bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Какая литература сегодня увлекает артистов?
заставка

Все! Да, все без исключения, музыканты Филармонии книголюбы.

Это закономерно, ведь подкованный музыкально человек любит полистать томик другой прозы и поэзии.

Какая литература сегодня увлекает артистов? Вы узнаете из новой рубрики «PROчтение».



грановский1

Грановский

Михаил ГРАНОВСКИЙ (художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра):

««В начале бе Слово» - всем известные первые слова Евангелия от Иоанна. Где-то с начала 90-х годов, когда я совмещал учёбу в Московской консерватории с пением в храме, стал интересоваться духовной литературой. Любил и Сергея Нилуса, и «Соборян» Лескова... Позже познакомился с книгами по истории Церкви, затем изучал труды выдающегося пастыря и миссионера ХХ века протоиерея Александра Меня. И сегодня у меня на столе одна из его книг - «Мировая духовная культура. Христианство. Церковь.». С некоторых пор интересуюсь жизнью и историей семьи царя-мученика Николая Второго - это дневники и переписка, книги Эдварда Радзинского и др. А на днях приобрёл том (документы и материалы) о Великой княгине Елизавете Феодоровне в Воскресенском храме Томска, где ранее покупал книги Александра Торика - сына прославленного певца, художника и вокального педагога Бориса Торика.

Так случилось, что в октябре я впервые оказался на Святой Земле, в том числе, в Гефсимании, где похоронена эта великая и святая женщина, подвижница благочестия.

Надо сказать, что в Томске за эти 2 года у меня уже собралась своя небольшая библиотека. В основном, это книги, купленные в «Букинисте Суздальском». К слову, там я приобрёл том сочинений одного из самых любимых своих поэтов - Алексея Апухтина, который был большим другом и однокашником по Училищу правоведения Петра Ильича Чайковского. Но в этом томе я открыл для себя и прекрасную прозу Апухтина, о которой ранее не знал. Сочинения Джорджа Байрона, письма Роберта Шумана также из «Букиниста». Кстати, с Томском связано имя прекрасного русского писателя Вячеслава Шишкова, который прожил тут 20 лет, а его имя носит одна из самых красивых улиц города. Так вот, в своё время его роман «Угрюм-река» произвёл на меня неизгладимое впечатление.

В последнее время замечаю за собой некий разброс в чтении: «Красная комната» шведского писателя Стриндберга, «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной, «Я просто живу» Микаэла Таривердиева и др.

А сейчас, в период подготовки к первому исполнению в Томске Десятой симфонии Густава Малера, изучал письма Малера, труды Инны Барсовой о творчестве композитора, а также прочитал замечательную книгу С. Кигэн «Невеста ветра» о жизни и времени Альмы Малер-Верфель, которая в своём первом браке была с Густавом Малером. Она пережила Малера на 53 года, в неё влюблялись композиторы и художники, она была ещё дважды замужем, а дом Альмы был центром притяжения творческой элиты Вены (и не только Вены) на протяжении всей её жизни.

Вообще много книг в последние годы приобретаю в интернет-магазинах: «Арт-Транзит», «Лабиринт» и др.

Ну а дома в Москве вечерами я превращаюсь в Оле-Лукойе, читая своим детям на сон грядущий всевозможные сказки.»



промое

Семён ПРОМОЕ (концертмейстер Томского академического симфонического оркестра):

«Есть книги, после которых хочется жить. Книги, которые оставляют приятное послевкусие. Книги, которыми хочется поделиться, подарить это удовольствие кому-то еще. Среди таких - «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» Фредрика Бакмана.

На книгу наткнулся случайно. Я часто заглядываю на сайты, где можно прочесть фрагменты еще неизданных рукописей. Издатели дают к ним доступ для того, чтобы анонсировать новинку, которая вот-вот появится на книжном рынке. Так я обнаружил роман Бакмана. Зацепило, прочел и очень рад, что эта книга возникла в моей жизни.

Если бы нужно было описать роман в одной фразе, она звучала бы так: «Это книга про хороших людей». В нашем непростом мире, где у всех сложная напряженная жизнь, меня до слез трогает, когда рядом оказываются хорошие люди, которые в трудную минуту не бросят своих друзей. А иногда и своих врагов тоже. Этой щемящей нотой меня и зацепил роман.

Книга Фредрика Бакмана – про супергероев. Но не таких, которые спасают мир и неуязвимы для пуль. А таких, как Бабушка, которая стала супергероем для своей внучки.

Не буду пересказывать сюжет и раскрывать все карты, чтобы не лишать вас удовольствия от знакомства с этой книгой. Одно скажу: рекомендую всем прочесть «Бабушку» и другие произведения Фредрика Бакмана, чтобы стать чуточку добрее, чуточку лучше. Чтобы научиться понимать и принимать других людей, а не думать только о себе.

Я, кстати, отношусь к тем, кто любит и признает электронные книги. Так складывается моя концертная жизнь, что я много времени провожу в дороге. Во время перелетов и переездов «электронка» - отличный и незаменимый попутчик.

В бумажном варианте в домашней библиотеке у меня только «классика-классика». Самые любимые книги. Те, которые хочется время от времени открыть, чтобы освежить в памяти какие-то отдельные главы, цитаты, эпизоды, мысли. Такие, например, как поэмы Гомера, эссеистика и художественная проза Экзюпери, «Путешествия Гулливера» и памфлеты Свифта. К последнему планирую снова вернуться в ближайшее время.»



Чудакова2

Светлана ЧУДАКОВА
(фортепиано):

«С литературой у меня особенные отношения. В детстве я даже мечтала стать писательницей.

Читать начала рано. И сразу исключительно хорошую литературу. Потому что другой в нашей домашней библиотеке не водилось. Перечитала всего Жюль Верна, Джека Лондона, Фенимора Купера, Шекспира, Чехова, Толстого, Достоевского, которые были на книжной полке. Последнего до сих пор очень люблю. И считаю одним из самых интересных, глубоких, проницательных авторов. У человека, который много грешил и много каялся, многое познал и прочувствовал (в том числе изнанку жизни) формируется обостренное, тонкое восприятие мира и человеческих отношений. Всё это, конечно, находит отражение в произведениях, которые он создает.

В той же домашней библиотеке была подборка научно-популярных журналов «Эврика», которая вызывала не меньший мой интерес.

Вообще мне кажется, что на читательские пристрастия человека не в последнюю очередь влияет его темперамент. Я – холерик. Наверное, поэтому обожаю произведения с яркими персонажами, лихим сюжетом, динамичным действием. Поэтому, например, для меня трудноваты Гюго и Бальзак: они очень долго раскручивают сюжет. Зато потом читаются на одном дыхании.

Всегда ценила и ценю сатирическую и юмористическую литературу. Рассказы Чехова и Зощенко, произведения Ильфа и Петрова перечитала бесконечное количество раз. В какой-то момент не без сожаления поймала себя на том, что больше не могу читать «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка», поскольку знаю их уже практически наизусть.

Еще очень люблю детективы. О чем говорю откровенно, и своего пристрастия к такой литературе совершенно не стесняюсь. Мне нравятся не только классики детективного жанра – Артур Конан Дойл, Агата Кристи. С не меньшим удовольствием читаю Александру Маринину. Ее произведения – больше чем детектив. Это книги о жизни, судьбах, характерах. Из последнего особенно впечатлил трехтомный роман «Горький квест». Герои произведения – молодые люди – окунаются в быт и атмосферу советской эпохи. Мы сами жили в эти времена, считали их прекрасными. Было любопытно посмотреть на ту эпоху глазами современных людей.

