bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Концерт для органа и струнного оркестра А.Ф. Гедике
Gedike AFКонцерт для органа и струнного оркестра ор. 35 (1927) А.Ф. Гедике - первое отечественное сочинение в этом жанре. Основная идея жанра - концертирование, диалог солиста и оркестра - решена путём сопоставления тембров струнных инструментов и органа, духового по своей природе инструмента. Орган выступает как равноправная оркестровая группа, или «хор духовых»15. В издании 1927 года (М.: Музсектор Госиздата: Партитура и оркестровые голоса) Гедике поместил предисловие к концерту. Предисловие содержит сведения о рекомендуемом составе струнного оркестра и пояснения относительно органной партии. Поскольку в партитуре регистровка указана применительно к органу Большого зала Московской консерватории, Гедике публикует диспозицию органа Кавайе-Колля с подробным разъяснением особенностей системы французского романтического инструмента.

Традиционно трёхчастная композиция концерта (Allegro moderato, Andante sostenuto, Toccata) сочетает стилевые черты нескольких эпох — от Барокко до начала XX столетия. Источником первой и третьей частей послужили образцы инструментальной музыки времён Баха и Генделя (в том числе жанр concerto grosso). Обе части содержат как признаки классического сонатного аллегро, так и элементы старинной сонатной и концертной форм. Вместе с тем, автор активно применяет в Аллегро и Токкате язычковые регистры, расширяет диапазон, использует швеллерный механизм для разнообразия динамики звучания, предпочитая тем самым звучности барочного органа «симфоническую» трактовку инструмента. Наиболее полно возможности французского органа Гедике раскрывает в лирической медленной части концерта. Поэтичная музыка Andante, написанная в стиле позднего романтизма, выдержана в изысканной тембровой палитре.
Концерт посвящён Н.Я. Мясковскому. С композитором, возглавившим русскую симфо¬ническую школу в начале XX столетия, Гедике связывала совместная работа в стенах консерватории, а также тесное общение в творческом кружке, возглавляемым Н.Я. Мясковским и П.А. Ламмом.

Сохранилась грамзапись II части и магнитофонная запись Концерта полностью (фонд Российского радио) в исполнении автора и струнной группы Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио, дирижёр А. Гаук (1948).