жанра национальный русский колорит: лирические настроения, протяжность широко разливающейся темы, задушевность. При этом сохранена легкость и виртуозность, грациозность и галантность, обилие звуковых украшений (мелизмов), присущих эпохе рококо. Все эти черты в совокупности сверкают яркой жемчужиной под названием "Вариации на тему рококо" в сокровищнице русской классической музыки.
Источник Источник
Вариации на тему рококо прозвучат в монографическом концерте 28 апреля 2012 г. Солист - Аркадий ИГУМНОВ
|