bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

В гости к Пушкину


В гости к Пушкину
 
Солисты Томской филармонии посетили сокровищницу поэта, а теперь ждут Пушкина и всех томичей у себя – 17 апреля в БКЗ Филармонии концерт «ПУШКИН в музыке».

Сам Александр Сергеевич в Томске никогда не бывал. Это факт. И все-таки его присутствие в городе очевидно: есть улица Пушкина, есть бюст, установленный, кстати, близ филармонического Органного зала, есть Пушкинская библиотека. А в библиотеке есть не только произведения Пушкина, но и ноты различных музыкальных сочинений на пушкинские тексты. Только в библиотеке им. А.С. Пушкина таких нот - 186 единиц хранения!

В специальном читальном зале можно получить ноты, послушать довольно редкие пластинки, и, разумеется, изучить литературу о жизни композиторов. Здесь же, на третьем этаже главной томской сокровищницы поэта – библиотеки им. Пушкина - расположилась выставка «Пушкин в музыке»: целые стеллажи нот, грампластинок с записями самых известных и очень редко исполняемых опер, романсов и инструментальных сочинений, созданных на стихи или на темы Пушкина.



Именно сюда, в Пушкинку, в пятницу пришли солисты Томской филармонии – Екатерина Клеменс, Вячеслав Клименко и Евгений Штейнмиллер. Пришли к Пушкину в гости - получить «благословение» от самого поэта перед концертом «ПУШКИН в музыке», который состоится 17 апреля в БКЗ Филармонии.

Какие открытия сделали для себя профессиональные певцы в канун начала репетиций финального концерта абонемента «Литература в музыке»? Что делать человеку, если он потерял свой читательский билет в Пушкинку, а выставка заинтересовала? Как библиотека уже помогла Екатерине Клеменс перед концертом и чем особенно восхитился Вячеслав Клименко - в нашем фоторепортаже!

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»

Выставка «Пушкин в музыке» встретила солистов на третьем этаже, где находится сектор литературы по искусству. Две витрины с нотами романсов, песен, опер, пластинки с записями выдающихся исполнителей сразу привлекли внимание профессиональных читателей нот. Захотелось подержать в руках, полистать, почитать.

С позволения главного библиотекаря Томской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина, организатора выставки Анны Шевелевой каждый из солистов буквально прикоснулся к музыке.

Внимание Екатерины привлекли грамзаписи двух опер Чайковского – «Евгения Онегина» и «Мазепы». Ария Татьяны («Письмо Татьяны») давно в репертуаре певицы, «Колыбельную Марии» из «Мазепы» она выучила специально для концерта.



- Это был выбор главного дирижера оркестра – Михаил Григорьевич Грановский попросил меня спеть Колыбельную, - поясняет Екатерина Клеменс. – Мне кажется, хороший выбор: произведение редко исполняется в концертах. Для меня это вообще премьера! Поэтому я с радостью согласилась. И я, конечно, волнуюсь. Сложности для вокалиста, безусловно, есть, но они – в радость, мне нравится их преодолевать. Да и сам сюжет «Мазепы» для меня немного сложный. Трагический образ Марии воспринимают по-разному. Для меня он достаточно светлый. Да, в конце оперы героиня сходит с ума, но изначально Мария – положительный, романтичный образ.

Оба баритона филармонии сразу заинтересовались нотным материалом для своего голоса. Вячеслав Клименко взял в руки ноты Шостаковича, а Евгений ШтейнмиллерСвиридова.

- Я познакомился с музыкальной пушкинианой, когда пел в хоровой капелле в Барнауле, - рассказывает Евгений Штейнмиллер. – Мы пели Концерт для хора «Пушкинский венок» Георгия Свиридова. Потрясающие произведение! Там гармонично сочетается ритмика пушкинского стиха с музыкой Свиридова. Вот тогда я и открыл для себя, полюбил этого композитора.



«Я взглянул на небеса…»

Свиридов несколько раз обращался к поэзии Пушкина, создавая вокальные циклы. В пушкинских стихах он искал гармонию, которая может помочь в «бурные времена».

«Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека – вот то, что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине, - признавался композитор. – Великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поёт его по- своему. Поэтому, сочиняя музыку, я не хотел стилизовать её под пушкинскую эпоху, а писал тем языком, какой у меня сложился. Я не пытался также «осовременить» Пушкина, приспособить его для выражения каких-либо «злободневных» мыслей, соображений, а старался лишь идти за ним, в его недостижимую высоту, насколько хватит моих сил».

На концерте «ПУШКИН в музыке» 17 апреля в сопровождении Томского академического симфонического оркестра Евгений Штейнмиллер исполнит свиридовский романс «Подъезжая под Ижоры» из раннего цикла из шести романсов на стихи Пушкина.

- Это и лирический, и одновременно шутливый романс, - поясняет певец. – Пушкин побывал в Тверской губернии, когда ему было 30 лет. Там познакомился с девушкой, которой шел шестнадцатый год. Спустя год поэт написал стихотворение, где показаны и влюбленность героя, и кокетство девушки. Герой сравнивает глаза юной красавицы с небесами, как и положено в романсе, рисуя возвышенный образ, но спустя несколько строк объясняет холодность девушки тем, что «вампиром именован в губернии Тверской». Уже в этой фразе чувствуется озорство Пушкина. И финал такой же шутливый: «Через год заеду и влюблюсь до ноября». И вся романтическая возвышенность рассыпается в миг.

