bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Пара для королевы
yourch_02.jpg

Пара для королевы

Если орган называют королём музыкальных инструментов, то на звание королевы вполне претендует виолончель. В этом убежден Антон Юрченко - артист Томского академического симфонического оркестра, стипендиат премии Правительства РФ для молодых деятелей культуры и искусства.

26 августа Филармония представляет в прямом эфире «Любимые мелодии. Cello&ORGAN» - концерт в рамках проекта, за который Антон Юрченко отмечен стипендией Правительства.

О пользе конкурсов, умении виолончели дружить и ее же умении воспитывать музыкантов – в нашем интервью.

- Антон, любое высокое признание не только льстит, но и накладывает определенную ответственность. Есть такое ощущение?

- Однозначно! Появляется планка, которую нужно держать. Но это и дополнительный стимул для развития.
Мне кажется, что музыкант обязательно должен участвовать в разных конкурсах. Причем, постоянно. Даже если ты не стал лауреатом, это все равно полезно и работает на будущий результат. Мой педагог в новосибирской консерватории, заслуженный артист России Евгений Нилов, всегда ориентировал своих студентов на участие в фестивалях и конкурсах. При этом каждый раз готовилась новая программа, брался более сложный - в музыкальном и техническом плане - материал. Таким образом происходит рост исполнительского мастерства. Для музыканта, тем более молодого, это важно.

- Что необходимо для того, чтобы претендовать на премию Правительства?

- Кандидатов на соискание премии выдвигают учреждения культуры. Спасибо нашей Томской филармонии, которая в прошлом году предложила мне принять участие в конкурсе.

Одно из требований для соискателей – профессиональные достижения. У меня были победы в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах. Преподавательская деятельность, которой я занимаюсь параллельно с работой в оркестре, тоже стала плюсом. Мои ученики из областного музыкального колледжа имени Эдисона Денисова занимали призовые места, в том числе на фестивале в Сербии. Они прошли в финал отборочных прослушиваний в состав Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета.

Также комиссия, определявшая стипендиатов, оценивала предоставленные проекты. Я предложил цикл из четырех концертов «Виолончель и ее друзья». Первый из них – «Музыкальный коктейль под Новый год» - объединил на одной сцене виолончель, фортепиано, орган, арфу. В этом месяце виолончель и орган будут звучать в прямом эфире.

Запланирован концерт, на котором компанию виолончели составят вокалисты Филармонии. Завершающий концерт цикла станет бенефисом инструмента. Мы сделаем его силами виолончельной группы оркестра. Есть идея поиграть дуэты, трио, октеты. Надеюсь, что представим эти два концерта в режиме офлайн как только позволит эпидемиологическая ситуация.

Все концерты цикла направлены на популяризацию виолончельной музыки. Как показывает жизнь, многие люди не только не знают, как звучит этот инструмент, но даже как он выглядит.

- Это явление сегодняшнего дня?

- Нет, такое было и раньше. Когда в детстве я шел на занятия в музыкальную школу, слышал вслед слова про «мальчика с гитарой» и даже «с барабанами» (улыбается). Сегодня ситуация не сильно изменилась. На улице или в общественном транспорте время от времени слышу вопросы, что это у меня за инструмент такой.

- Свои ощущения от первого знакомства с виолончелью помнишь?

- Нет. Зато помню, как появился интерес к инструменту. Музыка в нашем доме звучала постоянно: от классики до рока. Хотя родители никакого отношения к музыке не имеют: мама – врач, папа – юрист. Однажды по телевизору шел какой-то фильм о разведчиках и там звучала очень красивая мелодия. Я спросил у мамы, что за инструмент сейчас играет, она ответила: виолончель. Мне захотелось стать виолончелистом и исполнять такую же красивую музыку.

О том, чтобы стать профессиональным музыкантом, мыслей не было. После государственного экзамена члены комиссии посоветовали мне продолжить занятия музыкой. В школе я учился неплохо, но на уроки ходил как на каторгу. И вообще был хулиганом. Так что возможность перейти в музучилище расценил как спасение для себя (смеется). Осознание, что музыка станет моей профессией и что мне это очень нравится, пришло на втором курсе. После окончания училища уже сознательно поступил в Новосибирскую государственную консерваторию, где окончил магистратуру, а потом и ассистентуру-стажировку.

Кстати, ту мелодию, так впечатлившую меня в детстве, я так и не сыграл. Не помню ни название фильма, ни, тем более, название звучавшей там композиции. Пытался воспроизвести мелодию на слух – не получилось.

- В музыке, как и в жизни - хочется хулиганить?

- Я люблю играть музыку яркую, забористую, динамичную. Исполнение нежных, романтичных мелодий дается мне сложнее – не в техническом плане, а в эмоциональном. Хулиганить хочется постоянно (улыбается). Но инструмент требует основательности и настраивает на серьезный лад. У виолончели мягкий, глубокий звук. Ее звучание не зря сравнивают с человеческим голосом. В музыкальном ансамбле оркестра виолончель создает основу, фундамент, «сглаживает углы». Это требует от тебя как от исполнителя определенного внутреннего состояния. В такие моменты борешься с собой, настраиваешься на «правильную» волну. В этом смысле виолончель нас воспитывает.

- Какое определение точнее всего характеризует виолончель?

- Виолончель – это королева инструментов. У нее широкий репертуар. Она может передать любое настроение, мимолётные впечатления, нюансы чувств и эмоционального состояния. У виолончели богатые выразительные возможности – по тембру, краскам, динамическим оттенкам. Хочется поделиться этим со слушателями, познакомить их с инструментом.

- Проект называется «Виолончель и ее друзья». Кто самый лучший друг виолончели?

- Сложно выделить кого-то одного. Виолончель естественно звучит с фортепиано. С арфой и с контрабасом получаются комфортные дуэты – инструменты хорошо резонируют по тембру. Я, кстати, не люблю слово «аккомпаниатор». Предпочитаю говорить: партия фортепиано и партия виолончели, или партия виолончели и партия контрабаса. В дуэте у инструментов равноценная и равнозначная роль.

С органом виолончель звучит очень интересно. Он придает этому союзу глубокие, сочные краски и тембры. В чем можно будет убедиться во время онлайн-концерта «Любимые мелодии» 26 августа.

- Какая программа ждет слушателей?

- Без преувеличения – отличная! Название программы говорит само за себя. Вместе с Дмитрием Ушаковым мы исполним композиции, которые знают и любят все поклонники классической музыки. И не только они! «Испанская песня» Глазунова, «Рондо для виолончели и фортепиано» Дворжака, «Ноктюрн» Чайковского... Эти мелодии у всех на слуху. Можно не знать их название и автора, но саму музыку вы вспомните обязательно.

Подключайтесь к онлайн-трансляции из Органного зала 26 августа и проведите вечер в компании любимых мелодий.

Текст: Елена ШТОПОЛЬ
Фото: Игорь ВОЛК