Но если это родина? Если для тебя только здесь раздвигает солнечный луч облака и делает вдруг нарядными и дома, и скалы, и сосну на камне у самой воды? Где же еще можно забираться так далеко в горы, слушать, как грохочет в скалах голос горного короля, как пляшут тролли? И разве есть еще где-нибудь такие бесстрашные рыбаки, как в соседнем поселке? Они суровы, молчаливы, но глаза и редкая улыбка выдают их сердечную доброту. А сколько песен можно услышать в деревне! Как пляшут там халлинги и спрингдансы. Какие прекрасные песни поют в горах пастухи...
Радостно видеть и слышать все это, шагая рядом со взрослым другом, вернувшимся в родную Норвегию из дальних странствий, — рядом с "норвежским Паганини" Уле Буллем. Уле Булль слушает первые сочинения Эдварда Грига, рассказывает о народной норвежской музыке.
Мать, прекрасная пианистка, научила Эдварда владеть инструментом, любить Баха, Моцарта, Глюка, Бетховена, Шуберта, она научила его быть настойчивым и не бояться трудностей.
Уле Булль, послушав сочинения Эдварда, решительно сказал родителям: мальчик должен быть музыкантом. Дома Эдвард получил все, что мог получить. Ему необходимо теперь поехать в Лейпциг, в консерваторию (в Норвегии в то время своей консерватории не было).
Первый концерт в родной Норвегии принес Григу большой успех. Но ни в родном Бергене, ни в столице Христиании Григ не нашел применения своему таланту. Как и многие его соотечественники — музыканты, писатели, он в 1863 году уехал в Данию, в Копенгаген. Там и начался расцвет музыки Грига...
Копенгаген был тогда большим культурным центром Европы. В Копенгагене жил и творил великий датский писатель, сказочник и поэт Ханс Кристиан Андерсен, к которому тянулись все передовые люди Дании. Вслед за Андерсеном поэты, музыканты, художники Скандинавских стран обращались к народной поэзии и музыке, под его влиянием развивалась тогда самобытная и яркая культура Скандинавии.
И молодой Григ был покорен прекрасной, полной любви к человеку поэзией Андерсена, ко многим стихам его он писал музыку. А великий сказочник был одним из тех, кто первым оценил творчество Грига. Композитор хорошо знал и любил скандинавскую поэзию, многие стихи он перекладывал на музыку.
Но долгое время на Грига смотрели как на рядового музыканта. Решил судьбу композитора его величество случай. Одно из лучших творений Грига — юношеская фортепьянная соната, навеянная композитору картинами природы родной Норвегии, ее историей, ее народными мелодиями, попала к прославленному композитору Ференцу Листу. Лист пришел в восторг от необычной, не похожей ни на какую другую музыки Грига.
Дружеское отношение Листа решило судьбу Грига. Норвежское общество тут же изменило свое отношение к молодому композитору. Равнодушие публики сменилось доброжелательностью. Словно Лист открыл ей глаза на сокровище, которое до тех пор оставалось незамеченным.
Григ был очень добрым и мягким человеком. Он не умел смеяться над людьми. Не стал он смеяться и над Пером Гюнтом. Композитор написал музыку только к тем сценам, которые были ему по душе.
Его дом, чудесная усадьба в пригороде, который Григ действительно полюбил, он назвал "Тролльхауген" — "Холм троллей".
Хочешь узнать Грига — послушай музыку его к драме великого норвежского писателя Ибсена "Пер Гюнт". В одиночестве Григ написал своё главное сочинение — музыку к драме Генрика Ибсена "Пер Гюнт". В ней воплотились его переживания той поры. Мелодия "В пещере горного короля" отражала неистовый дух Норвегии, который композитор любил показывать в своих произведениях.
Григ — это Норвегия в музыке, страна, ее природа, ее люди. Простые люди. Их дела, обычаи, сказки. Произведения так и называются: "Сцены из народной жизни", "Норвежские танцы", "Свадебный день в Трольхаугене", "По скалам и фьордам", "Шествие гномов".
О том, как близка музыка Грига русскому сердцу, хорошо сказал П. И. Чайковский, которого соединяла с норвежским композитором личная дружба: "...Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественной, широкой, грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик".
Источник Источник
Услышать норвежскую музыку приглашаем вас 17 июня в прохладу большого концертного зала
|