Джазовые музыканты, импровизируя, создают свои уникальные риффы путем отключения торможения и включения креативности.
Ученые из Медицинского университета, Национального института глухоты говорят о своем интересе к возможной неврологической основе состояния, приближенного к состоянию транса, в которое джазмены впадают, начиная спонтанные импровизации.
"Когда джазовые музыканты импровизируют, они часто играют с закрытыми глазами в своем характерном стиле, демонстрирующем традиционные правила мелодии и ритма", - говорит Чарльз Лимб (Charles J. Limb), профессор медицины, ассистирующий профессор Департамента отоларингологии-головы и шейной хирургии при медицинской школе Джонса Хопкинса, который и сам к тому же является опытным джазовым саксофонистом.
"Это особенный настрой души", - добавляет он, - "когда вдруг, внезапно музыкант творит музыку, которую никогда не слышал, никогда о ней не думал и не играл раньше ничего подобного. То, что получается на выходе – получается совершенно спонтанно".
Многие исследования последних лет концентрировались на попытках понять, какие части человеческого мозга активизируются при прослушивании музыки, И, как утверждает Лимб, слишком мало уделялось внимания изучению активности мозга в процессе спонтанного сочинения музыки.
Желая понять, что происходит с его собственным мозгом в состоянии "под джазом", он и его коллега Аллен Браун (Allen R. Braun), профессор медицины, разработали план наблюдения функционирования мозга в процессе музыкальных импровизаций в реальном времени.
Ученые обнаружили, что часть мозга, известная как дорсолатеральная префронтальная кора головного мозга - широкая фронтальная область мозга, расширяющаяся от центра к периферии, - показала замедление активности мозга в процессе импровизации. Эта область, как выяснилось, отвечает за запланированные действия и самоцензуру, как, например, тщательный выбор слов для интервью.
"Джаз часто описывают как чрезвычайно индивидуалистическую форму искусства. Вы можете легко определить игру джазового музыканта, т.к. импровизация каждого джазмена звучит, как его собственная музыка", - говорит Лимб. "Как нам сейчас представляется, когда вы ‘рассказываете’ собственную музыкальную историю, происходит следующее: вы закрываете импульсы, которые могут подавлять течение творческой мысли".
Лимб отмечает, что такой тип мозговой активности может иметь место в процессе других видов импровизации, которые являются неотъемлемой частью жизни и артистов, и обычных людей.
Люди постоянно импровизируют, подбирая слова в разговоре, как импровизируют и с решением неожиданных проблем. "Без этого типа творчества человек не смог бы развиваться, как вид. Это – неотъемлемая часть того, кем мы являемся", - говорит Лимб.
Источник
А 31 мая в БКЗ мы станем участниками закрытия джазового сезона!
|