bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Притягательный Париж

Органная классика. Встреча третья, предпоследняя.

Два слова, как магнит, притянули внимание томичей и обеспечили аншлаг на третьем концерте филармонического абонемента «Органная классика» - «Париж» и «классика». Для русского человека Париж больше, чем просто географическое понятие. Это то место, куда тянет и тех, кто там был, и особенно тех, кто мечтает найти свой Париж.

Другая причина, заставившая томичей субботний вечер посвятить органной музыке, называется, как и абонемент. Возможны были и другие причины. В итоге мы с радостью констатируем: 25 февраля органный дуэт Марии Блажевич и Дмитрия Ушакова исполнял органную классику в переполненном зале.

Афиша обещала встречу не только с композиторами Франции, но и с И.С Бахом. Именно его Фантазия соль мажор прозвучала в начале, как предисловие к увлекательной путевой повести. Органисты (они же ведущие концерта) знакомили публику с творчеством А. Рено, А. Рамо, Ф. Куперена, С. Франка, А. Гильмана. Ш.-М. Видора и других классиков Франции. Для держателей абонемента и завсегдатаев органных концертов имена этих органистов знакомы, ибо их сочинения исполнялись и раньше, но в другом сочетании.

В этом же концерте важно было именно сочетание и последовательность, оно и давало тот желанный «изысканный Париж». А «Галантные Индии» в названии концерта появились благодаря одноименному балету А. Рамо. Насчет Индий не могу сказать, насколько близко оказались ожидания и музыка, но то, что слушатели почувствовали «изысканный Париж» - этому была свидетелем. Сочинения разных эпох, а следовательно и стилей так изумительно сочетались друг с другом, что вместе создавали полноценную картину музыкальной жизни Франции на протяжении нескольких столетий. Что приятно, поверх афиши возникло несколько замечательных сюжетных линий.

Вот, например, Альбер Рено посвящает свою Токкату Александру Гильману. Ее великолепно исполнил Дмитрий Ушаков. Темпераментная, радостная, светлая мелодия, точно бурный горный поток, лилась со сцены в зал и заполняла собой все пространство зала и душ слушателей. Дмитрий Ушаков в финале довел музыкальное послание до апофеоза радости бытия. А в памяти слушателей еще жила Соната самого Гильмана (вернее ее третья часть), превосходно исполненная Марией Блажевич. Такое внимание неслучайно. Александр Гильман совершил человеческий и музыкантский подвиг – он издал две антологии, в первой была собрана вся старинная органная музыка Франции (замечательная перекличка с названием концерта)., во второй – произведения зарубежных органистов.

Обойтись в таком концерте без музыки самого известного французского органиста Сезара Франка было решительно невозможно. И она прозвучала. последнее сочинение композитора, чье творчество оказало влияние на последующих композиторов, пишущих для органа - Хорал №3 ля минор - исполнила Мария Блажевич.

Произведение для фисгармонии и рояля .Ш.– М.и Видора обозначило еще одну сюжетную линию – диалоги разных инструментов. Роль физгармонии была отведена органу. И таким образом, он неожиданно в этом парном танце выступил не в мужской роли, а в женской. Партию на органе исполнял Дмитрий Ушаков, а партию фортепиано – Мария Блажевич. Мелодизм и мягкие созвучия Видора пленяли своей красотой, а танцевальный размер приглашал на вальс. В этот же сюжет диалога фортепиано и органа вписался и А.Рамо с "Галантыми Индиями".

Третий сюжет "Импрессионизм на органе". К. Дебюсси не ассоциируется с органом. Тем не менее, его "Генерал Лявин эксцентрик" неожиданно прозвучал и в органной транскрипции. Да и К. Сен-Санс не много написал для органа. Зато переложения его симфонических и оперных сочинений весьма часто звучат в органных концертах. "Вакханалия" из оперы К.Сен-Санса "Самсон и Далила", исполненная в четыре руки на органе, стала кульминацией вечера.

Текст: Татьяна Веснина.
Фото: Игорь  Волк.
.