Внутрь соборов и в Алексеевских равелин зайти не удалось, зато памятник Петру Первому работы Михаила Шемякина и скульптура спасшегося Зайца попали в объектив всей делегации.
- А пушки Петропавловской крепости мы услышали уже на следующий день, когда катались на теплоходе по Большой Неве, - рассказывает Елена Кожеурова. - Пальнули так, что уши заложило.
После Петропавловки был Эрмитаж. Музей и одновременно бывшая резиденция русских царей поразил ребят своим величием, красотой и пышностью. Но интерес томские музыканты проявили к истории музея, к скульптурам, портретной галереи героев войны 1812 года, апартаментам Николая II и золотому павлину, которого каждый день показывает канал «Культура».
- Нам очень повезло с гидом: она не только интересно рассказывала, но и постоянно задавала неожиданные вопросы, и такой подход детям не давал заскучать, - говорит Юлия Коваленко. - Правда, и дети ее удивили своей эрудицией, любознательностью. По их просьбе она повела нас в египетский зал, но предупредила, чтобы мумию не фотографировали. Четыре часа мы проходили по Эрмитажу. Устали, а уходить не хотелось.
Самыми стойкими и жадными до впечатлений оказались Герман Таразанов и Юлия Николаевна Коваленко, у них достало сил после Эрмитажа осмотреть и Исаакиевский собор. Герман успел даже подняться на обзорную площадку, чтобы увидеть Санкт-Петербург с высоты птичьего полета. На следующий день, гуляя по Невскому и Фонтанке, он вместе с друзьями увидит парадный Петербург.
Второй день, 22 июня, был отдан на самостоятельное знакомство с Санкт-Петербургом. И в своих прогулках по каналам и проспектам сибиряки посвятили музыке и архитектуре, что, впрочем, одно и то же, неслучайно говорят, что архитектура - застывшая музыка. Барочный стиль Зимнего дворца вполне сочетается с музыкой Баха и Генделя, а классицизм Адмиралтейства с музыкой Гайдна и Моцарта.
Но наших героев интересовали музыкальное училище им. Н.Римского-Корсакова, куда поступает одна из победительниц конкурса – Александра Метелева, а также знаменитый и единственный нотный магазин «Северная Лира» на Невском, 26 (выстроенный в стиле раннего классицизма).
Этот знаменитый магазин в своей время посещали Мравинский, Ростропович, Солженицын…Дюжина ребят из Томска побывала во всех отделах – нотном и инструментальном.
- Герман Таразанов искал ноты редко издаваемого произведения, а Артем Бобровицкий спросил консультанта, можно ли играть на гитаре, и ему вынесли инструмент, и он побренчал, - с улыбкой вспоминает Елена Леонидовна. – Потом и остальные осмелели – опробовали, как звучит фортепиано.
В тот день в Петербурге шли концерты, посвященные памятной дате - 22 июня, афиши рекламировали музыкальный фестиваль «Белые ночи», а дети из Томска отправились в музей музыки, а затем в музей шоколада, покатались на катере по каналам и Большой Неве. Но самые сильные впечатления их ждали в Мариинском театре.
Меняем валенок на автограф
Всякий раз приезжая в Томск, маэстро Валерий Гергиев приглашает посетить Мариинский театр. Он убежден, что каждый ребенок в своей жизни должен увидеть «Спящую красавицу» или «Щелкунчика». Но в дни пребывания томской делегации на сцене знаменитого театра шла опера Родиона Щедрина «Левша». Премьера этого музыкального спектакля открывала Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева в 2015 году.
Ребята знали заранее, что они идут слушать оперу, поэтому с литературной основой – повестью Н. Лескова о русском мастере, который блоху подковал, познакомились еще дома.
В Мариинском театре томичей ждали за несколько часов до спектакля. И сначала провели по закулисью старого и нового зданий,
показав репетиционные залы для балетных и оперных артистов,
ящики, где хранятся костюмы и реквизит к спектаклям, партитуру оперы «Левша» Щедрина, которая лежит в библиотеке на специальном стеллаже, рядом с операми Шостаковича «Нос» и «Игрок» и другими произведениями.
