bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Томские музыканты о Бетховене
Семен ПРОМОЕ, концертмейстер Томского академического симфонического оркестра:

Для каждого времени – своя музыка. Сегодня самое время исполнять и слушать произведения Бетховена. В его музыке есть юношеский задор, неиссякаемая энергия, высокие устремления. Это, если хотите, музыка молодости. Потому что только когда ты молод, ты можешь в борьбе за свои идеалы пойти один против всех, против целого мира. Бетховен до последнего оставался верен себе. Он верил, что люди способны объединиться ради того, чтобы вместе противостоять общечеловеческим угрозам. Это настроение проявляется во многих произведениях Бетховена, и особенно в финале его монументальной Девятой симфонии. Поэтому именно сегодня, когда мир оказался в непростых обстоятельствах в связи с пандемией, музыка великого композитора звучит как-никогда актуально и вдохновляюще. Она призывает к жизни, свету и радости.


Евгений НЕКРАСОВ, концертмейстер группы флейт Томского академического симфонического оркестра:

В моем случае музыка Бетховена – это любовь с первого прослушивания. С тех пор, как в подростковом возрасте услышал его знаменитую Симфонию № 5. А когда сыграл первую часть «Лунной сонаты» на уроке по общему фортепиано понял, что музыку Бетховена приятно не только слушать, но и исполнять. В студенчестве я приобрел пластинки с записями почти всей его симфонической музыки в исполнении Лондонского филармонического оркестра под управлением Отто Клемперера. Это была большая удача и большая радость.

Из «венских классиков» Бетховен для меня – композитор номер один. Всегда с огромным удовольствием играю его произведения, несмотря на то, что это не самая простая для исполнения музыка. Но в ней такой мощный заряд позитива и такой жизнеутверждающий настрой! Поэтому, когда несколько лет назад мне предложили сыграть «Серенаду для флейты, скрипки и альта», согласился не раздумывая. Рад, что в афише оркестра возникла «Пасторальная» симфония. Я исполнял ее лишь однажды, и с радостью повторю этот опыт. Здесь и профессиональный интерес, и сама музыка очень нравится. Здорово, когда работа приносит удовольствие не только от выполнения интересных творческих задач, но и удовольствие эстетическое.


Ольга ПИВОВАРОВА, скрипка:

В 8 лет я играла на маленькой скрипочке известную песенку «Сурок». Имя и фамилия Людвиг ван Бетховен была мне тоже знакома по ежедневным передачам по радио «Час Классической музыки». Мама, услышав мою игру, сказала: «Ты знаешь, что бедный мальчик крутит шарманку «и в дождь, и в град..», монеток подают мало, едва хватает на хлеб для сурка и для себя…, а ты так весело и быстро играешь… Бетховен сочинил грустную музыку…» Думая о трудной жизни Мальчика и Сурка, я так жалобно и правдиво исполнила песенку Бетховена на уроке, что мой замечательный педагог Дориан Маркович сказал, что я хорошо играю и ЧУВСТВУЮ музыку Бетховена! Отличная оценка нас с мамой очень порадовала!

В эти же годы мы с братом смотрели фильм про шпионов «Тайна двух океанов» Интересный киносюжет, сопровождаемый волнующей и очень знакомой фортепьянной сонатой «Аппассионата», исполняемой очень часто по радио С.Т. Рихтером и Э.Гиллельсом, привлек ещё сильнее моё детское внимание к творчеству и биографии Бетховена. А мелодии из увертюры «Эгмонт», звучащие почти каждый день из маленького репродуктора, полюбили все соседи по нашей коммунальной квартире. Я ходила по коридору и напевала на нашей общей кухне всем, желающим послушать музыку знаменитого композитора.

В мой родной город Киров приехал Свердловский симфонический оркестр. Мне 11 лет. Я в первый раз слушаю из Зала звучание симфонического оркестра. Виртуозная игра пианистки, исполняющей Концерт № 3 Бетховена, красивая и слаженная игра музыкантов… Всё это произвело на меня сильное впечатление, ведь я тоже играю в нашем детском школьном оркестре! Мне захотелось стать взрослым музыкантом и играть в симфоническом оркестре. Мечта сбылась, после окончания Уральской(Свердловской) государственной консерватории по распределению я приехала в Томск и играю много лет в нашем Томском симфоническом оркестре.

В наших симфонических концертах звучат почти все произведения Бетховена. В начале моей работы в Томске приезжал очень известный дирижер Роман Матсов. Он так интересно работал над «Пасторальной» симфонией Бетховена на репетициях, создал точную и совершенную форму произведения. На концерте был очень тёплый приём публики.

На моём творческом пути музыка Бетховена каждый раз звучит по-новому. Исполнение произведений Бетховена для оркестра - Школа творческого взросления. Публика с удовольствием и вниманием слушает Бетховена, мы – музыканты играем его музыку с желанием. Мне очень дорог и любим «Романс Фа мажор» для скрипки. Очень нравится играть «Крейцерову» сонату для скрипки и фортепиано, которую услышала в детских школьных годах в зале Кировской Филармонии в исполнении очень известной скрипачки Нелли Школьниковой.

Людвиг ван Бетховен - сильная Личность и уже два с половиной века его творчество волнует души музыкантов – исполнителей, слушателей. Его музыка вселяет уверенность в наши мысли.