Будучи человеком увлекающимся и азартным, читаю запоем. Когда в студенческие годы мне в руки попал булгаковский «Мастер и Маргарита» в самиздате, я даже пропустила несколько лекций – не могла оторваться от романа. Это мое любимое произведение и по сегодняшний день. Тема дьявольщины завораживает сама по себе. Да еще и когда она подается автором так необычно, ярко, вкусно. Не меньше в этом деле преуспели Владимир Орлов в романе «Альтист Данилов», Стругацкие в своих произведениях и Джоан Роулинг в серии про «Гарри Поттера». Последнюю, кстати, тоже прочла с огромным удовольствием.

Еще у меня частенько литературные произведения ассоциируются с произведениями музыкальными. Так вот роман «Мастер и Маргарита» для меня стоит в одном ряду с Концертом для фортепиано и струнного оркестра Альфреда Шнитке. У них общая концепция – через искушения дьявола к Богу. И к поиску гармонии в себе и вокруг себя.

А иногда в моем восприятии выстраивается целая цепочка: писатель-композитор-исполнитель-актер. Например, Пушкин, которого я обожаю, встает в один ряд с Моцартом, Рихтером, Смоктуновским. Они гениальны, просты и сложны одновременно. Иногда непонятны в своей гениальности. И этим еще более интересны и притягательны.

Еще одна любимая книга, которую я не могу не назвать - «Роза мира» Даниила Андреева. Книга сложная, неоднозначная, но вместе с тем глубокая, во всех смыслах любопытная, расширяющая границы понимания происходящих событий и явлений, помогающая выстроить в своем сознании полную картину мира. Я уже не говорю про банальное удовольствие от слога. Всем искренне советую и рекомендую.»


ProCh 14

Дмитрий УШАКОВ (орган):

«Сколько себя помню, всегда любил читать. А вот литературные пристрастия в разные периоды жизни менялись.

Когда учился в Московской консерватории, серьезно увлекся философской литературой. Мне были интересны ключевые философские труды XIX и XX веков, которые определяют наше мышление сегодня. Знакомство с ними – совершенно случайно – началось с «Истории западной философии» Бертрана Рассела. У него очень любопытный авторский взгляд на некоторые вещи. И вообще эта работа, по признанию многих специалистов, одно из самых удачных, хотя и «авторских», изложений истории философии.

Впечатлил «Логико-философский трактат» Людвига Витгенштейна. Мысль, с которой начинается этот труд: «Мир состоит из фактов, а не из вещей», я считаю гениальной. В одной-единственной фразе Витгенштейн сформулировал то, о чем думали и писали мыслители XX века. И еще одно высказывание, которое меня лично восторгает: всё, что вообще может быть выражено, должно быть выражено ясно; то, что ясно выражено быть не может, об этом следует молчать. Было бы здорово, если бы как можно больше людей руководствовались этим принципом.

Еще мне близки и очень нравятся идеи Вадима Руднева, Ролана Барта, Карла Поппера. Книги этих философов и культурологов тоже есть в моей домашней библиотеке в Москве. Многих удивляет, что у человека, чья профессия не связана с философской наукой, есть такая подборка. Я не просто собрал коллекцию, но и все эти книги прочел. И каждую из них очень люблю.

После консерватории на смену «философскому» периоду пришло увлечение творчеством Борхеса, Маркеса, Кортасара. Тогда было модно читать этих авторов. Меня, конечно же, это «поветрие» тоже не обошло стороной. Было любопытно, что за произведения такие, которыми все зачитываются и почему они вызывают такой восторг.

Основную часть моей домашней библиотеки в Томске занимают книги на английском и немецком языках по истории музыки и органологии. Читаю их без словаря. Художественная литература представлена в меньшем количестве. Но она есть. В том числе одно из моих любимых произведений – «Над пропастью во ржи» Сэлинджера.

Вообще художественную литературу читаю постоянно. Недавно закончил роман Флобера «Бувар и Пекюше». На мой взгляд, блестящее и остроумно написанное произведение, которое не похоже на другие его произведения и в котором Флобер полностью опровергает сложившийся образ писателя-реалиста.

С не меньшим интересом прочел в своё время рассказы Честертона про отца Брауна. Тоже очень любопытная вещь. На первый взгляд, детектив и детектив. Но вот почему у писателя, который был ярым католиком, герой-священник занимается не метафизическими вопросами, не теологией, а абсолютно рациональной, умственной, логической работой? Разгадка кроется, как это обычно и бывает, в личности самого автора. Честертон был поборником учения святого Фомы Аквинского. А оно, в свою очередь, застроено на том, что божественные вещи, в том числе существование Бога, должны быть доказаны логическими доводами. Так литература рубежа XIX-XX веков ненавязчиво отсылает нас к модусу мышления философа из средневековья.

Еще недавно перечитывал Алексея Константиновича Толстого. Получил огромное удовольствие. По-моему, прекрасный и совершенно недооцененный поэт!»


тимофеева2      тимофеева

Вера ТИМОФЕЕВА (лектор-музыковед):

«В начале было слово…

Это и моя история. Звучащее слово, приходившее со страниц любимых книг во время «вечернего ритуала» домашнего чтения. Сказки – Пушкин, Аксаков. Самое жуткое фэнтези – гоголевский «Вий»…

А затем домашнее пространство заполнили аудиокниги. Первыми в стране звучащие страницы мировой литературы услышали члены ВОС (в Томске – читатели библиотеки Всероссийского общества слепых, что на Набережной Ушайки 6, как раз напротив нынешнего БКЗ…) В доме появился катушечный магнитофон «Комета» и бесчисленные записи книжных шедевров. Мы с сестрами присоединились к отцовскому литературному выбору, который стал безусловной опорой, основой того «разговора души с жизнью», о котором упоминает А. Грин.

А еще книги для меня формировали пространство дружеского общения. Со школьной подругой мы наизусть знали Ильфа и Петрова, соревнуясь в цитатах из «12 стульев» и «Золотого теленка».

В консерваторские годы днем преодолевались «эвересты» книжной музыковедческой премудрости, а по ночам - с дружеской подачи – «глотались» «Альтист Данилов», «Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита», «Убийце – Гонкуровская премия»…

«Книжный интерес» сразу и прочно обозначился в филармоническом кругу, куда я – «зеленый музыковед» - была принята по возвращению в Томск.

С молодыми оркестрантами, приехавшими из Петербурга, Свердловска, Москвы мы делились «самиздатом» и «тамиздатом», запоем читали и подкидывали друг другу книжные редкости и «горячие» новинки.

И в это время судьба свела меня с лучшим книжным магазином Томска – знаменитой «Искрой» и ее легендарным директором Анастасией Яковлевной Рахваловой. Меня пригласили в так называемый Совет содействия по работе с читателями – этакий клуб, где собиралась научная и творческая элита. Мне поручили заседания книголюбов по «музыкальным поводам». Нынешним летом мне прислали найденную на просторах интернета мою фотографию из тех, «искровских лет» - привет из прошлого…

А звучащее литературное слово до сих пор – в каждой прочитанной книге. Для меня очень важна «музыка» литературной строки. Невероятное удовольствие – вчитываться, вслушиваться в авторскую мелодию слова, контрапункт смыслов…

А еще – как-то само собой, естественно и очень глубоко – звучащее слово стало частью моей профессии, филармоническими проектами. И сейчас мне очень хочется, чтобы на новом витке моей жизни, как «рифма из прошлого», переданное мне когда – то звучащее слово заполняло пространство наших дней, стало необходимостью для взрослых и детей.»