Экскурсию вела Анастасия Привалова. Она же предложила завершить знакомство с театром уроком практического театроведения. Для проекта «Умирающий Левша» она выдала макет сцены, два фонаря, заменяющих театральные софиты, бумагу, пластилин, фломастеры и другие подручные материалы. Театровед подсказала, какие возможности таит в себе макет сцены, фонари и другие театральные приспособления.
На часах было 19.20, до начала спектакля оставалось 40 минут, когда ребята приступили к творческому заданию: к воплощению проекта «Умирающий Левша». Младшие лепили фигурки, старшие, кто умел рисовать рисовал, кто-то вырезал из бумаги и делал кулисы… Сцену они должны были сделать за полчаса, а в реальности получилось 15 минут. Иначе не оставалось времени на ужин. Из-за цейтнота детей кормили в актерском буфете.
Работа в команде, умение быстро мобилизовать творческую мысль и эрудиция – эти навыки и качества помогли ребятам справиться с заданием всего за 15 минут. Проект представлял Герман Таразанов. «Последнее, что видел умирающий Левша - это было лицо склонившейся над ним медсестры», - комментирует он смысл сцены. В этот момент от света плавится медсестра, и она действительно склоняется над Левшой.
- Своей складной речью Герман поразил не только нас. Даже опытные сотрудники Маринки отметили и его интеллект, и манеру подачи, а также сплоченность группы и живой интерес к творческому заданию со стороны детей, - рассказывает Елена Кожеурова. – Анастасия сделала комплимент: «Сколько я водила школьников, но таких внимательных, любознательных ребят еще не видела».
Среди дюжины школьников выделялся Артем Бобровицкий, не только красным галстуком-бабочкой, но своей активностью, актерской органичностью и внутренней свободой. Именно на его долю и на долю самого скромного члена команды Владимира Петракевича выпала особая удача. Артем и Владимир в антракте оперы за кулисами разыскали Валерия Гергиева и взяли у него автограф.
«Подождите здесь меня, я выйду сейчас на поклон, а потом дам вам автограф», - сказал нам Гергиев, - позже рассказывал всем Артем. – А мы видим: тут же стоит композитор, автор музыки, и его попросили расписаться в программке. Мне Щедрин написал: «Артему от Родиона». А потом вернулся Валерий Абисалович и тоже поставил автограф и просил передать привет всей группе томичей и Томску».
- Когда поняли, что Валерий Абисалович не сможет встретиться со всей делегацией, кроме директора Томской филармонии Марины Алексеевны Шериной, то Юлия Николаевна подала идею: давайте оставим маэстро подарок от нас, - рассказывает Елена Кожеурова. - И мы под впечатлением от «Левши» сделали Русский Алфавит: на листе бумаги каждый вписал свою фамилию в нужную букву. Причем писали левой рукой. А сверху крупными буквами: от детей Первого Губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром». У нас был с собой сувенир – маленький валенок, ведь и Блоха в спектакле тоже была в валенках (русская же), и мы это сибирский валенок прилепили. А потом коллаж взяли в рамку. В Мариинский театр завезли перед тем, как уехать на экскурсию в Петергоф и Кронштадт.
Пригороды Петербурга с дворцами, парками, музеями и храмами были уже в третий день пребывания томской делегации в краю белых ночей. Загородные резиденции русских царей, как и Зимний дворец, поразили пышностью и величием. Солнечная погода способствовала, чтобы и впечатления остались такими же солнечными.
- Мы бы хотели выразить благодарить губернатору Томской области Сергею Жвачкину за то, что дети, победившие в конкурсе, получили возможность побывать в Петербурге, - подвели итог поездке Юрия Коваленко и Елена Кожеурова. – Как педагоги и руководители детских творческих коллективов хотели бы пожелать и конкурсу «Дети играют с оркестром» «многая лета». Мы были первыми. Хорошо бы закрепить традицию губернаторского конкурса.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Елена КОЖЕУРОВА.