Филармонический абонемент "Стань музыкою, слово" знакомит с шедеврами литературы и музыки
Филармонический абонемент "Стань музыкою, слово" знакомит с шедеврами литературы и музыки Чтобы почувствовать себя графиней на приеме у герцога Анжуйского, надо знать всего лишь тайну Пиковой дамы и уметь играть в «фараон».Тень легкой иронии возникла в атмосфере Органного зала после первой фразы: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность». И тут же невидимой струей унеслась к сводам бывшей церкви.
Евгений Казаков сел за столик и стал читать повесть Пушкина. Простые повествовательные предложения Александра Сергеевича, легкие, без утяжеляющих причастных и деепричастных оборотов, выверенные интонационно, создавали ощущение строгости и даже эмоциональной сухости. Но именно эта «сухость» давала возможность инкрустировать текст в органную и клавесинную музыку.
Филармонический абонемент "Стань музыкою, слово" на протяжении нескольких сезонов знакомит томскую публику с шедеврами литературы и музыки. Но не только этим замечателен этот проект. Он позволяет объединить усилия разных творческих коллективов, людей и даже учреждений. Напомним, в этом сезоне цикл музыкально-литературных представлений открыл юбиляр Михаил Булгаков. Его повесть "Собачье сердце" прочел ведущий актер Томской драмы Владислав Хрусталев. Слово было окружено музыкой в исполнении Светланы Чудаковой (фортепиано), Алисы Ефромеевой (фортепиано), Татьяны Строковой (скрипка), Дмитрия Ушакова (орган). В декабре был еще один юбиляр - Леонид Филатов и его ироничная сказка "Про Федота стрельца". Ее на сцене Органного зала представили актер театра "Скоморох" Юрий Орлов и ансамбль народных инструментов "Сибирские узоры" (художественный руководитель - наталья Култышева). На этот раз читать "Пиковую даму" пригласили заслуженного артиста России, актера Томской драмы Евгения Казакова.
Наш современник Валерий Кикта «подарил» и музыку, и идею автору проекта «Стань музыкою, слово» Вере Тимофеевой – вывести историю трех карт за рамки исторического времени, придать ей налет вневременной человеческой страсти. И надо сказать, идея оказалась плодотворна. В финале Дмитрий Ушаков , исполнитель партии органа, вновь вернулся к В. Кикте, который уже звучал не «вполголоса», а на всю органную мощь трех тысяч труб.
Историческое время представлял клавесин, абсолютное воплощение XVIII века . Жан-Филипп Рамо и Франсуа Куперен Великий , исполненные на этом инструменте Светланой Чудаковой, то создавали атмосферу парижских салонов, где Анна Федоровна играла в фараон, то суховатым звуком рисовали портрет властной старухи, которая привыкла к поклонению. Евгений Казаков читал многим хорошо знакомый текст. Точно интонированное художественное слово приобретало вес документального свидетельства. И по этому свидетельству выходило, что Германн явился в покои к старухе абсолютно из трезвого расчета, оправдывая данную ему Томским характеристику : «Германн немец: он расчетлив, вот и все»! Ни грамма страсти, ни тени чувства. В голове – механически построенное счастье на комбинации трех карт.
Расчетливость Германна подчеркивала музыка. Органные сочинения Д. Букстехуде , И.Пахельбеля, Р. Штепана напоминали механическую пульсацию, как будто Идея Фикс выстукивала в голове Германа ритм его мечты: три карты, три карты, три карты. Усиленный музыкой текст получал дополнительные краски, но по-прежнему оставлял ощущение документа.
Для первых читателей «Пиковой дамы», ровесников самого Пушкина, игра «Фараон» была известна гораздо лучше, чем нам, сегодняшним читателям . Они знали, что в этой азартной игре участвует колода из 44 карт. Самая низшая карта начинается с двойки, а увенчивает колоду туз. Суть игры проста: игрок выбирает из своей колоды наудачу какую-либо карту, например даму. Масть карты не имеет значения. Выбранную карту игрок кладет перед собой на стол лицом вниз и пишет мелом на сукне карточного стола ту сумму, которую хочет поставить против банкомета или просто накладывает на карту деньги. Согласившись с назначенным кушем, банкомет из своей колоды начинает раскладывать перед собой карты лицом вверх, на две кучки: первую карту кладет направо, вторую ≈ налево, затем снова направо и опять налево до тех пор пока не выпадет нужная карта – дама. Правая стопка карт у правой руки банкомета считается стороной банкомета, а левая ≈ стороной игрока. Если дама выпала направо и оказалась в стопке карт банкомета, то выигрывает банкомет и забирает себе деньги игрока. Если же дама выпадает налево, то выигрыш достается игроку и уже банкомет отсчитывает ему свой проигрыш. Вот и все.
Пушкин выстраивает свою повесть как историю проигранной игры и строго следит за карточным раскладом сюжета. Вот Германн ночью проникает в дом графини, где ему назначено свидание с воспитанницей старухи Лизой. И в спальне видит два портрета - графини в годы молодости и ее покойного мужа. На карточном языке - король и дама. Две козырных карты. Король, как положено на старых картах, изображен в анфас, а дама - в профиль (вот почему Пушкин упоминает «орлиный нос», его можно увидеть лишь сбоку). Роза в напудренном парике свидетельствует, что на портрете - червонная дама. Но Германн видит только зловещую тень восьмидесятилетней старухи. Дама пик с пауком в волосах. Этот паук и снится Германну.
Позже, в музыкальном представлении он сойдет с ума под «Прелюдию для клавесина» И.С. Баха. А пока Евгений Казаков, воплощая в себе и автора, и Германна, переходит от органа к клавесину. И его движения, в отличие от Германна, правильны. Артист идет налево. Чтобы выиграть, герою Пушкина надо было идти налево по коридору, в комнату бедной воспитанницы Лизы. Там его карта лежала - туз. Но Германн, который в этом карточном раскладе представлен валетом, сыном дамы пик, идет направо, в кабинет графини. И карта потом во время понтирования ложится направо. Дама пик.
С окончанием последних строк повести линию судьбы Германна подхватывает орган. Слово стало музыкой.
Татьяна Веснина. |