OZyKbYqG85Y.jpg

Евгений ШТЕНЙНМИЛЛЕР
(вокалист):

«Cреди моих читательских интересов – творческие биографии любимых вокалистов и композиторов, несколько книг по вокалу, а также книги по социологии, истории, психологии. Интерес к такой литературе, не относящейся к моей основной профессии, возник лет в семнадцать. До этого я начал задаваться вопросами, которыми, наверное, многие люди задаются в этом возрасте. Зачем мы живем? По каким законам устроен этот мир? Что происходит с нами после смерти? А поскольку я учился в физмат классе, то была тяга именно к системным знаниям, к мозаичной картине мира, потому что естественные науки формируют стремление видеть картину мира в целом, понимать причинно-следственные связи событий и явлений.

Сейчас я читаю книги по истории. Мне интересны самобытные воззрения русского народа, интересен период дохристианской Руси, а также интересно проследить, как менялись уклад жизни и мировоззрение людей после крещения Руси. Увлекательные книги доктора исторических наук, профессора Александра Пыжикова как раз повествуют о глубоком смысле русских былин, обрядов, о роли староверия, и т.д. Интересно читать и другие его книги - о дореволюционной и послереволюционной России. Советская эпоха во многом мне близка. Книгу Валерия Обухова «Меня воспитала блокада» я прочёл на одном дыхании. Во многом потому, что мой дед жил в блокадном Ленинграде. Автор повествует о стойкости духа, сплочённости русского народа в то тяжелейшее время, о тех благородных человеческих качествах, которые помогли выжить людям и отстоять город, о роли искусства и, в частности, музыки в жизни людей в блокадном Ленинграде.

Иногда могу переключиться с занятий музыкой на решение математических задач (разминка своего рода). Рекомендую детям и их родителям увлекательную книгу Емельяна Игнатьева «В царстве математической смекалки».

Меня интересуют процессы, происходящие сейчас в обществе, их причины, наше жизнеустройство. Социология и политика постоянно есть в жизни каждого из нас, как бы мы не отмахивались и не считали себя вне этого. Такие книги, как: «Невидимая рука» (Р.Эпперсон), «Курс эпохи водолея» (В.Ефимов), «Экоменеджмент» (А.Иванов), «Основы социологии» (ВП СССР) дают системный взгляд на происходящее в мире на протяжении веков.

Собираюсь прочесть несколько книг, что уже приобретены и дожидаются своего часа. Среди них – книга «Забытые тайны золотого языка» Виталия Сундакова - человека-легенды, известного русского путешественника, который несколько раз обогнул Землю, долго жил среди диких племен, знакомился с разными религиями мира, испытывал себя на прочность в экстремальных климатических зонах. Также в очереди книга о моём любимейшем композиторе Георгии Свиридове «Музыка как судьба», основанная на документах, воспоминаниях, дневниках композитора. Еще одна книга, с которой предвкушаю знакомство – «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса» Владимира Базарного. Это фундаментальное исследование о том, какие факторы, причины, обстоятельства, когда и в какой степени, влияют на формирование личности.»


дорохов

Владимир ДОРОХОВ (литавры):

«Для меня чтение в какой-то момент стало полезной привычкой. Но не сразу.

В юные годы я читал мало. Всегда находились дела, казавшиеся более важными и интересными. Читать начал в уже более сознательном возрасте. И не потому что «надо», а потому что появилась внутренняя потребность. Я, кстати, очень не люблю, когда люди начинают кичиться тем, что прочли ту или иную книгу. Не делиться своими мыслями и ощущениями от произведения и знакомства с автором, а именно демонстрировать какие они «умные и продвинутые». Мне кажется, читать нужно всё же не для галочки, а для полноты картины мира.

Я люблю системное чтение. «Западаю» на какую-то тему, автора, литературное направление и начинаю последовательное знакомство. Всю зиму, например, читал про оружие. Во время карантина увлекся исторической литературой. Начал изучать тему с Древней Руси, уже добрался до царствования Екатерины Великой. Выбрал издание, где материал подается в лучших традициях образовательной системы «Русская классическая школа» - максимально объективно, беспристрастно, без оценочных суждений и домыслов. Просто констатация точно известных на сегодняшний день фактов.

Также из недавно прочтенного – романы Набокова «Лолита» и «Камера обскура». Почему-то вдруг именно сейчас захотелось освежить их в памяти.

Уже не первый месяц вынашиваю идею о том, чтобы прочесть всего Достоевского. Федор Михайлович – автор непростой, глубокий, с определенным настроением и мировосприятием. К подробному и последовательному знакомству с ним надо подготовиться. Думаю, после того, как осилю историческую серию, начну погружение в мир Достоевского.

Если говорить о настольной книге, то это «Мечта летать» Игоря Волкова. Книжечка, надо признать, уже порядком потрепанная - 1999 года издания, да и пролистываю я ее регулярно. Там всё про физику полетов, аэродинамические законы, советы начинающим и продолжающим покорителям неба…Одним словом, отличный теоретический курс для летчиков-парапланеристов. Полеты на параплане и за штурвалом сверхлегкого самолета – увлечение, которое выросло из занятий в школьном авиамодельном кружке. Сегодня это моя вторая большая страсть после книг.»


khn1T1NclKQ.jpg

ZAu_jrPtxb8.jpg

Мария БЛАЖЕВИЧ
(орган):

«Вопрос про любимого писателя всегда застает меня врасплох. Это то же самое, что отвечать на вопрос про любимого композитора. Чью музыку исполняешь на ближайшем концерте, тот и любимый. С писателями аналогично: номер один тот, чью книгу читаешь в данный момент. А читаю я очень много.

У родителей, они у меня ученые-философы, роскошная библиотека. В нашем доме книги буквально повсюду. Даже перегородкой между нашими с братом детскими комнатами служил книжный стеллаж. Чего только нет в родительской библиотеке: книги по истории и культурологии, фантастика, зарубежная и русская классика... Когда растешь в такой атмосфере и в таком окружении, возможен только один вариант – читать! Самой большой радостью было, когда приятель папы – распространитель книг - приносил очередную партию книжек.

Со временем я тоже стала пополнять домашнюю библиотеку. Помню свои первые гастроли с оркестром в Питер. Конечно, заглянула в знаменитый Дом Зингера, он же Санкт-Петербургский Дом Книги. А там – настоящий рай для книголюба! Не смогла остановиться и накупила какое-то невероятное количество книг, которые в моей родной Тюмени было не достать. Их оказалось так много, что пришлось брать еще и дополнительные дорожные сумки. Весь оркестр помогал мне их тащить.

С тех времен мало что изменилось. По-прежнему основную часть зарплаты трачу на ноты и книги. Что вызывает удивление, а иногда и непонимание у некоторых моих знакомых.

Я очень много времени провожу в переездах. Обязательно беру с собой книги. Никогда не разделяю литературу на «умную» и «легкую, для отдыха». Чем увлечена в данный период времени, те книги и путешествуют со мной. Сейчас это «История Средневековья» Умберто Эко и его же «Имя розы». После летних онлайн-концертов, на которых звучала музыка эпохи Средневековья и Возрождения, и погружения во время их подготовки в культуру этого периода, захотелось перечитать Боккаччо, Рабле, Эразма Роттердамского. Чем я и займусь в ближайшем будущем.»


