В настоящее время контрабас является единственным оставшихся из семейства инструментов "виола да гамба", и в начале своего существования назывался "басовая виола". Исторические корни контрабаса стоит искать не в форме и размерах, а в в звуке и настройке.
Глубокий низкий бас - это единственное, чем выделялся контрабас из виол. Что касается настройки, то за все время существования инструмента прижились только два строя - квартовый, и терциево-квартовый.
До 20-го века большинство типичных контрабасов имели три струны, однако встречались более необычные экземпляры, как, например, модели работы мастера Гаспаро да Сальвы 16-го века, которые имели 6 струн. Агрикола писал о виоле "контрабассоди", как о инструменте, имевшем наиболее глубокий звук из всех инструментов, им (Агриколой) слышанных. Этот шестиструнный инструмент имел строй "соль-до-фа-ля-ре-соль".
Помимо этой настройки использовался также строй "ре-ми-ля-ре-соль-до", который перешел на современные четырехструнные контрабасы как "ми-ля-ре-соль".
В 17-ом веке в Австрии и Германии появились пяти струнные контрабасы. Самые ранние школы игры на таком инструменте (строй - "фа - ля - ре - фа-диез - си") датируются 1677 годом и написаны Йоханом Якобом Приннером. Более привычный строй контрабаса ("фа - ля - ре - фа-диез - ля") был принят в 1790 году.
По большому счету, контрабас до 20-го века являлся оркестровым инструментом.
В одном оркестре одновременно находилось до 10 контрабасов, для которых специально составлялись "дублирующие" партии, то есть, несколько инструментов играли одни и те же ноты. Делалось это для создания необходимой громкости. В конце 19-го - начале 20-го века контрабас стал главным басовым инструментом в набиравших популярность блюз-бендах и джаз-бендах. Однако был быстро вытеснен бас гитарой.
Источник
Фото: Наташа БОЧКОВА
Фото: http://bassacademy.ru/?s=121 |