bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Премьеры "Двух королей"
Впервые в Томске прозвучал Славянский концерт для органа и оркестра Сергея Слонимского. Впервые Томский Академический симфонический оркестр исполнил Простой концерт Маргета Зариньша (Зариня). Впервые в Томске и в России был представлен Концерт №2 для органа и оркестра немецкого композитора второй половины XIX века Рихарда Бартмуса, который и в Европе не звучал с момента его написания почти сто лет.

Такая уникальная программа была составлена неслучайно. Этот концерт завершал абонементный цикл «Два короля» текущего сезона. По замыслу его организаторов - органного дуэта Марии Блажевич и Дмитрия Ушакова, каждый из трех концертов абонемента должен был знакомить публику с огранным сочинением, которое никогда ранее не исполнялось в России или не исполнялись вместе с симфоническим оркестром. Таким образом, в течение сезона томская публика оказалась счастливой свидетельницей трех российских премьер. Заметим, что нотный «премьерный» материал в некоторых случаях был специально приобретен музыкантами Томской филармонии.

Особенность заключительного концерта абонемента «Два короля» 5 апреля состояла и в том, что в нем прозвучали сразу два произведения композиторов ХХ века. В 70-80-е годы, когда писались оба сочинения, С. Слонимского и М. Зариня называли советскими композиторами. Удивительно, но и в Концерте №2 позднего немецкого романтика Рихарда Бартмуса маэстро Эхтибар Ахмедов, который дирижировал Томским Академическим симфоническим оркестром, тоже услышал «элементы советского романтизма» - удивительную прозрачность. Надо сказать, сюрпризов даже для искушенного слушателя музыканты Томской филармонии приготовили столько, что их хватило бы не на один концерт.

Шутка Слонимского

Славянский концерт для органа и струнного оркестра Сергея Слонимского – произведение довольно часто звучащее в России. Однако томская публика слушала его впервые. Музыка живого классика оказалась настолько созвучна сегодняшнему времени, когда вновь обращаются к историческим корням нации, в том числе и к славянскому мифу. Но Слонимский уже в конце 80-х ХХ века показал, насколько драматична народная тема. Неслучайно его Славянский концерт, по сути, представляет собой драматический диалог органа и оркестра. Этот диалог блистательно вели Мария Блажевич (орган) и оркестр под управлением заслуженного артиста России Эхтибара Ахмедова.

И если орган выступил в роли протагониста гармонии, радостного, яркого мира природы и народных праздников с балаганами и скоморохами, то оркестр - в функции антагониста. Хотя он не оспаривал гармонию природы, народного мироощущения, но вносил тему тревоги, сомнений, волнений, драматических коллизий и рисовал эпичность народного мироощущения. Впрочем, эпичность и напряженность, прежде всего, были заложены в партии органа. По словам самого композитора, в этом сочинении орган звучит открытым звуком, и в музыке он подражает различным народным инструментам. Это слышно уже во вступлении. Именно вступление, где создается ощущение многоголосия, можно считать завязкой драматического диалога. Далее тема славянского мифа звучала рефреном.

Славянский концерт запомнился не только каденциями в первой и третьих частях, которые потребовали от всех музыкантов виртуозности исполнения, но и соло дирижера на бубне. Перед началом третьей части маэстро обратился к публике с просьбой его поддержать: «Я впервые беру в руки этот инструмент». И зал поддержал дирижера! Шутка Сергея Слонимского пришлась всем по душе.

О космосе и о себе

Брутальность Простого концерта Маргера Зариньша слушатели почувствовали еще во вступлении. Это ощущение рождалось от того, что в мощное симфоническое полотно яркими, пастозными мазками вписывались краски органа. Стремительный ритм 70-х годов ХХ века в первой и третьих частях подчеркивали ударные и соло электронной гитары (Вадим Немерещенко). Этот вихрь музыки захватывал слушателя и уносил в эпоху, которую называли космической. Вторая часть - медитативная и «философская» - давала возможность проявить себя органу как лидеру, и помогала погрузиться в размышления о космосе и о себе.

О страстях человека, который бросил вызов миру, можно было услышать в сочинении немецкого романтика Рихарда Бартмуса. Это имя, как и его Концерт №2, представлялись слушателям загадкой. После того, как Томский Академический симфонический оркестр и органист Дмитрий Ушаков исполнили это сочинения, каждый мог сказать, что музыка была незаслуженно забыта. В ней нашлось место и глубокому эмоциональному переживанию, и романтической прозрачности чувств (именно такой «прозрачной» до хрустальности была вторая часть Концерта), и динамической напряженности в развертывании темы страстей человеческих. По невероятному стечению обстоятельств именно этот Концерт №2 открывал страстную седьмицу. Это было музыкальное завершение Великого поста, которое приготовила Томская филармония своим слушателям.

Татьяна ВЕСНИНА.