кузнеуцов

Николай КУЗНЕЦОВ (художественный руководитель ансамбля «Сибирские узоры»):

«В топе моих любимых писателей – Александр Дюма-отец и Виктор Гюго.

Книги Дюма полюбил еще в юности. Как и все мальчишки моего поколения зачитывался романами «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго», «Двадцать лет спустя». Самый любимый, конечно, «Три мушкетера». Причем, одинаково нравятся и книга, и экранизация. Но не французская версия, а отечественная – с блистательным Михаилом Боярским в роли Д'Артаньяна и Старыгиным-Арамисом. Впервые познакомился с «Тремя мушкетерами» в школе. Потом перечитал книгу в уже более осознанном возрасте, с не меньшим удовольствием и интересом. Романы Дюма – литература, которая хороша в любом возрасте. Сначала читаешь их как истории про шпаги, драки, дружбу, интриги, любовь. Повзрослев, начинаешь следить уже за хронологией исторических событий, перипетиями человеческих отношений.

У Виктора Гюго больше всего люблю «Собор Парижской Богоматери». Роман прочел под впечатлением от мюзикла «Нотр-Дам-де-Пари». Книга понравилась даже больше. Здесь, как говорится, всё сошлось: красивая история, яркий сюжет, колоритные персонажи, много интересных исторических фактов. И это тот случай, когда завидуешь тем, кто еще не читал книгу и для кого знакомство с ней еще впереди.»


кузнецова

Татьяна КУЗНЕЦОВА (вокалистка ансамбля «Сибирские узоры»):

«Не могу назвать себя таким уж любителем классической литературы. Хотя, многие произведения школьной программы мне нравились. Особенное впечатление произвели «Тарас Бульба», «Бедная Лиза», «Гранатовый браслет».

Сейчас читаю в основном современных авторов. Из последнего мне больше всего полюбился Дэниел Киз. С большим удовольствием прочла его книги «Таинственная история Билли Миллигана» и «Пятая Салли». Истории о людях с расщеплением личности. Книги с загадкой, какой-то изюминкой. Ничего похожего я до этого не читала.

В ближайших планах – перечитать «Мечту на поражение» Алексея Калугина. Впечатления десятилетней давности от знакомства с этой книгой остались до сих пор. Жанр книги определен как боевая фантастика. Автор так лихо закручивает сюжет и так сочно излагает события, что в процессе чтения в твоем воображении рисуется настоящий блокбастер! Хочется снова испытать эти эмоции.»


некрасов

Евгений НЕКРАСОВ (концертмейстер группы флейт):

«Никогда не бывает такого, чтобы я ничего не читал. Всё время какая-то книга в процессе. Могу читать две книги параллельно. Из последнего такого опыта - «Мастер и Маргарита» и «Слепой часовщик» биолога и популяризатора науки Ричарда Докинза.

Если «Мастера» читал впервые (так получилось, что именно это произведение Булгакова всё время проходило мимо), то научпоп люблю давно. За этот интерес спасибо подборке журналов «Наука и жизнь», которые выписывали родители и которые я однажды обнаружил на нашей даче на чердаке. С них всё и началось. Особенно нравились и нравятся книги об эволюции, физике, астрофизике. Впечатлили в свое время «Занимательная физика» Перельмана и «Силы в природе» Григорьева и Мякишева.

Конечно же, рассказы о природе Виталия Бианки. В детстве мой особенный интерес вызывали всевозможные насекомые. Наверное, не было таких жучков и паучков, которых я не поймал, не изучил, не рассмотрел. И, конечно, с большим увлечением штудировал «Занимательную этимологию» и прочий подобный «репертуар». До сих пор помню свой восторг от книги чешского ученого Милана Даниэла «Тайные тропы носителей смерти». Очень занятное чтение про «взаимоотношения» человечества и переносчиков эпидемических болезней: вшей, комаров, клещей, блошек.

Также среди научно-популярной литературы, которая хороша и интересна в любом возрасте – книги космолога и астрофизика Стивена Хокинга. Перечитал его всего и с огромным удовольствием.

Еще люблю фантастику, в том числе научную. Среди любимых авторов - Айзек Азимов, Артур Кларк, Рэй Брэдбери. Стругацкие! Это, на мой взгляд, даже не фантастика, а сатира под соусом фантастики.

Любовь к книгам – из детства. Родители читали постоянно, было с кого брать пример. В школьной библиотеке я перечитал всё, что могло более-менее заинтересовать мальчишку-подростка. В основном это приключенческая литература и всё та же фантастика – Жюль Верн, Стивенсон, Дефо, Эдгар Берроуз, Рэй Брэдбери с его «Марсианскими хрониками».

Вообще мне кажется, что каждой книге – свое время. Недавно решил перечитать «Преступление и наказание» и «Подростка». Открыл для себя Достоевского заново. Оказывается, очень даже интересный автор. У него, конечно, всё многословно, но очень красиво и глубоко за жизнь. Но читать Достоевского, чтобы по-настоящему его оценить, нужно однозначно не в школе, а самостоятельно и в более зрелом возрасте.

Еще очень хорошо, когда повезло с преподавателем. В музыкальном колледже нам читали шикарный курс по литературе. Именно тогда я оценил творчество Солженицына.

Для меня чтение – с одной стороны, отдых, если речь про художественную литературу. С другой, возможность освежить в памяти школьные знания и узнать больше про этот мир, когда погружаешься в научно-популярную литературу. И всегда – удовольствие от самого процесса. Когда жил в Барнауле, я даже ходил в клуб любителей книг. Было интересно!»


лукьнчук

Евгений ЛУКЬЯНЧУК (концертмейстер группы кларнетов):

«Для меня чтение даже не привычка – образ жизни. Без стараний мамы, учителя русского языка и литературы, не обошлось, конечно. Любовь к книгам родом из детства. С Чуковским, Барто, Заходером и Маршаком знаком с рождения. Любимые авторы в школьные годы - Сетон-Томпсон, Даррелл, Крапивин, Волков, Сотник, Яковлев, Брэдбери. Семейная библиотека - наше богатство. В ней - книги, на которых выросли и родители, и мы с братом. На нашей Золотой полке - до сих пор вызывающая трепет дилогия Василия Клепова «Тайна Золотой долины» и «Четверо из России». Когда-то я мечтал снять по ней фильм...

Помню картинку из детства. Лето. Мы собираемся в поход. У каждого свой рюкзак. Папино условие: берем только по одной книге. И вот четыре рюкзака стоят в комнате: два больших и два поменьше. Папа проверяет, укладывает получше, просит убрать лишние книжки. Мы с братом убираем. Но эти книжки всё равно выходили из квартиры под футболками и толстовками. И перекочевывали в рюкзаки. Папа улыбался: «Я так и знал...»

Сегодня в списке моих любимых авторов - Ремарк, Хемингуэй, Чехов. Ремарка обожаю за атмосферность. Самый мой любимый роман – «Три товарища». Постоянно к нему возвращаюсь. Могу открыть книгу с любой страницы и начать читать. Хемингуэя люблю за прекрасный литературный язык и умение смотреть вглубь событий и явлений. Любовь к Чехову, думаю, в объяснениях не нуждается. Его произведения – лаборатория человеческой души. Каждый думающий человек должен время от времени читать Чехова. »


голярчук

Светлана ГОЛЯРЧУК (виолончель):

««Читать всегда и везде» - это про меня. Если книга увлекательная, читаю в любую свободную минуту. Люблю в перерывах между репетициями расположиться в нашем уютном зрительном зале, где-нибудь в уголке, и «нырнуть» в захватывающий сюжет.

