bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

АНГЕЛЫ vs ДЕМОНЫ в органной музыке
ad 05


Светлое и тёмное. Ангельское и демоническое. Представить в одном концерте два противоположных начала решил органист Дмитрий Ушаков. Неожиданно? Провокационно? Зато не скучно!

- Орган – идеальный инструмент для музыкальных противопоставлений. Всё благодаря его практически неисчерпаемым звуковым возможностям, - убежден Дмитрий Ушаков. – Найти общий знаменатель между светлым и темным, ангельским и демоническим, хорошим и плохим – задача по определению любопытная. Ангельское, например, не всегда имеет общее с хорошим и благим. Так же, как и демоническое не всегда равняется дьявольскому и плохому. А в некоторых контекстах даже звучит со знаком плюс. Называем же мы «демонической» первую часть Симфонии № 5 Бетховена, имея ввиду ее мощную энергетику и харизматичность.

Орган, без сомнения, один из самых мудрых и знающих многое про этот мир инструментов. Уж очень давно он живет. И генетическая память у него отменная. А там чего только нет!

ad 01  ad 02

ad 03  ad 04

Орган, хоть и церковный инструмент, но повидал на своем веку не только ангельское и божественное. Вспомним, хотя бы, легендарный «Орган пляски смерти» церкви Святой Марии в Любеке, на котором играл не менее легендарный Дитрих Букстехуде – датско-немецкий органист и один из наиболее известных композиторов эпохи барокко. Во время работы Букстехуде в Любеке была сделана копия маслом известной росписи 1463 года «Пляска смерти» (Totentanz). Оригинал был создан в память о жертвах чумы, впервые прокатившейся по северной Европе в 1350 году. Орган располагался как раз напротив монументальной росписи. За что и получил своё колоритное название.

Концерт «Ангелы и демоны в органной музыке» было решено начать со «светлых сил» - Прелюдии и фуги До мажор И.С. Баха. Некоторые исследователи творчества композитора связывают это произведение с тематикой Рождества, колокольными перезвонами, теплом свечей.

А теперь исторический факт. В 1705 году великий Бах прошел более 400 километров из Арнштадта в Любек, чтобы послушать игру Дитриха Букстехуде, в том числе и на том самом «Органе пляски смерти». Биографы композитора не исключают, что и сам Бах тоже играл на знаменитом инструменте.

Зато точно известно, что сюжет о пляске смерти вдохновил французского композитора Камиля Сен-Санса. Сначала он написал вокальную миниатюру на стихотворный текст. Позже из нее родилась симфоническая поэма «Пляска смерти». Произведение любопытно тем, что для его исполнения Сен-Санс впервые ввел в оркестр ксилофон, призванный передать стук костей пляшущих скелетов. Рассказывают, что некоторые зрители, услышав ксилофон, в ужасе побежали из зала. Им показалось, что это танцует сама смерть. На томском онлайн-концерте симфоническая поэма прозвучала в транскрипции для органа Э. Лемара.


Также в программу «концерта противопоставлений» вошли «Милонга Ангела» Астора Пьяццоллы и «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского.

- По какую сторону музыки мне как исполнителю интереснее? – рассуждает Дмитрий Ушаков. - Конечно, «Пляска смерти» азартнее и темпераментнее, чем та же «Милонга Ангела». С другой стороны, как можно не восторгаться ослепительным светом баховской прелюдии и фуги До мажор? Воплощая в музыке демонические моменты, композиторы прибегали в более ярким, броским, я бы даже сказал плакатным, образам. Исполнять такие произведения в чем-то труднее, в чем-то азартнее. На самом деле не так важно, подсвечивает музыка орган «сверху» или «снизу». Главное, чтобы это была хорошая музыка. В программу концертов «Орган LIVE» мы включаем только такую.

Текст: Елена ШТОПОЛЬ