Знание истории произведения для исполнителя не менее важно, чем знание нотного материала. Ведь надо войти в образ. Помогает этому и знание обстоятельств создания музыкального произведения. Например, считается, что в этом романсе, ярче всего проявился темперамент молодого Свиридова – такого брызжущего веселья и задора нет в других его романсах из этого цикла.



- Очень хороший сборник, - замечает между тем Евгений Штейнмиллер, знакомясь с библиотечным Свиридовым. – Здесь есть циклы романсов и песен, которые трудно найти в Интернете. Но испытываешь совершенно особое чувство, когда держишь в руках печатные ноты, проверенные временем.



– Я не первый раз в Пушкинке, - включается в разговор Вячеслав Клименко. - Но не знал, что здесь есть и ноты. Теперь буду знать, куда приходить, чтобы искать редкие произведения.

- Как много известных опер представлено в пластинках! – радостно удивляется Катя. - Выставка насыщена редким материалом. Она интересна и профессионалам, и любителям!

Поскольку восхищению артистов филармонии не было предела, мы предложили главному хранителю нотных сокровищ Анне Шевелевой расширить круг людей, которые могут посмотреть «ПУШКИНА в музыке». Если у вас нет читательского билета в Пушкинку, но есть билет на концерт «Пушкин в музыке» - Анна Шевелева проведет вас по выставке, которую филармония установит в день концерта – 17 апреля в фойе Большого концертного зала филармонии. Нотные сборники и пластинки по Пушкину разместятся в витринах. Музыкальная составляющая вечера будет живой – для гостей филармонии будет играть Томский академический симфонический оркестр под управлением маэстро Михаила Грановского. Вокал – солисты филармонии, литературным ведущим по традиции выступит Евгений Шевелев.

«Созданье гения пред нами….»

Солисты Томской филармонии за разговорами о музыкальном Пушкине постепенно перемещаются в читальный зал сектора книг по искусству. Но здесь не только книги, не только нотные записи. Но и проигрыватели, чтобы слушать музыку.



Вячеслав Клименко ставит пластинку с записями Шаляпина. Но его рассказ - о трех романсах для баса и оркестра Дмитрия Шостаковича, которые солист выучил специально для концерта – «Возрождение», «Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила...» и «Предчувствие».

- Мне сразу понравился этот материал, - признается Вячеслав. – Я сразу нашел две хорошие записи, где все слышно. Достойные исполнители. В этом цикле для баса у Шостаковича очень богатое оркестровое сопровождение, звучит даже арфа. Все три романса очень разные – по содержанию, по характеру. Есть, конечно, свои сложности. Но я работаю на тем, чтобы достойно их исполнить.

Что это значит - подготовить произведение к концерту? Автоматически расширить свой репертуар. На сегодняшний день каждый из солистов исполняет около десятка произведений из музыкальной пушкинианы. Стоит сказать, что в концерте принимает участие и Юлия Шинкевич, которая тоже впервые споет арию Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о Царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.

Пока мужчины углублялись в Шостаковича, Свиридова и Рахманинова, Екатерина Клеменс внимательно изучала сборник нот Михаила Глинки, выискивая что-то новое для себя.

- Надо бы распечатать эти ноты, - замечает она вслух, продолжая мысль Евгения о том, что в Интернете далеко не все можно найти. – Вот в этом старом сборнике романсов и песен Михаила Глинки есть известные, популярные романсы, которые часто поют в музыкальном колледже, но я встретила и редкие ноты.

… Уютная музыкально-поэтическая атмосфера Пушкинки располагала к разговорам и воспоминаниям.

- Стихи Пушкина меня еще в детстве вдохновляли, я представляла живые картины, погружалась в них. Первый свой романс, «Зимний вечер», исполнила лет в шесть, в музыкальной школе № 1, где моим педагогом была Нина Никитична Безпяткина. Позже, уже в музыкальном колледже, познакомилась на более серьезном уровне с музыкальной пушкинианой – это уже были оперы, - рассказывает Екатерина.

- Нам Вера Сергеевна Тимофеева (музыковед филармонии – Т.В.) приносила редкие ноты из «Пушкинки». Мы их сразу скопировали, - вспоминает Слава Клименко. – Оказывается, здесь можно и видео смотреть. И здесь море литературы о биографиях композиторов!

- А я бы сюда ходил слушать пластинки и диски. Здесь такой покой и умиротворение! – неожиданно признается Женя Штейнмиллер. - Радует, что сюда приходят школьники слушать записи, занимаются здесь музыкой. Значит, классическое искусство будет жить.

Концерт «ПУШКИН в музыке» еще раз утвердит мысль - гений русской культуры живет там, где его исполняют. Пушкин живет в филармонии.

- Приходите! Пушкин зазвучит по-разному, - приглашают солисты всех почитателей первого поэта России. – Вы откроете Пушкина для себя заново в Большом концертном зале Филармонии 17 апреля.

 
 

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА