bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Красота в миноре
ptr_02.jpg

Редко так бывает, чтобы возраст исполнителя почти совпадал с возрастом слушателей. Но Пушкинская карта сделала это возможным. Молодого музыканта слушали меломаны его поколения, они составили доминирующее большинство на концерте 1 февраля.

Выступление перед незнакомой публикой – всегда испытание для любого артиста, тем более для начинающего. Свое волнение Александр Патрушин, студент Санкт-Петербургской консерватории, ученик Даниэля Зарецкого, старался скрыть за сосредоточенностью. К тому же, программа, которую он выбрал для знакомства с Томском, - сложная, требующая от исполнителя виртуозности и тонкого чувства стиля каждого автора.

Название концерта «Четыре века органной классики» задало вектор движения музыки – от барокко к современности, от Букстехуде к Таривердиеву. В эмоциональном и содержательном плане – от тишайшей безмятежности духа до страстной молитвы.

Слушатели обнаружили еще один содержательный стержень программы. Сочинения всех семи композиторов, выбранных Александром Патрушиным, написаны в минорной тональности. Казалось, исполнитель поставил перед собой задачу: показать всю палитру минора на материале сочинений разных по стилю композиторов.

«Я не специально, так получилось», - признался исполнитель. Тем не менее именно минорная тональность придала цельность музыкальной картине, «нарисованной» молодым органистом.

Начал он с самого известного предшественника Баха – Дитриха Букстехуде, ради которого Иоганн Себастьян проделал долгий путь пешком, чтобы услышать его игру в Любеке. Прелюдия ре минор поднимала к высотам духа. Казалось, что под сводами Органного зала рождается голос самого Господа.

Прозрачная нежность Фуги соль минор Иоганна Адама Райнкена, младшего современника Букстехуде и предшественника Баха, рождала радостное чувство. Музыка была благодарением Богу за красоту и гармонию мира. Да и сама музыкальная ткань изобиловала мелодическими украшениями.

Три сонаты ровесника Баха, итальянца Доменико Скарлатти, написанные в ре-, си – и фа миноре, создали элегическое настроение, легли на сердце слушателя нежнейшими пассажами, умиротворили и примирили с миром и собой.

Поэтическая меланхолия, окутавшая Органный зал во время исполнения музыки Скарлатти, сменилась философскими размышлениями нашего соотечественника Микаэла Таривердиева. Его Хоральная прелюдия для органа до минор вступила в диалог с сочинениями барочных композиторов. В ней чувствовался глубокий пиетет Таривердиева перед предшественниками Баха, и в то же время гармонии отражали настроения современного человека.

Музыка композитора конца ХХ века неслучайно была включена в программу концерта. Ведь своим знакомством с Томском уроженец Архангельска обязан Таривердиеву – в сентябре 2021 года он стала лауреатом третьей премии на крупнейшем Международном конкурсе органистов имени Таривердиева в Калининграде. Концерт в Томске стал подарком для Александра Патрушина. Сам же молодой и весьма талантливый органист подарил томичам прекрасный вечер органной музыки.

В свою программу он включил и финал из Симфонии для органа №1 ре минор Луи Вьерна – эта музыка и принесла ему победу в Калининграде. Вьерн завершал концерт. Перед этим прозвучали три серьезных сочинения – два опуса И. С. Баха и Соната для органа №1 фа минор в 4-х частях Ф. Мендельсона-Бартольди.

Такая последовательность – Бах – Мендельсон – напомнила об историческом прецеденте: именно Мендельсон был тем музыкантом, который вернул европейским слушателям Баха. В контексте концерта сочинения Баха – Хоральная прелюдия фа минор и Прелюдия и фуга си минор – звучали как страстная молитва Богу. Они «распрямляли» душу слушателя, как Венера Милосская распрямила душу героя очерка Успенского.

Соната Мендельсона тоже была молитвенным обращением к Господу, в основе ее лежит тема протестантского хорала «Что пожелает мой Господь, да свершится во все времена», но «произносилась» она человеком романтического склада, который понимает «о себе» как об уникальной личности. Поэтому волны страстей захватывали аудиторию.

Свое выступление в Томске Александр Патрушин завершил, как уже говорилось, музыкой французского композитора Луи Вьерна, который завершал век романтики. Прелюдия и Финал из Симфонии №1 ре минор занимают важное место в репертуаре начинающего органиста. Утверждение красоты и жизни звучали в его интерпретации драматического в целом произведения.

Интеллектуальная чувственность исполнителя из Санкт-Петербурга была вознаграждена искренними и горячими аплодисментами. Сам же музыкант признался после концерта, что впервые гастрольная жизнь увела его так далеко от родной альма матер, поэтому он очень тронут радушным приемом томских слушателей.

ptr_01.jpg ptr_03.jpg
Текст и фото: Татьяна ВЕСНИНА