Увертюра-фантазия обычно трактуется однозначно, исходя из её программы. Как правило, во внимание берется история создания "Ромео и Джульетты".
Сюжет нового симфонического произведения был подсказан М. А. Балакиревым в 1869 году. Перед ним же Петр Ильич "отчитывался" в письмах о работе над сочинением: "Увертюра моя продвигается довольно быстро, уже большая часть в проекте сочинена и, если ничто мне не помешает, надеюсь, что месяца через 1 ½ она будет готова..." Письмо датируется 28 октября 1869 года и касается работы композитора над первой редакцией Увертюры-фантазии, после чего она неоднократно переделывалась.
Маковский Константин Егорович, 1890-е
Первая версия создана в 1870 году, а спустя десять лет "Ромео и Джульетта" была приведена в окончательный вид.
Прохладно встреченная "Ромео и Джульетта", о которой писал Чайковский в письмах Балакиреву, и ее окончательная редакция, принесшая произведению мировую известность, - совершенно разные варианты увертюры-фантазии.
Неизменными от первоначальной версии "Ромео и Джульетты" остались экспозиция и реприза с темами "вражды" и "любви". Интродукция (еще во второй редакции) и кода были сочинены заново, а раздел разработки был существенно переделан. Но, тем не менее, чаще всего Увертюра-фантазия понимается как произведение, прежде всего, запечатлевшее шекспировскую трагедию. И в этом, конечно, сыграла свою роль одна из особенностей человеческого восприятия музыки, заключающаяся в стремлении находить в совершающихся в музыке событиях аналогии в культуре прошлого, в данном случае, с сюжетом шекспировской трагедии. Тем более, структура сонатной формы увертюры-фантазии необычайно близка к нормам строения драмы: завязка – развитие конфликта – развязка.
Frank Dicksee. Romeo and Juliet, 1884
В увертюре-фантазии оказывается интровертная психологическая установка композитора. Мир, утративший изначальную гармонию – внутренний душевный мир художника. Гипертрофия объекта – символа смерти прослеживается в произведении. И многие произведения Чайковского воплощают его попытку достичь гармоничного состояния и ее крушение.
Сложившаяся в "Ромео и Джульетте" модель сонатной формы – знаковое явление в творчестве П. И. Чайковского. В частности, такой ее тип свойственен первым частям Четвертой и Шестой симфоний.
"Ромео и Джульетта" Шекспира корреспондирует с представлениями Чайковского об идеальной любви, воплощенной и во многих других сочинениях композитора.
Philip Hermogenes Calderon, 1888
Мысли о своем понимании чувства Чайковский красноречиво выразил в одном из писем к Н. Ф. фон Мекк: "Вы спрашиваете, друг мой, знакома ли мне любовь не платоническая? И да, и нет. Если вопрос этот поставить несколько иначе, то есть, спросить испытал ли я полноту счастья в любви, то отвечу: нет, нет, нет. Впрочем, я думаю, что в музыке моей имеется ответ на вопрос этот. Если же вы спросите меня: понимаю ли я все могущество, всю неизъяснимую силу этого чувства, то отвечу: да, да, да и опять таки скажу, что я с любовью пытался неоднократно выразить музыкой мучительность и, вместе, блаженство любви".
Прекрасная романтическая любовь в трагедии соприкасается с непреодолимыми препятствиями, ведущими к смерти влюбленных. Так и сам П. И. Чайковский не был счастлив в личной жизни. Невозможность достижения полного, вечного счастья связывалась композитором с идеей Рока, разрушающего все планы и надежды.
Миф о Ромео и Джульетте в прочтении Чайковского самым тесным образом связан со сквозной линией его мировоззренческих координат. Программа и психологический импульс оказались в одной плоскости, благодаря чему увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" органично вписывается в контекст всего творчества композитора, а бинарная оппозиция любовь – рок в этом творчестве обретает парадигматическое значение.
Обратившись к жанру симфонической музыки, Петр Ильич Чайковский, видимо, нашел оптимальную версию мифа о Ромео и Джульетте: увертюру можно назвать зеркалом, отражающим его собственные психологические процессы.
по материалам www.21israel-music.com
П.И.ЧАЙКОВСКИЙ | Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" прозвучит в воскресном концерте Томского академического симфонического оркестра под управлением дирижёра Вячеслава ПРАСОЛОВА
|