Читать полюбила в школьные годы. Однажды пришла в городскую библиотеку - нужно было взять какую-то книгу для урока литературы. Услышав мою фамилию, библиотекарь вспомнила моего папу, который «перечитал у них все книги». Это тоже подогрело азарт к чтению.

Моя безапелляционная любовь - Анджей Сапковский и его фэнтези–цикл «Ведьмак». Автор создал завораживающую вселенную, по которой очень интересно путешествовать. По ходу повествования постоянно и в самые неожиданные моменты возникают узнаваемые сюжеты. Отсылки к сказкам, на которых ты вырос: «Спящая красавица», «Снежная королева», «Русалочка»... А встреча с детством всегда приятна.

Еще в книгах Сапковского можно найти элементы славянского фольклора и мифологии, исторические аллюзии. Например, в одном из произведений угадывается образ фашисткой Германии. Находить эти параллели очень любопытно. И вообще «Ведьмак» - это тот случай, когда книгу хочется смаковать, оттягивая момент, когда перевернешь последнюю страницу.

Также люблю жанр антиутопии. «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери, «1984» Оруэлла, «О дивный новый мир» Хаксли «проглотила» с огромным интересом и удовольствием.

Не соглашусь, что фантастика и фэнтези – попытка уйти из реальности в другой мир. Мне и в этом мире хорошо. Чтение таких книг, скорее, возможность представить «а что было бы, если бы...». А это всегда интересно.»


клименко

Вячеслав КЛИМЕНКО (вокалист):

«Если бы меня попросили составить список произведений, которые должен прочесть каждый, там бы абсолютно точно оказалась книга «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» американского писателя и трейдера Нассима Талеба.

Талеб – личность довольно известная. Это тот человек, который предсказал экономический кризис 2008 года. Его книга в свое время тоже наделала много шума. На первый взгляд «Черный лебедь» - популярное пособие по экономике. На деле – достаточно разносторонняя, но захватывающая книга о роли случайности и непредсказуемости в человеческой жизни.

Причем тут лебедь? Это отличная метафора событий, которые находятся за пределами наблюдаемой реальности. Таким потрясением для людей Старого Света когда-то стало существование черных лебедей – путешественники случайно обнаружили их в Западной Австралии. А до этого все были уверены, что в природе есть только белые лебеди.

Книга написана легко, доступно, интересно. В ней есть любопытные мысли, которые неплохо бы взять на вооружение каждому из нас.

Например, понимание того, что нельзя быть самоуверенным в прогнозах. Потому что всегда есть те самые «черные лебеди» - труднопрогнозируемые и редкие события, а также факты и детали, которые имеют значительные последствия. Например, оловянные пуговицы, ставшие одной из причин поражения армии Наполеона в войне 1812 года. В фокусе внимания были военная тактика и стратегия, но никому и в голову не пришло, что оловянные пуговицы и крючки на мундирах и обуви попросту раскрошатся на морозе. А в результате солдаты будут умирать от переохлаждения. Но кто тогда думал о таких мелочах?

И подобных примеров в книге приводится много. Кстати, «черными лебедями» могут быть не только чрезвычайные происшествия, но и неожиданные удачи. Так, например, родились многие значимые научные открытия, достижения искусства и культуры. К слову, создание первой в мире вакцины от коронавируса российскими учеными, тоже своего рода «черный лебедь». Ставки делались на какие угодно страны, но только не на Россию.

И тут возникает еще одна тема, которую рассматривает автор книги. Так сложилось, что человечество мыслит стереотипами. И это, с одной стороны, явление со знаком плюс: потому что экономит таким образом наши силы и ресурсы, даёт нам успокоительную «иллюзию контроля», поднимает самооценку. Однако с другой стороны приводит к неожиданным для самого человека последствиям.

Еще одна мысль, к которой Талеб подводит читателей по ходу книги: нельзя зацикливаться на каких-то конкретных проблемах. Часто бывает так, что боишься одного, а случается совсем другое. Потому что предельная концентрация на событии, которое может в твоей жизни никогда и не произойти, приводит к тому, что человек начинает игнорировать другие опасности, которые, возможно, более реальны и осязаемы.

Одним словом, книга любопытная и очень жизненная. Читать ли? Однозначно! Лично я после знакомства с «Чёрным лебедем» научился спокойнее относиться к жизни. Не нужно гнаться за точностью и конкретикой, надо быть готовым к любым возможным случайностям. И грамотно распределять свои внутренние ресурсы, чтобы они у тебя всегда были в запасе.»


салманханов

салманханов2

Рустам САЛМАНХАНОВ (концертмейстер группы контрабасов):

«Люблю читать книги. Слово «книги» в этом предложении ключевое. Важно, чтобы это было печатное издание. С экрана могу читать только инструкции, либо новости.

Мне нравится приключенческая литература, в их числе романы Джека Лондона. Из недавно прочитанных его романов - «Железная пята», «Время-не-ждет», который в чем-то похож на роман «Финансист» Теодора Драйзера.

Люблю читать Стивена Кинга (особенно ранние его рассказы), а потом с удовольствием посмотреть экранизацию. Помню, в консерваторские времена (2006-2011), по субботам до обеда ездил к ДК Чкалова, где была своеобразная барахолка, продавали кучу видеокассет с различными концертами, CD-диски с редкими записями джазовых, блюзовых, рок-музыкантов, пластинки, книги на любой вкус. Там я нашел очень много фильмов, снятых по Стивену Кингу, такие как «Куджо», «Нужные вещи», «Томинокеры» и др.

Также с большим интересом читаю биографии известных людей – музыкантов, спортсменов, композиторов. На самоизоляции прочел книгу о жизни Дмитрия Шостаковича «Жизнь, творчество, время», автор Кшиштоф Мейер. И ещё одну биографию о не менее значимом гиганте, теперь уже рок-музыки - лидере группы Motorhead, легендарном Лемми Килмистере «На автопилоте».

Сейчас в процессе книга «Чайковский» из серии «Жизнь замечательных людей» и «Маэстро и их музыка» Джона Мосери.

Вообще читать книги не только интересно, но и полезно. Это будоражит мозг, держит его в тонусе, не даёт деградировать, учит складывать буквы в слова, а слова в мысли.»


шинкевич

Юлия ШИНКЕВИЧ (вокалистка):

«Должна признаться, что в детстве я не любила читать сама, зато любила слушать, когда мама читала нам с братом перед сном. Когда среди новогодних подарков оказывались книги, я разочарованно вытаскивала их из-под елки. А во время летних каникул, которые мы часто проводили в деревне у бабушки, я доставала то, что надо было прочитать, лишь за пару дней до приезда родителей, чтобы было чем хоть как-то отчитаться, гораздо веселей было на речке, в походах и верхом на велосипеде. Человеком, кардинально изменившим мое отношение к чтению, стал мой учитель литературы Сергей Никифорович Бражников. Это случилось в восьмом классе. Он открыл для меня художественный текст как «многослойную» сложную систему, научил формировать собственное мнение о произведениях и искать потаенные смыслы. Литература заиграла для меня новыми красками.