Мария БЛАЖЕВИЧ, орган, фортепиано:


Органную музыку Бетховен не писал, кроме нескольких пьесок для «органа в часах». В те времена часы с музыкой были модным предметом интерьера, позволить их себе могли очень богатые люди. Они заказывали эксклюзивные сочинения для своих «гаджетов» у самых лучших композиторов - Ф. Э. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Надо признать, это не самые лучшие и показательные его сочинения. Поэтому я скажу о своем отношении к ко всей музыке Бетховена.

Во время обучения на фортепиано сначала в училище, а потом в консерватории, я играла много его фортепианных сонат, камерной музыки. Всегда вспоминаю слова выдающегося пианиста Генриха Нейгауза: одно дело сыграть одну сонату Бетховена и совсем другое - двадцать. Мир бетховенской музыки разнообразен. Его раннее творчество (он начинал как классик) и поздние сочинения, где он предвосхищает чуть ли Шенберга - два разных полюса. Чтобы познать всю его музыку, надо прожить несколько жизней, мне кажется...

Еще в Бетховене боролись классик и романтик. С одной стороны, в одном из квартетов он пишет немецкое «es muss sein» («так должно быть»), в большинстве своих сочинений, во всех симфониях в финале ставит восклицательный знак - любимый знак препинания классиков. С другой стороны, все самые яркие, известные сочинения Бетховена драматичны, идея его творчества - идея героического преодоления - типично романтическая. Ну и, конечно, в поздних сочинениях, особенно в камерных, у Бетховена появляется все больше неразрешённых вопросов, а в финалах - романтическое многоточие или вопрос...

В своих органных концертах я часто исполняю знаменитую «Лунную сонату» (переложение для органа Дмитрия Ушакова). Нередко этот эксперимент вызывает протесты у органистов: «Как можно играть типично фортепианную фактуру финала на органе!». Но публика всегда в восторге, а это главное.

Сейчас я разучиваю на органе 1-ю часть Пятой симфонии, медленную 2-ю часть Седьмой симфонии и марш из «Афинских развалин» (переложение Дж.Скотта). Всё это – яркая, впечатляющая эмоциями музыка, которой я надеюсь порадовать публику в ближайшее время.
Всем, кто тоже неравнодушен к творчеству композитора, хочу порекомендовать два замечательных художественных фильма – «Бессмертная возлюбленная» и «Переписывая Бетховена». Они с невероятной силой раскрывают судьбу талантливой личности, одержимой своим делом, проблему «гениальности и безумия». А Бетховен, безусловно, был гениальным композитором и музыкантом.


Светлана ЧУДАКОВА, фортепиано:


БЕТХОВЕН – это про жизнь во всем ее многообразии. Насколько он азартный, виртуозный, даже дерзкий в раннем своем творчестве, настолько же его более поздние произведения вдумчивые, глубокие, философские. Именно поэтому Бетховена никогда не скучно слушать и исполнять.

БЕТХОВЕН – это про любовь. Как и многих музыкантов и музыковедов меня всегда интересовал феномен его «Лунной» сонаты. Редкое произведение в истории музыкальной культуры может похвастаться такой же любовь и популярностью среди исполнителей и слушателей. У меня есть частная версия этого феномена. Известный факт: Бетховен написал «Лунную» сонату, будучи безответно влюблен в Джульетту Гвиччарди, которая вышла замуж за другого. Через переживания композитора, которые он выразил в «Лунной» сонате, происходит понимание сути божественной любви. Когда не «ты принадлежишь мне», а «я тебя отпускаю ради твоего счастья». Мы на подсознательном уровне считываем этот посыл. И это именно та любовь, о которой мечтает каждый человек.

БЕТХОВЕН – это про энергию жизни. В его произведениях есть нерв, страсть. Это, как сейчас принято говорить, его фишка. Чтобы реализовать ее в исполняемом произведении, музыкант должен обладать мощной энергетикой – человеческой и исполнительской. Потому, например, я как педагог не даю Бетховена тем ученикам, у которых этой внутренней силы пока нет.

Наконец, БЕТХОВЕН – это про симфоническое мышление. В том числе отсюда мощное звучание его произведений.



Павел ШИНКЕВИЧ, фортепиано:


Люблю слушать Бетховена. Особенно нравятся его Второй и Третий фортепианные концерты, Пятая и Девятая симфонии. Нередко включаю их фоном, когда занят каким-то делом.

Люблю исполнять Бетховена. Его произведения всегда входили и входят в мой концертный репертуар. Работаю над ними легко и с большим увлечением.

Для меня Бетховен - новатор, открыватель новых музыкальных горизонтов. По большому счету он первый, кто начинает понимать музыку как Искусство. До Бетховена она в определённой степени представлена как раздел точной науки. По крайней мере я эту разницу четко ощущаю, когда исполняю его сочинения.

Многие исследователи отмечают: свойственный Бетховену принцип так называемой стилевой дивергенции (то есть нежелание копировать самого себя) заметно выделяет его на фоне предшественников. При том, что он остается верен традициям своей эпохи. Мне как исполнителю эта его композиторская особенность нравится. Играть музыку Бетховена всегда большая радость, счастье и удовольствие.