bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

В образе Иоганна Штрауса

Маэстро Питер Гут показал, какими бывают Венские балы

Музыка Иоганна Штрауса – это всегда праздник. Неважно, какое число в календаре. Но вот начинает звучать его знаменитые вальсы, польки, марши, увертюры к опереттам  - и услужливое воображение уже переносит тебя в иное пространство – в пространство праздника и любви…  Именно на такую магию музыки венского композитора и была сделана ставка в концерте «Венский бал»  с  маэстро Питером Гутом, который прошел в Томской филармонии 2 ноября.

Штрауса Томский симфонический оркестр играл «миллион раз», но под руководством маэстро, который приехал из Вены, создателя знаменитого фестивального оркестра Иоганна Штрауса – впервые. Собственно именно фигура дирижера и была главным манком для слушателя. И те, кто пришел, несмотря на внезапно наступившую зиму, волшебную метель,– не пожалел.

Манера дирижирования и общения с публикой Питера Гута удивила многих. Маэстро был без дирижерской палочки, зато со скрипкой в руках. Традиция дирижировать со скрипкой идет от самого Штрауса.
 


- Штраус почти русский композитор, знаете? – не столько спрашивает, сколько утверждает Питер Гут. И напоминает историю о концертах композитора в Павловске на  железнодорожном вокзале в XIX  веке. – С тех пор его и любят в России.

По словам Питера Гута, благодаря Штраусу и Россия стала привлекательной в глазах европейцев. В Европе, в частности в Австрии, «Марш конной гвардии» Штрауса известен как Русский марш. Возможно потому, что впервые был исполнен в манеже кавалергардского полка, в Санкт-Петербурге во время последнего визита в Россию Штрауса. Но эту историю, как и историю создания марша, Питер Гут не рассказывает, он заменяет рассказ на показ. Пока оркестр исполняет марш, маэстро успевает «поездить верхом».  Постоянные аппарты  к публике – это часть шоу. Музыканты же без руководства маэстро играют так, как если бы он стоял за дирижерским пультом.
 


Но пульта нет, и дирижер не стоит на месте. Во время исполнения польки «На охоте» он изображает охотника и «стреляет» из смычка. Виртуозность почти циркового номера заключается в том, что выстрел из пистолета, который делает  оркестрант, совпадает с движением прицеливания, которое дирижер производит, не глядя на оркестр.

Таких номеров, когда дирижер веселил публику то рассказами о композиторе, то своими признаниями Томску, было достаточно много.  Питер Гут впервые в нашем городе, очарован деревянным зодчеством и несколько шокирован снегом.

- У вас зима. Но давайте мечтать о весне или лете, - и предлагает послушать вальс «Розы с юга».  

Легкий, приятный акцент, с каким говорит Питер Гут по-русски, делает его речь очаровательной. Большинство слушателей не знают, что Питер учился в Московской консерватории у Давида Ойстраха, и что с 2007 года он руководит театром музыкальной комедии в Санкт-Петербурге, но незнание только создает шлейф таинственности, который окутывает маэстро.
 

Для финала Питер Гут подготовил динамический номер – танцы с оркестром. Так возникла внутренняя рифма концерта. Дело в том, что в конце первого отделения прозвучала «Крестьянская полька», где оркестр выступил в качестве большого хора, а «хору» - подпевал зал. В качестве  партнеров по  «танцу»  маэстро Гут пригласил Екатерину Гейль (скрипка) и Алену Юрченко (виолончель). Втроем они показывали, как надо топать и махать. Как уверил всех Питер Гут, подобные номера «откалывает» и венская публика на балах, которыми начинается год и заканчиваются рождественские праздники.  И к еще одной венской традиции привлек внимание  маэстро Гут, пригласив публику участвовать в исполнении марша Радецкого, которым всегда завершают Венские балы. Самыми счастливыми с концерта ушли три девочки, которых Питер Гут учил дирижировать.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.