bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

На пикник с вампиром

Пикник  -  советская и российская рок-группа, основанная в 1978 году, хотя музыканты считают, что профессиональная и полносоставная группа образовалась в 1981 году, когда Эдмунд Шклярский стал лидером группы. Пикник – это философские и ироничные стихи, мелодии, сложенные из мистических созвучий и вплетающийся в них голос Эдмунда Шклярского.  Музыка группы, имеющая свои корни в русском роке, прогрессировала в оригинальный, необычный стиль с использованием симфонических, клавишных и экзотических народных инструментов.

Шклярский: «Музыкальный стиль «Пикника» -  музыка, которую мы играем, придумана, наверное, не нами, а там, на берегах не Невы, а других рек. Наш стиль - сумма той музыкальной информации, которую мы переварили и по-своему преподносим.»

"Как правило, все песни Пикника существуют в состоянии первичного зачатия, то есть имеется какая-то фраза, или четверостишье, которые собственно и составляют внутреннюю жизнь песни. Из неосуществленного приведу пример «вот и я не иду до конца и обещанных слов не скажу, дорожу половиной лица, половиной лица дорожу…». Остается добавить несколько десятков слов, правильно расставить запятые - и песня готова. Пусть не покажется странным, но таких песен в режиме материализации сейчас в багаже группы как минимум на 7 альбомов - и только следуя Ленинско-Заратустровым заветам дискография группы остается такой, какая она есть на сегодняшний день."


У самой группы «Пикник» можно назвать как минимум три «дня рождения». Первый – в 1978 г. – когда она собственно и возникла. Второй – в 1981 г. – когда туда пришел Шклярский, и она вступила в Ленинградский рок-клуб. И третий (который выделяет сам лидер «Пикника») – в 1982 г. – когда на студии А. Тропилло был записан первый магнитоальбом «Дым». К слову, на нем присутствуют два автора и вокалиста – Шклярский и Добычин (песня последнего – «Деньги» – пользовалась тогда чуть ли не большей популярностью, чем песни Шклярского).

Шклярский: «Больше всего повлияли на мироощущение две составляющие: живопись сюрралистов и  книга Дао и Дэ (все остальное было уже дополнением)».
Одной из самых первых, любимых и известных песен, написанных Шклярским (игралась еще на дискотеках в конце 1970-х), безусловно, является «Ночь». В ней впервые проявилась и излюбленная впоследствии автором «вампирская тематика».  «Ночь» до сих пор в обязательном порядке исполняется на концертах. Известно, как минимум, пять (только студийных) ее аранжировок.
Шклярский: «… в наших песнях нет смертей! …Везде хеппи-энд! Лирический герой всегда преодолевает все препятствия, нет ни одного мрачного конца. Герой всегда успешно добирается до берега. Хотелось бы … несмотря ни на что, зарождать оптимистические чувства.»

Текст одной из редких в творчестве «Пикника» песни о любви – «Великан» – был написан и того раньше, когда Эдмунд учился в 7-м классе. Забавно, что в 1983 г., когда власти боролись с самодеятельными коллективами, и «Пикник» был занесен в «черный список», песня неожиданно попала на 10-е место в хит-параде ленинградской газеты «Смена».

Шклярский: «Для меня, если вернуться к детским годам, это была не столько музыка, сколько какое-то даже биологическое воздействие. Когда организму не хватает, например кальция, ребенок ест мел. То, что было услышано, было нечто подобное. Не то чтобы там красивая мелодия, а какой-то химический продукт, которого не хватало в природе. И вот он появился - и ты им насыщаешься. Это что-то такое, облеченное в музыкальную форму. Сейчас если это дает какое-то химическое воздействие, значит что-то есть. А просто мелодия как красивая мелодия - да грош цена всей музыке, если она не производит еще чего-то.»

Выход на «Мелодии» в 1988 г. первой виниловой пластинки «Иероглиф» принес «Пикнику» долгожданную массовую известность. В 1998г. в антологии группы появился еще одно музыкальное ответвление – электронный альбом «Пить электричество», записанный совместно с мифической группой «Секта МО» («Секта Магических Объектов»). На самом деле никакой «Секты МО» никогда не существовало — это лишь плод воображения лидера «Пикника» Эдмунда Шклярского.  Это сделано для того, чтобы показать отличие «Пить Электричество» от других работ группы. Это очень нехарактерный для «Пикника» альбом. Вся музыка написана с помощью компьютера, голос Шклярского искажен до неузнаваемости. Всего четыре песни, все остальные треки — инструменталы. Песни отличаются небольшими и необычными даже для отличающегося загадочной лирикой «Пикника» текстами. По словам Шклярского, «Пить Электричество» — не «номерной» альбом Пикника, а ответвление, экспериментальная работа. Поэтому судить о творчестве группы по нему не стоит. Однако как эксперимент он, несомненно, интересен.

