Никита победил на двух крупнейших международных конкурсах скрипачей — имени Крейслера в Вене и имени Сибелиуса в Хельсинки — плюс награда "Скрипач года" от Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина и многие другие.
Далее - по материалам www.aif.ru
"Я из города Волгодонска Ростовской области. Мои мама и папа — химики. Меня никто не заставлял заниматься на скрипке, хотя контроль, конечно, был.
С детства был влюблён в музыку. Занимался часами. Благодарен домашним: ни разу не сказали, что замучил их многочасовыми репетициями. В школе поначалу меня всерьёз никто не воспринимал — я для всех был "мальчик со скрипочкой". Но, когда начал побеждать на различных конкурсах, одноклассники стали смотреть на меня и инструмент совершенно иначе. Оказывается, и с помощью классической музыки можно завоевать авторитет!
Честно говоря, тоскую по родным местам... Но сегодня я живу в основном в двух городах — в Москве, где снимаю квартиру, и в Брюсселе, где учусь в знаменитой капелле имени Королевы Елизаветы.
Закончив Московскую консерваторию, я чувствовал, что могу найти подход к достаточно убедительному исполнению русской музыки, немецкой, отчасти английской. Но совершенно не знал, как "правильно" исполнять франко-бельгийскую — Изаи, Сезара Франка, Равеля, Дебюсси.
Мой профессор в Брюсселе — знаменитый французский скрипач Августин Дюме. Благодаря ему со временем я стал лучше понимать, как стоит относиться к этой музыке. В ней гораздо большее значение имеют многообразие красок и тонкая работа над звуком. Она, на мой взгляд, не настолько основана на чувствах, как русская, и не столь логична и схематична в хорошем смысле, как немецкая. В моей капелле учат не так, как в других европейских заведениях, где среди прочего обязательным является посещение оркестровых занятий, даже если у тебя гастроли. В Брюсселе делают акцент на сольной практике. По сути, мы там только и делаем, что играем на инструменте. У капеллы большие связи с концертными организациями, часто мне организуют выступления. Также помогли с прекрасным инструментом — достали из бельгийской частной коллекции.
Я играл на скрипке Страдивари. Вокруг его имени очень большой ажиотаж, но уверяю: не всегда лучшие инструменты сделаны именно им!
У этого мастера есть несколько выдающихся работ, но есть и уровнем пониже. Правда, на цене это никак не отражается. И вообще стоимость "старых мастеров" сильно завышена. Платишь не столько за качество, сколько за имя.
Та моя скрипка стоила около 5-6 миллионов евро, и тем не менее мы с ней "не срослись". У той скрипки Страдивари нрав был очень подвижный и изменчивый.
Есть такое понятие у струнников — "волчок", когда какой-то звук не берётся. С несколькими нотами я постоянно вёл борьбу. Вдобавок в каждом новом климате инструмент звучал по-разному. Я просто устал приспосабливаться.
Скрипка, на которой сейчас играю, 1723 года, она создана также мастером из Кремоны в Италии — Доменико Монтаньяна. На ней можно довольно свободно исполнить любой нюанс, от самого тихого пиано до самого мощного форте.
Но инструмента, на котором буду готов играть всю жизнь, я ещё не нашёл. Это так же сложно, как встретить любимую женщину."
Произведения Изаи, Баха, Паганини прозвучат в сольном концерте Никиты Борисоглебского 27 ноября в рамках проекта "Звёзды XXI века"
|