Конечно, разные периоды жизни проходили под знаком разных книг, но есть то, что хочется перечитывать снова и снова. И некоторые симпатии остаются неизменными. Например, интерес к мистике, старине, истории у меня был всегда и с годами не исчез. Самые яркие впечатления из школьной программы для меня связаны с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», который я не так давно перечитывала, и книгами стихов А. Блока, которые я просто читаю в удовольствие и многие знаю наизусть. В школе мы изучаем творчество В. Брюсова как поэта, но уже позднее, после окончания университета, я открыла его для себя как шикарного прозаика в мистическом романе «Огненный Ангел» и «римских» романах «Алтарь победы» и «Юпитер поверженный». О ранних христианских сектах в Древнем Риме. Конечно, «Фауст» И.В. Гете и «Божественная комедия» Данте Алигьери - тексты, оставляющие неизгладимое впечатление на всю жизнь, в уме и душе любого, кто к ним прикоснется, так было и со мной. Не могли пройти мимо меня и шаманские практики Карлоса Кастанеды, с упоением читала «Учение Дона Хуана» и «Искусство сновидения». «Имя розы» У. Эко - это единственный детектив, основанный на средневековой рукописи, который захватил мое внимание от первой до последней страницы, хотя я не поклонник этого жанра.

Я горжусь тем, что родилась в один день (3 января) с легендарным лингвистом, исследователем древних языков и европейского фольклора, а также создателем своего фантастического мира Дж.Р.Р. Толкином . Я читала «Властелина колец» на английском и частенько с удовольствие пересматриваю экранизации П. Джексона как «Властелина», так и «Хоббита» также на языке оригинала.

Не так давно открыла для себя самобытного американского писателя Н. Скотт Момадея: «В доме Медведя», «Путь к дождливой горе» - очень необычный взгляд на мир через призму индейского мифологического сознания.

Люблю также книги по древней альтернативной истории славян-ариев, из них особенно понравились «Велесова книга», написанная русским ведическим волхвом Ягайло Ганом в «Арктическая родина в ведах» Тилака Бала.

Всегда любила эпические тексты (русские былины, скандинавскую Эдду, финскую Калевалу), мифы, национальные сказки разных народов, которые со временем обретают все больше смыслов. А сейчас для меня это самый актуальный жанр в ежедневном чтении сыну, русские народные и авторские сказки, сказки братьев Гримм, Х.К. Андерсена и Ш. Перро.»


ProCh 36

Тамара КАСАТКИНА (лектор-музыковед):

«Весь колледж приходилось читать много биографической литературы интереснее всего было читать автобиографии. Потому что после прочтения композитор становился зримым и ощутимым. Начинаешь понимать мотивы, причины создания произведений, а время при этом будто замирает.

Среди многих книг для меня особенной является автобиография – «Галина. История жизни». Эта книга о жизни роскошной Галины Павловны Вишневской. В ней приоткрывается занавес блокадного Ленинграда и один из взглядов на политику Советского союза.

Главное в ней, на мой взгляд, любовь. Любовь к музыке, к Мстиславу Ростроповичу, к детям, Большому театру и к России. Стране, которая отвергла, но осталась самой дорогой и родной. Эта глубокая патриотичность, пожалуй, произвела на меня самое большое впечатление.

Конечно, по фильмам снятым воспоминаниям можно легко воссоздать жизнь Г. Вишневской и М. Ростроповича, но эта книга особенная.

Созданная в 1984 году, автобиография появилась в России лишь в начале 90-х. Проникнутая полярными чувствами любви и ненависти она не оставляет равнодушными никого. Прочитывая страницу за страницей, перед вами появятся пугающий Иосиф Сталин, солнечный и лучезарный Мстислав Ростропович, серьёзный Дмитрий Шостакович.

Слова вдохнут в вашу жизнь ту особенную атмосферу, когда фильмы на это не всегда способны».


смоликова     смоликова2

Елизовета СМОЛИКОВА (альт):

«Когда я слышу вопрос: «А зачем вообще читать книги?», даже немного теряюсь. Для меня это такая же неотъемлемая часть жизни как музыка, встречи с друзьями, занятия спортом.

Люблю бумажные книги. И еще люблю читать вслух. Такая вот особенность и привычка.

У меня нет принципа обязательно прочитывать в день энное количество страниц. Открываю книгу, когда возникает такое желание. Но возникает оно, надо признаться, регулярно.

И нет длинного списка произведений, которые хочу прочесть. Обычно это спонтанный интерес. Иногда наткнусь на любопытную рецензию в Интернете. Иногда знакомые что-то посоветуют. Однажды случайно услышала в маршрутке разговор двух девчонок. Одна рассказывала другой, что по мнению ее папы с тем, кто не читал «Сто лет одиночества», даже и поговорить-то не о чем. Я на тот момент с творчеством Маркеса еще не была знакома. Даже интересно стало, что это за книга такая, без которой ты – потерянный для общества человек. На следующий же день пошла в книжный магазин, купила, прочла. И не разочаровалась.

Иногда на чтение вдохновляют фильмы. Например, после «Десяти негритят» открыла книгу, чтобы узнать какой финал этой истории был у автора. Я и раньше читала Агату Кристи, но этот конкретный роман почему-то прошел мимо. А недавно посмотрела «Книгу джунглей» режиссера Джона Фавро и загорелась почитать Киплинга. Но чаще бывает наоборот. Смотрю экранизации по книгам, которые особенно понравились. Причем, если экранизаций несколько, смотрю все. Сравниваю их с литературным первоисточником и друг с другом. Мне интересно!

А вот что практически никогда не делаю, так это не возвращаюсь к уже прочитанным книгам.

Конкретно сейчас читаю неадаптированную версию сказок братьев Гримм. Любопытно, необычно и местами очень неожиданно. Например, все мы привыкли, что в русских сказках родители – абсолютное добро и любовь. В немецких же сказках они могут запросто своих детей увести в лес, бросить, даже убить. Лично у меня они вызывают противоречивые эмоции. И большой интерес. Уже сам факт, что они признаны ЮНЕСКО мировым культурным наследием, подогревает читательский азарт.»


легков

Даниил ЛЕГКОВ (скрипка):

«Читать я не просто люблю, а очень люблю. Чаще всего читаю в поезде, по пути из Новосибирска в Томск, и наоборот. Но самый большой кайф, когда случаются вылазки с палаткам на природу, и ты теплым летним вечером сидишь у костра в компании с отличной книгой.

Обожаю творчество Стивена Кинга. Всё началось лет десять назад с триллера «Сияние». Фильм так зацепил, что я решил прочесть роман, по мотивам которого он снят. С тех пор Стивен Кинг – мой любимый автор. А книги любимых авторов хочется всегда иметь под рукой и в бумажном варианте. Наверное, я перфекционист: собираю книги одной серии. Если не могу найти их в книжном магазине, заказываю через Интернет. Серия собрана еще не полностью. Да и Кинга перечитал не всего. Так что есть к чему стремиться.

Из русских писателей больше всего нравится Достоевский. Любимый роман – «Преступление и наказание». Почему именно он? Наверное, потому что я очень люблю Петербург. В этом романе город представлен особенно атмосферно и становится полноправным действующим лицом произведения.