Шклярский: «Ну, так мистика, она  вообще вот, по-моему, присутствует и в нашей жизни, и в любой, так скажем, жизни, по крайней мере мне кажется от этого никуда не деться, поэтому один из любимых писателей – это Гоголь, у которого вроде все написано таким, ну, может, иногда бытовым языком, но все пронизано вот этим мистическим, значит, ощущением. Ну, может, даже не фатализм, но какое-то ощущение постоянной там сказки, не обязательно там доброй, но по крайней мере вот каких-то там.
Мистику я просто боюсь. Потому что любая связь - она подразумевает... То есть, я считаю, что надо всегда отвечать за свои поступки - и если ты ввязался, то обратного пути нет.
И в музыке я - по касательной. Есть какие-то ощущения, которые я и пытаюсь в песнях отразить. Есть какие-то предчувствия. Всё - на уровне предчувствий. В песне не главное - конкретика, а главное - создать мир. Важнее - не объяснения-пояснения, а ощущения, которые невозможно ничем описать, как запах...»

Кроме рок-музыки лидеру «Пикника» не чужды и русские песни – особенно военных времен. Так, под влиянием песен гражданской войны были созданы такие композиции, как «Мы как трепетные птицы» и «В развороченном раю». Русские напевы слышны даже в таких «экзотических» песнях, как «Иероглиф» и «Египтянин».

Совместно с Вадимом Самойловым («Агата Кристи») группа приступает к записи нового альбома — «Тень вампира».
Эдмунд Шклярский участвует в затее Михаила Козырева — создании русскоязычного саундтрека к известному творению Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством». Эдмунд спел за целый хор вампиров. Текст корректировался «на ходу».

На творчество Шклярского оказала влияние книга «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше, - это проявилось на одном из самих жестких и суровых альбомов «Харакири». Позже Шклярский посвятит герою книги целую песню («Заратустра» из альбома «Мракобесие и Джаз»). На песне «Мракобесие и Джаз» господин Джазовый Мракобес исполняет соло на оголённых высоковольтных проводах. Кроме того, имеет место импровизированная постановка театра теней.

Шклярский: «Лично меня волнует исключительно внутренний мир человека. Другое дело, что он постоянно трансформируется, но тема эта одна. Это не наполненные прилавки и не какие-то политические дела, которые мне совершенно по барабану. Мне кажется, что за время существования человека он не претерпел никаких цивилизационных изменений, а если они и были, то, может быть, он стал еще хуже, но не в коем случае не лучше.»

Сам по себе Шклярский никогда не был шоумэном (как тот же Кинчев) и предпочитал держаться на концертах в стороне, скрывшись за черными очками. Проблему зрелищности он удачно решает, привлекая к выступлениям разнообразных актеров, акробатов и танцоров, а также задействуя оригинальное оформление сцены и разнообразные технические хитрости (например, «указующий перст», «говорящий рот», пиротехническая гитара в форме символа «Пикника», женщина с мигающей грудью и многое другое). Особенно хотелось бы выделить знаменитую «живую виолончель» – девушку с натянутой вдоль тела струной – на которой Эдмунд реально играл в песне «Глаза очерчены углем». Ну и конечно, завывающий «новоегипетский инструмент», изготовленный специально к песне «Египтянин». Видимо, политехническое образование Шклярского не пропало даром.
Среди других – побочных – талантов Шклярского стоит выделить живопись, которую сам автор считает любительской и использует, прежде всего, для оформления альбомов.

Шклярский : «Можно бездельничать целыми днями, и именно в безделье происходит рождение песен. У нас нет рабочего дня, когда человек садится перед чистым листом бумаги и начинает творить… Были такие порывы и они заканчивались ничем, потому что насильно, как показал опыт, песни не рождаются.»

С большим удивлением Шклярский узнал, что его «Пикник» и «Агата Кристи» являются излюбленными группами... садо-мазохистов. Забавно и то, что «Пикник», взращенный на традициях арт-рока, ныне стал плотно ассоциироваться с готик-культурой.

Шклярский: «Я просто стремился всегда в своих песнях создавать некие образы. Все равно ведь информация закодирована. Человек слушает, воспринимает тот или иной образ, он у него трансформируется и понимается по своему. Такой набор образов - как вспышка в мозгу.
Нам всегда хотелось писать музыку в нескольких слоях. Мне лично очень нравится смотреть фильм или читать книгу, где есть несколько слоев, по несколько раз. Ты с первого раза понял мало, но со второго раза еще что-нибудь добавляется, потом еще что-нибудь.»
Дети Шклярского тоже поучаствовали в творчестве «Пикника». Впервые маленькие Алина и Стас подпели папе на песне «Два великана». Позже дочка проявилась более серьезно – как автор нескольких текстов («Сердце бьется на три четверти», «Ветер Лилипутов», «Все вокруг боятся радости паяца»).

Шклярский: «…пишется тогда, когда есть под рукой бумага, если говорить о текстах. На манжетах, как писал Моцарт или еще кто-то из великих – так не получается. Нужна бумага. И инструмент, рояль.»

Официальный сайт группы - http://www.piknik.info
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-39871/
http://bestclub.com.ua/article/Gruppa-PIKNIK
http://dreamworlds.ru/music/22841-gruppa-piknik.html#.ThfteGEynrQ
http://www.ytime.com.ua/ru/50/567