bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Парадоксы на органе. И не только
ush_01.jpg

Парадоксы на органе. И не только
Человек без музыки не живет. И это факт


Когда нам хорошо, мы «подогреваем» отличное настроение музыкой. Когда переживаем не лучший свой период, загружаем в плейлист что-нибудь лирическое. Когда в жизни случаются трепетные моменты, без музыки и песен тоже не обходится.

День памяти и скорби 22 июня, который объединил миллионы людей по всему миру, – из числа таких моментов. Артисты Томской филармонии выразили свою солидарность через музыку.

Весь день для слушателей звучали «ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ». Хорошо знакомые каждому «Смуглянка», «На безымянной высоте», «Катюша»... С этими песнями солдаты шли в бой. Эти песни звучали на отдыхе на привале. Эти песни запевали те, кто ждали с фронта своих бойцов. Вокалисты филармонии
Екатерина Клеменс, Ирина Макарова, Юлия Шинкевич, музыканты Светлана Чудакова и Павел Шинкевич (фортепиано),
Александр Комаров (баян) оживили «музыкальных солдат Победы». Именно так называют песни, которые вместе с народом, их сочинившим, прошли всю войну.

Вечером патриотическую тему подхватил орган. В прямом эфире Дмитрий Ушаков сыграл концерт «ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ» в рамках проекта «Орган LIVE».

«Где русская музыка и где «европеец» орган?» - может возникнуть вопрос. И совершенно напрасно. Русские композиторы тоже писали для этого инструмента. Более того, домашний орган и фисгармония были весьма популярны в Росси в XIX веке. Настолько популярны, что кое у кого даже возникали мысли, как бы модная фисгармония не вытеснила из обихода фортепиано. Опасения, впрочем, оказались напрасны. Но свою «минуту славы» орган получил. Антон Рубинштейн, хотя для органа ничего и не написал, всё же питал особые чувства к этому инструменту, что не мудрено: немецкие корни и «генетическая память». Петр Ильич Чайковский, учась в консерватории, прошел курс органа. А в доме Владимира Одоевского, автора «Городка в табакерке», был построен кабинетный орган «Себастьянон», названный в честь Баха и увенчанный бюстом композитора. На органе Одоевского часто импровизировал для московской и петербургской публики Михаил Глинка. Для органа писал и Сергей Танеев.

Как видите, для русской культуры орган тоже был не чужой. Другое дело, что в России орган – инструмент светский. Впрочем, это вовсе не мешало создавать для органа очень серьёзные опусы. Так, две Прелюдии и фуги для органа написал Александр Глазунов. Большой вклад в русскую музыку для органа внёс и профессор московской консерватории Александр Гедике.

Музыка последнего – Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор – прозвучала для слушателей концерта «Здесь русский дух». Кстати, не лишним будет сказать о знакомстве Гедике с томским органом через одно рукопожатие. Первый концерт на инструменте, получившем прописку в Томске, дал Гарри Гродберг, один из последних учеников Александра Федоровича.

Помимо оригинальной музыки в программу вошли транскрипции для органа: Марш Черномора и Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки, Фуга из Оркестровой сюиты № 1 ре минор и Adagio cantabile из Симфонии № 5 Чайковского.

- Мне самому очень нравится эта музыка. Как может не нравится увертюра к «Руслану и Людмиле»? К тому же Глинка для русской музыкальной культуры – фигура знаковая. Именно с него, по большому счету, и начинается академическая музыка, - рассказывает о программе концерта Дмитрий Ушаков. – Чайковского в принципе очень люблю играть. Он парадоксально хорошо звучит на органе. Парадоксально, потому что у Петра Ильича абсолютно симфоническое мышление. Чайковский, как кто-то про него сказал, даже фортепианные пьесы и романсы писал «оркестрово», с душой закоренелого симфониста. Но на орган его музыка ложится очень гармонично. Что касается произведений Гедике, то они написаны с душой, красиво, одухотворенно. Это хорошая музыка, которая достойна звучать в концертных залах.

В чем слушатели вчерашнего концерта смогли убедиться.

Материал подготовила Елена ШТОПОЛЬ


ush_02.jpg

ush_06.jpg