Еще один мой фаворит - книга Германа Аберта о жизни и творчестве Моцарта. Про Моцарта я читал немало – это мой любимый композитор. Но монография Аберта вне конкуренции! Это, пожалуй, самое подробное и глубокое исследование судьбы Моцарта – личной и творческой. Особенно интересно было узнать версию автора о событиях последних лет жизни композитора: у биографов Моцарта до сих пор нет единого мнения по этому вопросу. И еще книга написана отличным литературным языком. Сам не заметил, как прочел все четыре тома. Если вы тоже неравнодушны к музыке Моцарта и хотите узнать о нем как о личности, очень рекомендую монографию Аберта.»


лоскутова

Надежда ЛОСКУТОВА (скрипка):

«В чтении я – человек азартный. Если какая-то книга по-настоящему увлекла, не могу оторваться от нее пока не переверну последнюю страницу. В детстве даже шла на разные хитрости, чтобы не расставаться с любимой книгой. За моими домашними занятиями на скрипке следила бабушка. И я заранее разучивала произведение, играла его наизусть, а сама параллельно читала книгу, которую спрятала под нотами.

В моей жизни был период увлечения книгами по психологии. Бизнес-литературой. Литературой по педагогике. Одно время зачитывалась сонетами Шекспира.

Сейчас решила вернуться к художественной литературе. На полке дожидается «Двойник» Жозе Сарамаго. Это очень любопытный португальский писатель, лауреат Нобелевской премии. И обязательно перечитаю свое любимое произведение - «А зори здесь тихие» Бориса Васильева.»


лукьянов

Максим ЛУКЬЯНОВ (музыкант ансамбля «Сибирские узоры»):

«Сейчас, кажется, наступил тот период, когда наконец-то можно читать в свое удовольствие. Осень, я имею в виду. При всей моей любви к книгам, летом читать не могу. В это время года всё, что хоть как-то связано с мыслительным процессом, отпадает. А вообще читаю много, достаточно быстро и обязательно перед сном. Если книга увлекла, запросто могу просидеть за ней часов до шести утра. Поспал пару часов, и на репетицию.

Люблю фантастику, особенно книги про постапокалипсис. Мой безусловный фаворит – «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. Это постапокалиптический роман, описывающий жизнь людей в московском метро после ядерной войны на Земле. Читая подобные вещи, всегда задаюсь одним и тем же вопросом: когда, интересно, люди уже поймут, что жить так, как мы живем сейчас, нельзя? Вот в «Метро 2033», после того, как народ погрузился в полный беспредел и хаос, который сам же устроил, все вдруг сразу стали объединяться, помогать друг другу. А до этого как-то не судьба была…

Еще очень люблю компьютерные игры, ничего не могу с собой поделать. Книги по мотивам компьютерных игр - тоже.

В списке произведений, которые произвели большое впечатление, еще бы назвал «Мы» Замятина и «Мастера и Маргариту» Булгакова. Последний прочел два раза. Первый, как и многие из нас, в школе. Второй – относительно недавно, когда подруга на день рождения презентовала мне подарочное издание «Мастера». Многие рассказывают про своих любимых героев в этом романе. У меня таких нет. На мой взгляд, они там все, мягко говоря, так себе ребята. Но есть любимые эпизоды. Например, эпизод с превращением червонцев в этикетки от бутылок с нарзаном.

А вообще оба этих романа цепляют тем, что они увлекательно, честно и просто, без чрезмерных «умствований», рассказывают про жизнь и взаимоотношения людей. И оказывается, всё, что мы сегодня наблюдаем в обществе и друг в друге, было всегда. Не зря классик сказал: «люди как люди…»»


рябова

Марина РЯБОВА (скрипка):

«Не помню себя не читающей. Читать научилась рано, в пять лет, с тех пор с книгами не расстаюсь.

Первым осознанно прочитанным произведением был «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верна. Потом пришло увлечение романами Александра Дюма, Джека Лондона, Агаты Кристи.

Когда переехала в Томск и стала здесь собирать домашнюю библиотеку, первым делом приобрела полное собрание сочинений Ремарка и Чехова. Последнего просто обожаю. Когда на душе особенно хорошо и спокойно, открываю томик Чехова и читаю. Причем не важно, что это будет за произведение. Главное, что это Чехов. Мне кажется, он что-то про всех нас угадал. Его героев можно переместить из времени и места, где происходит действие произведения, в любое другое время и место, но это все равно будет про нас, сегодняшних.

В числе недавних читательских открытий - «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса. Такое же сильно впечатление на меня произвел в свое время роман Маркеса «Сто лет одиночества».

Из современных авторов очень люблю Дину Рубину. Нравятся ее оригинальные сюжеты, легкий и красивый слог, своеобразный взгляд на жизнь. И, конечно, удивительные герои. Отец и муж Дины Рубиной – художники, сама она окончила консерваторию. С творческим миром и ее представителями она хорошо знакома, не понаслышке знает, как этот мир устроен. И герои произведений Рубиной – люди редкого таланта и необычной судьбы. Читаются книги на одном дыхании.

Еще Дина Рубина очень сочно и живописно описывает места, где происходит действие произведений. Это всегда интересный, авторский взгляд на город, местность. После «Синдрома Петрушки» я с особенным чувством гуляла по улицам Праги, заглядывала в места, описанные в книге.

А после ее романа «Вот идет Мессия!» захотелось побывать в Израиле. Я много путешествую, но Иерусалим в мои планы не входил никогда. После прочтения книги мне стал интересен феномен этой земли. Что заставляет людей сниматься с насиженных мест и перебираться туда на ПМЖ? Чем так манит страна, где летом невозможно жить из-за невыносимой жары? Где в армии в обязательном порядке служат и юноши, и девушки. Где практически в каждом старом доме, и абсолютно в каждой новостройке, есть бомбоубежище. Чтобы понять загадку этого притяжения, была спланирована поездка в Израиль. Удалось ли ее разгадать? Не знаю… Наверное, желание связать свою судьбу с этой страной все же диктует зов крови. Мне та поездка подарила много эмоций, впечатлений. Всё очень понравилось. Но остаться там навсегда я бы точно не хотела.

В эти дни я с большим интересом читаю «Наполеонов обоз», трехтомный роман всё той же Дины Рубиной.»


кордюмова     кордюмова2

Анна КОРДЮМОВА (виолончель):

«Наверное, привычка и любовь к чтению все же формируются под влиянием людей, которые нас окружают. В нашей семье было принято читать, у родителей собрана шикарная домашняя библиотека.

Еще мне повезло с преподавателями по философии в Красноярской академии музыки и театра и по литературе в музыкальном колледже в Кемерово. Благодаря интересным лекциям по зарубежной литературе, случилась моя любовь к Шекспиру. На какое-то время его «Сонеты» стали моей настольной книгой, а на вопросы друзей, что мне подарить на день рождения, заказывала очередной томик Шекспира. Из пьес больше всего люблю «Сон в летнюю ночь».

А после курса философии я самостоятельно, уже не для «зачетки», читала труды Ницше и Фрейда. И еще во время учебы в академии мы с одногруппниками выпускали философский альманах - сборник стихов, переводов, рисунков и сочинений студентов. Он назывался «Наши голоса», я входила в группу его составителей.

