Гонг принадлежит к металлическим идиофонам с неопределённой высотой звучания, обладает мрачным, грозным, зловещим тембром.
Инструмент обладает способностью долго вибрировать после удара, давая многократные волны нарастания и удаления звука и создавая таким образом впечатление колоссальной звуковой массы.
В оркестре роль большого гонга заключается в создании гнетущей атмосферы и усилении ритма.
В классической музыке гонг применяется с начала XIX века — одним из первых композиторов, использовавших его в своих произведениях, был Джакомо Мейербер.
Удар гонга знаменует собой смерть, катастрофу, присутствие волшебных сил, проклятие, предзнаменование и др.
В "Руслане и Людмиле" Глинки гонг звучит в момент похищения Людмилы Черномором, в "Шехеразаде" Римского-Корсакова — в миг, когда корабль Синдбада разбивается о скалы.
Звуки гонга можно услышать в финале Шестой симфонии Чайковского, третьей части поэмы "Колокола" С. Рахманинова ("Набатный звон"), трагической кульминации первой части Седьмой симфонии Шостаковича и других сочинениях.
Источник |