Также у меня был долгий период увлечения творчеством Пауло Коэльо. Причем, ни что не предвещало. Тогда Коэльо был на пике популярности, его читали, без преувеличения, все вокруг. А я всегда с осторожностью отношусь к книгам и фильмам, которые пользуются массовой и, зачастую, неоправданной популярностью. Но здесь, как говорится, выбора не было: знакомые подарили на день рождения его «Алхимика» - пришлось читать. Книга произвела на меня огромное впечатление. После «Алхимика» я прочла, наверное, все произведения, которые вышли из под пера Коэльо. В его книгах много жизненной философии. В каком-то смысле они даже переворачивают мировоззрение. Лично мне близка мысль о том, что когда человек действительно чего-то очень хочет, и эта его мечта добрая и светлая, всё складывается таким образом, чтобы она сбылась. Появляются рядом нужные люди, находятся силы, энергия и возможности для осуществления задуманного. Всё складывается даже как будто само собой, без усилий и надрыва со стороны человека.

После рождения дочки я стала активно читать литературу по педагогике, по детской и семейной психологии. Особенно нравятся статьи психолога Михаила Лабковского. Еще читаю дочери сказки Пушкина. Софии три года, без книжки на ночь спать не ложится. Наша самая любимая сказка – о золотом петушке. А недавно читали сказку про Питера Пэна. Так получилось, что у нас две книги, в разных переводах. И истории в них заметно отличаются. Это стало для меня стимулом исполнить давнее намерение – выучить английский язык. Заодно и прочту сказку Барри Джеймса в оригинале, узнаю, какой из переводов ближе к оригиналу.

Из других моих литературных фаворитов – романы Джейн Остин, поэзия Тютчева и Фета. Остин очень красиво, лирично и трепетно пишет о чувствах и отношениях. Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, неограниченные той или иной эпохой.

Еще мне очень нравится проза Евгения Гришковца – меткая, яркая, эмоциональная, позитивная, остроумная. Люблю его за то, что показывает нашу жизнь такой, какая она есть. Но делает это легко, с юмором и неизменным оптимизмом. После таких книг хочется жить.

А в школьные годы полюбила роман Гончарова «Обломов». Даже участвовала в школьной викторине и получила призовое место. Вообще Илья Ильич Обломов – это я.  Я тоже обожаю поспать в свое удовольствие, помечтать, пофилософствовать о жизни.

Ну а в электронной «читалке» на время гастролей, путешествий и дальних поездок меня дожидаются стихи Пушкина, Лермонтова, повести Чехова и «Дневник Домового» - книга, которую друзья рекомендуют мне давно и настойчиво.»


малькова

Людмила МАЛЬКОВА (скрипка):

«В нашей семье чтение – дело, которое увлекает всех. Нередко мы с мужем и свекровью читаем одни и те же книги.

Сейчас в жизни наступил такой период, когда я заново открываю для себя русскую классику. Недавно читала Достоевского. Можно по-разному к нему относиться, считать мрачным и унылым автором. Но в финале его романов всегда есть светлая, пронзительная нота. «Братья Карамазовы», конечно, история болезненная, тяжелая, изнуряющая. Но вот с «Идиота» всем советую начинать знакомство с романной частью творчества Достоевского.

С огромным наслаждением перечитала «Войну и мир». К роману не прикасалась со школьных времен. Повторное знакомство с ним оказалось еще любопытнее. Если в школе все мы пролистываем, связанные с войной, то в этот раз я их буквально «проглотила». Очень интересное погружение в эпоху, которое делает роман Толстого таким атмосферным. «Анну Каренину» тоже читала другими глазами. Уже не просто как историю про любовь, но и как произведение об исторических преобразованиях после отмены крепостного права, о жизни светского общества. С возрастом и жизненным опытом восприятие одних и тех же произведений меняется, теперь я знаю это точно.

Отдельно хочется сказать про Шолохова. Это тот автор, который стоит того, чтобы возвращаться к его книгам снова и снова. Здесь и глубокое понимание жизни, и неповторимый колорит, и отличный слог. Мне кажется, уже само по себе чтение произведений Шолохова облагораживает.

Очень люблю Алексея Иванова. Его исторические романы «Сердце пармы», «Тобол» стали для меня одними из самых ярких литературных впечатлений. Но больше всего потряс роман «Золото бунта». Захватывающая история о событиях, происходивших на Урале, спустя четыре года после Пугачевского восстания. Главные герои книги – сплавщики. В те времена река Чусовая была главной транспортной артерией Урала. При этом очень крутой и своенравной. Чтобы пройти Чусовую, от сплавщиков требовалось недюжинное мастерство, это была по-настоящему тяжелая и опасная работа. История, вышедшая из-под пера Алексея Иванова, получилась очень колоритная.

Еще обожаю фантастику и фэнтези. На эту литературу меня «подсадил» муж. Сейчас в процессе цикл «Полари» Романа Суржикова. Очень любопытный автор, который создал не менее любопытный мир фантастического Средневековья. Тот самый случай, когда от книги не оторвешься, пока не перелистнешь последнюю страницу.

Недавно открыла для себя еще одного отличного автора. Это томский писатель-фантаст Станислав Смакотин и его роман-эпопея «Цусимский синдром». Главный герой – наш современник, внезапно оказавшийся в начале XX века. Во время отдыха во Вьетнаме он выпал за борт прогулочного катера, а, вынырнув, очутился на борту корабля тихоокеанской эскадры, за несколько дней до Цусимского сражения. Не буду пересказывать сюжет, чтобы не раскрывать интригу. Но тема подана интересно, вкусно, местами неожиданно. После этой книги даже захотелось перечитать роман «Цусима» Новикова-Прибоя.

А со Станиславом мы, кстати, знакомы лично. Он оказался соседом нашей знакомой. Такие вот интересные сюжеты и встречи подкидывает жизнь.»


воронцов

Анатолий ВОРОНЦОВ (виолончель):

«Так получилось, что первой осознанной книгой для меня стала книга о музыке. Вернее, о композиторе. Это повесть чешского писателя Антонина Згоржа «Один против судьбы», в которой детально воссоздается судьба Людвига ван Бетховена. Прочесть ее мне посоветовал репетитор по теории музыки.

Книга произвела на меня большое впечатление. В судьбе Бетховена было много трагических моментов, испытаний, страданий. Несмотря ни на что он продолжал жить, бороться с обстоятельствами, создавать гениальную музыку. Такая сила человеческого духа впечатляет и вызывает уважение. Наверное, именно поэтому в его музыке такой накал страстей и такая мощь. И если уж совсем честно, то в какой-то степени на мой выбор профессии повлияла и эта книга. Во всяком случае, на дальнейшие занятия музыкой уж точно вдохновила.

Был в моей жизни период увлечения творчеством Ремарка. Также очень люблю творчество Чака Паланика. Эта любовь началась после просмотра «Бойцовского клуба», снятого по его книге.

Из недавних ярких впечатлений – «Шантарам» Грегори Дэвида Робертса. Этот роман мне посоветовал когда-то мой сосед по консерваторскому общежитию, а теперь коллега по Томскому симфоническому оркестру – флейтист Степан Боргояков. А мнению друзей я привык доверять. Книга очень понравилась – она основана на реальных событиях, легко читается и так затягивает с первых же страниц, что невозможно оторваться.

Сейчас я увлекся психологической литературой. Интересует всё, что касается межличностных отношений.

Что касается чтения как такового, то я не считаю, что каждый человек ОБЯЗАТЕЛЬНО должен читать книги. Вовсе не обязательно. У каждого свои предпочтения и интересы в этой жизни. Но чтение однозначно расширяет для нас границы окружающего мира, увлекает и заставляет работать воображение.»


С артистами беседовала Елена Штополь
Фото предоставлены артистами